Интервью: Восемь наболевших вопросов о рекламе, не оставшихся без ответа

Oct 05, 2011 14:40

    На прошлой неделе дал интервью Минскому сайту . Отвечал на белорусском, поэтому строго не судите :):




Николай Жиляков, российский эксперт в области продаж, рекламы и маркетинга, ответил на самые актуальные вопросы, связанные с продвижением товаров и услуг.

Если вам кажется, что реклама сегодня не вызывает ничего кроме отторжения, появление новых видеороликов на телевидении и статей в прессе не приносят результатов, если складывается впечатление, что разработка промопродукции требует неоправданно больших финансовых затрат, пришло время узнать, как завоевать расположение фортуны.

Belreklama.by: C каждым днем люди все меньше доверяют рекламе. Как можно это исправить?

Николай Жиляков: С каждым днем потребители видят все больше рекламы, все больше оплаченных коммерческих сообщений. Давайте представим пару утренних часов обычного мужчины с пробуждения и до приезда на работу. Сколько рекламных сообщений  он получит?
  1. Пробуждение и умывание. Сообщения на зубной пасте, щетке, пене для бритья, бритве, геле после бритья, дезодоранте. Итого - 6.
  2. Готовим завтрак. Логотипы и названия на микроволновке, чайнике,  плите, холодильнике, а также на продуктах: колбасе, банке кофе, пачке сливок. Итого - 7.

Еще нужно одеться, сесть в машину, проехать по улице… Если просчитать все рекламные сообщения за 2 утренних часа, то получится более 130! А сколько из них запомнилось?

Наш мозг настроен на фильтрацию всей лишней и ненужной информации. В первую очередь отсекаются мелкие, непонятные и плохо читаемые послания. Затем - сообщения из источников, которые не заслуживают доверия. Далее  отфильтровывается  банальная и клишированная реклама. В итоге остается одно-два запомнившихся сообщения в день.

Покупатель не хочет видеть рекламу! Поэтому задача креативной группы - сделать крайне необычное и нестандартное сообщение. Тогда оно минует «защиту» потребителя и запомнится надолго.

Belreklama.by: Сегодня есть множество способов заявить о себе: реклама на автомобилях, на одежде, даже в компьютерных играх и т.д. Насколько такие способы оправданы?

Н. Ж.: Любой способ попасть в поле зрения покупателя хорош. Но важно не просто мелькнуть на носителе, но и передать отношение к бренду, ощущения от него. Интересные и нестандартные рекламные носители - кладезь скрытой, не игнорируемой потребителями рекламы. Именно поэтому, реклама автоматических ворот так уместно смотрится на раздвижных дверях в торговых центрах, реклама страхования жизни - в самолетах, реклама ремонта и ипотечных кредитов - на строящихся жилых зданиях.  Подобные послания запоминаются надолго, а стоимость их размещения не очень высока.

Стоит учитывать и тот факт, что в XXI веке реклама не должна быть похожа на рекламу. Вместо нее покупатель ждет дружеский совет, рекомендацию специалиста, полезную новость или шутку.

Belreklama.by: Быть или не быть пропиаренным в Глобальной Сети? Многие считают, что создать сайт или хотя бы блог, группу «Вконтакте» - первая необходимость для любой компании. Так ли это?

Н. Ж.: Торговля, социальные связи, общение и новости перемещаются в сеть. Семь -восемь лет назад мы искали нужные товары, услуги, адреса и телефоны в толстых каталогах. Сейчас проще и удобнее набрать нужное словосочетание в поисковике и через несколько секунд получить полный ответ.

Теперь считается нормой изучить потенциального работодателя в Сети и посмотреть, что о нем пишут кроме официальной информации. С каждым днем все меньше доверия вызывает у человека реклама на телевидении и оплаченные материалы в печатных СМИ. Зато рекомендации знакомых и неформальных лидеров становятся для нас ценнее.

Быстро меняются и задачи, стоящие перед рекламными агентствами. Необходимо предлагать клиенту динамичный сайт с продуманным наполнением, SEO-продвижение по ключевым запросам, работу с социальными сетями, блог и «Твиттер».  На первое место выходит работа с уже существующими группами и сообществами. Скажем, рекламировать детское питание проще и дешевле в группе «Скоро стану мамой», а не на ТВ, где рекламу увидят не только потенциальные покупатели, но и «лишние» зрители.

Есть еще одна замечательная сторона блогов и социальных сетей. Это уникальный и быстрый механизм сбора обратной связи. Утром разместите в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» информацию об акции, и уже к вечеру получите мнение покупателей-новаторов о ней. Узнаете об ошибках, нехватке товара, некомпетентных продавцах и многом другом… Для получения такой обратной связи  «по старинке» пришлось бы самому простоять у витрины целый день.

Belreklama.by: Существует мнение, что тратить много денег на рекламные кампании необязательно, так как зачастую дешевая реклама может оказаться эффективнее дорогой…

Н. Ж.: Мы живем в перенасыщенном коммерческими сообщениями мире. Как я уже говорил, в рейтинге авторитетных источников информации на первое место вышли мнения друзей, коллег и соседей. Партизанский маркетинг - искусство миновать «фильтры» человека, отсеивающие все виды прямой рекламы. Это маркетинг высшей пробы, который покупатель принимает за чистую правду, и о котором рассказывает своим друзьям.

