Вид на смотровую площадку кремля. Справа Волга, слева Каменный ручей. Виднеющееся вдали здание гостиницы вне пределов кремля.
Свою экскурсию по городу мы начали с кремля. Он показался таким маленьким. Должно быть, в нашем представлении его величина
несоизмерима с событиями, происходившими в нём, так сильно повлиявшими на ход истории России.
Кремль по сути был "островом", с севера текла Волга, с запада и востока его защищали впадающие в Волгу речки Шелковка и Каменный ручей, между ними был прокопан ров.
Некогда кремль был укреплен валами и деревянными стенами, которые неоднократно разрушались. Последний раз стены, башни и мосты были восстановлены в 1660-1662 годах. Они никогда не были каменными, и стены и башни были построены из бруса, покрыты тёсом. Археологи раскопали основание одной из башен со следами пожара. Стены разобрали из-за ветхости и ненужности, по легенде такова была воля Екатерины II. В настоящее время о былых укреплениях кремля напоминают только остатки рва. Гуляя по кремлю, я все думала, а где же были эти стены, ведь край берега так близко. Дело в том, что строительсво Угличской ГЭС велось на пойме, вне русла реки, Волга широко разлилась, затопив часть берега возле кремля, это видно на старых фотографиях.
Вид из города на территорию кремля и здание городской думы. На переднем плане обмелевший Каменный ручей. На заднем плане за деревьями - то что осталось от построенной в 1827 году Богоявленской церкви, которая в прошлом входила в состав соборного храма и использовалась в качестве зимнего храма. В тридцатые годы купол церкви уничтожили, в здании разместили клуб. Сейчас там выставочная галерея.
От прежних времен сохранился ансамбль построек, включающий княжеские палаты, церковь Димитрия-царевича на крови, Спасо-Преображенский собор, колокольню и здание городской думы.
Здание городской думы, построено в 1815 году, типичный пример общественного здания эпохи классицизма. Каменный мост через когда-то глубокий ров ведёт в кремль-музей.
Парадная престольная палата дворца углицкого удельного князя Андрея Васильевича Большого, прозванного за горькую свою кончину в темнице Горяем (1446-1493), сына великого князя Московского Василия II Васильевича Тёмного. Построена князем в 1480- е годы, один из древнейших образцов жилого (гражданского) зодчества на территории России. Известна как палата царевича Дмитрия. В конце XIX века облик палаты был изменён, было пристроено пышно-громоздкое крыльцо с шатровыми навершиями в стиле XVII века, так же была изменена форма кровли.
Это здание палат - всё, что осталось от времен царевича Дмитрия. Неизвестна конфигурация дворца, учёные только предполагают, как он выглядел в конце XVI века. Считается, что передняя часть дворцового комплекса имела П-образный план с внутренним двором. Слева от него располагался Спасо-Преображенский собор, слева - сохранившаяся княжеская палата. В глубине двора находился расположенный уступами ряд дворцовых зданий, вытянутый вдоль берега Волги. Дворцовые здания имели внутренний защищенный двор, ворота, переходы, крыльца. Как полагают, со стороны Волги дворцовые здания были объединены каменной стеной. либо перед ней на размытом впоследствии участке берега была еще деревянная стена с башнями, как в более позднее время.
Архитектурно-археологический отряд «Эрмитажа» возможно обнаружил место расположения легендарной церкви Константина и Елены, которую очень долго искали в составе дворца, и которая до сих пор не была найдена. По легенде когда-то на рубеже X-XI веков ростовский князь Борис Владимирович, впоследствии ставший святым, построил в подвластном ему Угличе деревянный соборный храм Царя Константина и матери его Елены с приделом Похвалы Богородицы, ставший одним из первых христианских храмов северо-восточной Руси. Известно, что церковь Константина и Елены была домовой церковью во времена Дмитрия.
