В Оренбург мы собирались заехать, но ненадолго. Однако обстоятельства изменили наши планы. На подъезде к городу несколько раз попал в облака из бабочек и вскоре стал замечать, что стоило чуть поднять обороты, как температура двигателя начинала подбираться к красной черте.
Если уж на равнине стали происходили такие необычности, то можно было представить, что за чудеса начались бы на каких-нибудь горках.
Плановое обслуживание нашего «Прадика» думал провести в Самаре, но глянул, что в Оренбурге также есть сервисный автоцентр «Тойоты» и решил заехать туда.
Свободное время для нас нашлось только на вечер следующего дня. Вот так мы застряли на пару суток в Оренбурге. И не пожалели.
Ребята из автоцентра посоветовали остановиться в ближайшей гостинице, но торчать на окраине города показалось неинтересным, и мы отправились в центр, где нашли недорогой гостевой дом.
Я обычно стараюсь смотреть историю городов, в которых останавливаюсь. Ни разу не видел, чтобы поселение основывали как город-солнце или город-сад. Обычно как крепость или промышленный центр. С Оренбургом особый случай. Из названия ясно, что родом он из петровской эпохи. Но дословно - город на реке Орь. Такой же уже имеется в России и о нем тут недавно рассказывал - Орск. Однако немецкое окончание наложило свой отпечаток: Оренбург выглядит повеселей своего тезки.
К слову, одно время Оренбург именовался Чкаловым. При этом знаменитый летчик здесь никогда не бывал. Но памятник ему здесь стоит и очень похож на тот, что в Нижнем Новгороде.
Зато другой знаменитый летчик не только здесь встал на крыло, но и нашел семейное счастье. Имя ему - Юрий Гагарин.
В Оренбурге более 10 лет провел в ссылке Тарас Шевченко и здесь у него до сих пор имеется свой музей.
Есть в Оренбурге и памятник Мусе Джалилю, который родился неподалеку и учился оренбургской мусульманской школе-медресе.
И Пушкин здесь был. Искал материалы о восстании Пугачева для своей повести «Капитанская дочка».
Бунт, кстати, имел свои последствия. Как известно, Емельян как ни хотел, но Оренбург не взял. Екатерина II не забыла, что к бунтовщику примкнуло яицкое казачество. И стерла это понятие. Реку Яик переименовали в Урал, яицкого казачества вообще не стало. А на гербе города появился флаг Андрея Первозванного и существует там до сих пор.
Сегодня по мосту, что в конце главной пешеходной улицы Ориенбурга можно через реку Урал перейти из Азии в Европу.
Никаких виз для этого не требуется. А можно и переплыть в размашку. Тут мелко и никаких проблем для этого нет.
Вероятно, рассказ об Оренбурге был бы не полон без еще одной его легенды - пуховых платков. Ими торгуют всюду, но в центре пешеходной улицы есть фирменный магазин фабрики. Здесь самые приятные цены на этот товар. Штурман не удержалась и купила здесь много чего.
Рядом несколько фаст-фудов. На одном прикормились воробьи. Серьезные такие. Будто говорят: засиделся ты тут братан, бросай булку и дуй дальше…
… После техобслуживания, в которое вошла продувка-промывка радиатора, температура двигателя нашего «Прадика» пришла в норму и до дома нас уже не беспокоила.
Поехали дальше.