Читавшие мою (электронную) книжку "Иудейские войны и древности начала Нового времени" (те, кто не читал, по-прежнему могут ее приобрести всего за 50 шекелей), несомненно, помнят главу о нееврейском вине (которое, в принципе, запрещено, но есть много нюансов). И вот еще один шекель в эту копилку.
Известный амстердамский раввин Менаше бен Исраэль (1604-1657), убедивший Кромвеля разрешить евреям жить в Англии, лично и по переписке общался с многими тогдашними интеллектуалами и христианами. Был в их числе французский писатель, философ и врач Самюэль Сорбьер (1615-1670), которого (впрочем, не его одного) искренне удивляло, что его друг, такой образованный человек, скрупулезно соблюдает иудейские законы. В частности, в его мемуарах описан такой эпизод (цитата по уже упоминавшейся в одном из предыдущих постов книге Надлера):
Menasseh, with whom he would visit the homes of mutual friends, was careful not to let his socializing with gentiles lead him to violate Jewish restrictions on food and drink.Once, when Menasseh was with Sorbière, Vossius, Barlaeus, and Episcopius during the time of Passover, he was offered a cup of wine. However, “he [Menasseh] excused himself because the cup, having also served for a drink of beer, might still contain some residue with atoms of leaven.” .
Поскольку в еврейском доме некошерной посуды быть не могло, дело, несомненно, происходило у кого-то из христиан. И, следовательно, вино, предложенное Менаше, было нееврейским.
И наш раввин, как можно сделать вывод из этого рассказа, в обычное время такое вино пил!