Памятник Царевичу Димиртию был установлен в 2015 году. Авторы - Александр Рукавишников и настоятель храма Михаила Архангела, что «в бору», игумен Рафаил (Сергей Симаков). За основу был взят образ, который создал в 1899 году на своей картине «Цесаревич Дмитрий убиенный» Михаил Нестеров.
Царевич Дмитрий Иванович - младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены, брак с которой не был благословлён церковью.
После смерти Ивана Грозного в 1584 г. Нагие были удалены из Москвы в Углич за неделю до коронации Федора Ивановича. Царевич Дмитрий был отпущен на удел с величайшими почестями: «по царскому достоянию» и «с великой честью». И хотя царевичу и его семье было назначено достойное содержание, это была ссылка, горькая и унизительная для овдовевшей царицы и ее сына. Для управления хозяйством вдовствующей царицы и для догляда за её семьёй в Углич правителем земских дел был назначен дьяк Михаил Битяговский, один из главных фигурантов Угличского дела. Отношения между Битяговским и Нагими (Марией, её двумя братьями и дядей) были очень натянутыми. Дьяк фактически ведал материальной стороной содержания царевича и его родни, содержания этого явно не хватало. Кроме того, он был человеком Годунова, Нагие видели в нём опасность. В свою очередь Битяговский обвинял Нагих в потворстве ведовству и в насылании порчи на царя Фёдора.
Нагие жили во дворце в атмосфере постоянного страха и неопределённости. Все надежды были связаны с возможным воцарением Дмитрия при их опеке в случае, если царь Федор Иванович не оставит потомства, ко времени описываемых событий у него была дочь, которая умерла в годовалом возрасте. Однако право Дмитрия на престол вполне могло быть оспорено Борисом Годуновым, сосредоточившим к тому времени власть в своих руках, поскольку царевич Дмитрий мог в принципе быть признанным незаконнорожденным.
Была ещё причина для тревоги - здоровье царевича. Он был болен «черной немочью» - эпилепсией. Болезнь была наследственной.
Очень вероятно, что какой-то формой эпилепсии, сопровождавшейся выраженными изменениями личности, страдал отец Дмитрия царь Иван Грозный. Проблемы с психикой были и у его старшего сына Ивана, а так же у среднего, Фёдора, которого просто называли дураком. Заболевание царевича также проявлялось в приступах помрачения сознания, когда он был особенно агрессивен по отношению к окружающим.
В субботу 15 мая 1591 г. около часа по полудни, когда весь православный люд либо обедал, либо отдыхал, маленький, больной восьмилетний Дмитрий отправился на задний двор дворца играть в «в тычку» (ножички) в компании четырёх сверстников и трёх взрослых: мамки Василисы Волоховой, кормилицы Арины Тучковой и постельницы Марьи Колобовой.
Что в действительности произошло дальше, так никто никогда и не узнает.
Очевидцы в описании в основном единодушны - у Дмитрия начался приступ эпилепсии, причём "било" его очень долго и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» (острым четырёхгранным гвоздём) в горло.
Версия об убийстве царевича была озвучена непосредственно на месте трагедии. Её озвучила выскочившая из дворца на шум Мария Нагая. Выкрикивая имена убийц, схватив полено, она стала избивать им Волохову, обвиняя в том числе её сына. Прибежали братья Марии Михаил и Григорий. Все находились в состоянии сильного возбуждения, горе породило ярость, то чего так боялись - свершилось.
Послали на колокольню церкви святого Спаса бить в набат, ударили в колокола и на посаде. Похватав топоры, сабли и рогатины, напуганные и возбужденные сигналом тревоги угличане бросились к церкви Святого Спаса и к царевичеву дворцу. Думали, что пожар. Возбудораженный Углич кишел слухами. Напряжение нарастало. Детали трагедии, произошедшей только что, передавались из уст в уста и обрастали подробностями. Начались расправы. Полилась кровь.
