Два свежих примера, что происходит порой с современными учеными, вполне компетентными в своих областях, когда они пытаются сделать шаг влево или вправо.
Первый - из книги Apostasy and Jewish Identity in High Middle Ages Northern Europe Симхи Голдина из тель-авивского университета (доктор философии, руководитель исследовательского центра, книга издана университетским издательством). Которому зачем-то вздумалось в лес погуляти - пересказать в предисловии сюжет "Тевье-молочника". Который, по мнению сего ученого мужа, таков:
The heart of the story is doubtless Tevye’s confrontation with his beloved daughter Chava, who fell in love with a Polish Christian, and married him in church.
Для тех, кто не читал или запамятовал: мужа Хавы звали Федька Галаган. И был он, естественно, украинцем/малороссом православного вероисповедания, которого венчал обычный православный поп (неоднократно упоминаемый Шолом-Алейхемом).
За какие грехи православный украинец стал "польским католиком", науке, увы, неизвестно.
Ну и второй - из уже упоминавшейся книги A Kosher Christmas Эли Плаута. Который вообще-то пишет про Америку и американских евреев, но решил сделать лирическое отступление о дореволюционной России. И поведал городу и миру:
In Russia and other countries where the Russian Orthodox Church prevailed, Christmas was celebrated on the eve of January 6, the feast of Epiphany, and the day of January 7.
К чему я это? Недавно кто-то меня спросил, почему я не читаю Юваля Харари. Ну, вот примерно поэтому.
В мордокниге.