В прошлом году для одного крупного торгового центра мы проводили необычную акцию. Каждый покупатель, пришедший в магазин с детьми, получал за любую покупку жетон в подарок. В специальном автомате этот жетон можно было обменять на жвачку, конфеты или небольшой сувенир. Реклама - два десятка плакатов в ближайших школах.

За две недели акции все дети района привели своих родителей в торговый комплекс за покупками и сделали их постоянными покупателями. Выручка бутиков выросла в три раза, якорного арендатора - в 4 раза. При этом бюджет акции составил всего 800$.

Таким образом, мы видим, что партизанский маркетинг - это использование тактики точечных ударов и диверсий  против крупного и сильного противника и великолепный способ решить локальную проблему или раскрутить один-два магазина большой сети.

Belreklama.by: Но чтобы разработать акцию или рекламную кампанию, понадобиться помощь профессионалов. По каким критериям выбирать агентство, в котором разработают действительно эффективную рекламу?

Н. Ж.: Мне приходится очень много общаться с рекламными агентствами, дизайнерами и копирайтерами. Для себя, я выработал несколько простых правил их оценки.

На этапе выбора агентства, оцениваю три важных параметра:
  1. Насколько хорошо РИА понимает проблему, с которой я обратился.
  2. Насколько хорошо РИА понимает конкурентные преимущества  компании и предложения.
  3. Насколько интересны портфолио дизайнеров и креативщиков,  работающих в агентстве сейчас. 

Рекламное агентство должно ясно представлять с какой проблемой столкнулся клиент, и предлагать конкретные и понятные способы ее решения. К тому же все предложенные варианты должны базироваться на сильных сторонах и «плюсах» продукции заказчика. Попросите рассказать о  дизайнерах, работающих в рекламном агентстве, и  встретьтесь с ними. Начинайте работу только тогда, когда убедитесь, что  дизайнер и копирайтер поняли проблему, задачу и конкурентные преимущества компании.

Для оценки на этапе подготовленных макетов предлагаю руководствоваться авторской методикой под названием 6Z. Просто ответьте на шесть простых вопросов:
  1. Реклама соответствует целевой аудитории?
  2. Соответствует позиционированию компании?
  3. Идея проста и понятна с первого взгляда?
  4. На рекламу хочется смотреть более, чем 3 секунды?  (для печатной, наружной) / Ролик хочется прослушать / посмотреть повторно? (для ТВ, радио)
  5. Каллиграфия. Не используется более 3-х типоразмеров шрифтов?
  6. Текст соответствует изображениям?

Чем больше ответов «да», тем ближе вы к цели. Рекламу с оценкой менее 5 баллов мы для размещения не отдаем.

Belreklama.by: К сожалению, реклама не всегда получается эффективной. Что делать, если она не работает?

Н. Ж.: Перестаньте ее размещать! Если маркетинг не приводит клиентов - это плохой маркетинг! Первым делом снимите всю наружку и откажитесь от прокатов ролика. Поменяйте маркетолога, рекламиста и обязательно наймите консультанта, чтобы получить стороннюю точку зрения на ситуацию. Пригласите знакомого эксперта на дружеский обед и посоветуйтесь с ним. Меняйте ситуацию! В крайнем случае, напишите мне на nz80@list.ru. Я дам наводки как исправить ситуацию.

Маркетинг должен приносить логичный и измеримый результат, а не становиться кладбищем «имиджевой рекламы».

Belreklama.by: Всегда ли причины провальной рекламы связаны с непрофессионализмом исполнителя? Или в этом есть и вина заказчика, который не может оценить креатив предложенных идей и боится сделать что-то неординарное?

Н. Ж.: Обвинять заказчика в отсутствии смелости и страхе перед необычными решениями - последнее дело.  В руках рекламного агентства есть все инструменты, чтобы убедить клиента в правильности идей.  Маркетинговые исследования, опросы, глубокие интервью, мнения экспертов... Если считаете, что ваши задумки достойны, то смелее прибегайте к ним. Опрос 50-100 человек будет стоить недорого, но кредит доверия, который получите от заказчика, превзойдет все ожидания.

Помните, мы работаем с рекламой. И без креативных, интересных идей нам грош цена.

Belreklama.by: Могли бы вы дать несколько советов для наших читателей, которые столкнулись с проблемой создания поистине эффективной рекламы?

Н. Ж.: Вспомните мультфильм «Рататуй». Он заканчивается фразой «Удивите меня!», сказанной великим и ужасным ресторанным критиком Антуаном Эго. Современный маркетинг должен удивлять даже самого искушенного человека. Избегайте повторов и банальностей. Соберите все клише, присущие рекламе товаров (аналогичных вашему), и сделайте наоборот. Работайте вразрез обыденности. Удивите покупателя!

P.S. Отдельная благодарность журналисту Дарье Калининой, за классную атмосферу, созданную во время интервью.

Маркетинг ульяновск, партизанский маркетинг, Маркетинг, реклама ульяновск, маркетинг ульяновск, привлечение покупателей, реклама, маркетинг

Previous post Next post
Up