Спасо-Преображенский собор - характерный памятник ярославского зодчества XVII века, построен в 1713 или 1716 году на месте каменного храма, воздвигнутого князем Андреем Горяем одновременно с княжеским дворцом, до этого там в первой половине XIII века при князе Владимире Константиновиче был построен деревянный Спасо-Преображенский собор. Первому каменному храму (Горяя) пришлось стать свидетелем драматичных событий Смутного времени. Сначала в нем был погребен погибший в Угличе царевич Димитрий (его останки в 1606 г. перенесены в Москву). Потом в 1611 г., при взятии города поляками, в нем нашли последнее убежище многие жители. Ворвавшиеся враги всех перебили, а собор зажгли изнутри. Когда поляки ушли, собор восстановили прежде всех остальных угличских церквей. Заново украсили росписями и иконами.
Андрей Александрович Нагой на руках перенес тело царевича в собор. Рядом с Андреем Нагим шла безутешная царица. Толпа угличан, оставив растерзанные тела убитых лежать во дворе, мрачно перетекла к собору, расправы продолжились там. Был убит дьяк Битяговский, его сын, Никита Качалов, Данила Третьяков, Осип Волохов, все они тем или иным образом были связаны с Дьяком Битяговским. Всего во время следствия были названы убитыми 18 человек. В большинстве случаев расправа над ними состоялась по совместному указанию царицы Марьи и Михаила Нагого либо по распоряжению одного Михаила Нагого, действовавшего, вероятно, именем своей сестры. Разъярённая толпа также разорила и пограбила подворье Битяговских.
Колокольня с часозвоней построена в 1730 году южнее собора.
Спасо-Преображенский собор со стороны речки Шелковки, превратившейся в мокрый овраг
Где-то здесь, у западного входа в храм бушевала толпа, а через несколько дней стояли те же люди при отпевании царевича Дмитрия.
15 мая 1592 года погиб царевич Дмитрий, 16 мая об этом стало известно в Москве, а 19 мая из Москвы для расследования обстоятельств гибели Дмитрия Угличского, а также последовавших затем убийств была прислана специальная комиссия, которую возглавил боярин князь Василий Иванович Шуйский. Кроме обстоятельств гибели царевича, комиссия Шуйского занялась расследованием убийств государева дьяка Михаила Битяговского и других «душегубцев царевичу», в том числе Осипа Волохова, Данилы Третьякова,Микиты Качалова и Данилы Битяговского. Были подробно изучены случаи «побития» угличанами посадских и разорения «Дьячей избы». В результате работы комиссии появилось Следственное дело болезни падучей» (эпилепсии). Виновными в этом были объявлены Нагие, родственники матери царевича - Марии Федоровны Нагой, не доглядевшие за мальчиком, а затем учинившие расправу над дьяком Михаилом Битяговским и мнимыми убийцами царевича. Иными словами, комиссия пришла к выводу о том, что смерть Дмитрия не была насильственной и произошла в результате несчастного случая, а мятеж в Угличе спровоцировали Нагие.
По распоряжению правительства царя Федора Ивановича, Нагих разослали по тюрьмам. Мать царевича - Марию Нагую - насильно постригли в монастыре на Выксе.
Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 года сослал в Сибирь (в основном, в Пелым.
Имя Бориса Годунова в материалах следственного дела, которое в сохранности дошло до наших дней, не упомянается.
В ходе расследования были допрошены около 150 человек - Нагие, свидетели, некоторые представители духовенства, дворовые и посадские люди, которые растерзали предполагаемых убийц. К сожалению историков, в деле не было зафиксировано и тщательно описано точное место гибели больного мальчика и наличие ран на его теле. Нет информации ни о положения мертвого тела, ни о том, как относительно туловища были расположены его руки, ни о том, сжимал ли он, уже мертвый, свой ножичек и действительно ли смертельная рана была нанесена этим, а не каким-то другим оружием и действительно ли эта рана была в области горла.
Церковь Димитрия-царевича на крови, построена в 1692 году на месте деревянной церки 1630 года постройки, которая в свою очередь была возведена на месте срубленной в первые годы XVII века деревянной часовни. Здание состоит из храма, трапезной, паперти и расположенной над ней невысокой шатровой колокольни. В церкви сохранились росписи второй половины XVIII века, которые изображают смерть царевича Дмитрия и расправу толпы над убийцами.
Летом 1606 г. в условиях начала крестьянской войны когда Самозванцы Лжедмитрий I в 1605-1606 гг. и Лжедмитрий II в 1607-1610 гг. выдавали себя за чудом спасенного сына Ивана IV вновь всплыло имя царевича Дмитрия - на сей раз будто бы «чудом спасшегося» от убийц. В 1606 году царём Василием Шуйским в знак подтверждения гибели царевича в Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Филарета (Романова). «Невинно убиенного отрока» царевича Дмитрия канонизировали, тем самым перечеркнув выводы Следственной комиссии 1591 г. Теперь утверждалось, что по наущению Бориса Годунова к царевичу были подосланы зарезавшие его убийцы. Об этом повествуют и фрески церкви Дмитрия-царевича на крови. С тех пор в публицистике, а позднее в исторической и художественной литературе бытуют две версии о гибели Дмитрия Угличского.
Удивительно, что спустя всего несколько лет после выводов Следственной комиссии Василия Шуйского Мария Нагая признала в Лжедмитрии I своего чудом спасшегося сына. Возможно, ненависть к Годунову превозобладала, кроме того, появилась возможность выйти из монастыря. Спустя некоторое время от своего признания она отказалась.
В церкви хранится ссыльный углицкий колокол - набатный колокол, которому к моменту смерти царевича Дмитрия, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, сброшенный со Спасской колокольни. Его «казнили» - вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь в Тобольск за то, что в 1591 году известил жителей города Углича о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение, закончившееся самосудом над предполагаемыми убийцами. Пробыл там триста лет, после чего был возвращён обратно. .
Интерес к событиям мая 1591 года не утихает и в наши дни. Слишком много загадок в произошедшем. Материалы Следственного дела содержат детали, позволяющие врачу-психиатру уверенно реконструировать обстоятельства гибели царевича Дмитрия Угличского. Непосредственные свидетели трагедии обратили внимание, что во время рокового приступа болезни, когда царевич «набрушился» горлом на нож, его «било долго», то есть это был не обычный припадок из тех, что случались у мальчика чуть не ежемесячно, а более длительный и сильный.
Подавляющее большинство не сообщило о характере (колотая, резаная, колото-резаная) и локализации раны царевича (на горле, на теле). Никто не указал, имеются ли следы крови на одежде и теле Дмитрия.
Некоторые учёные полагают, что царевич не мог сам зарезать себя ножом ни во время малого припадка, ни во время более сильного психомоторного припадка, поскольку во время большого припадка больной всегда выпускает из рук предметы, находящиеся в руках.
Существуют версии о непреднамеренном убийстве царевича неосторожно брошенным кем-то из «робяток» ножом во время игры, или о трагичском несчастном случае - царевич мог случайно напороться на нож, который во время игры в «тычку» уже был брошен кем-то из мальчиков и воткнулся в землю рукоятью так, что острие его было обращено вверх. Упав во время припадка, царевич напоролся на него горлом и погиб. Рассмартиваются и другие версии, связанные с болезненным состоянием мальчика.
Вид на церковь со стороны Волги.
За смерть одного маленького больного мальчика в удельном Угличе последовало Смутное время, династический кризис и пресечение династии Ивана Калиты, появление в России самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, польско-шведская интервенция.
Вот так мы в Угличе прикоснулись к истории своей страны, погуляли меж теней прошлого, а потом уже дома я углубилась в чтение, стараясь найти ответы, которых нет.
Буду рада, если этот пост вызовет желание побывать в Угличе и поможет путешественникам ознакомиться с его достопримечательностями.
При написании использовались статьи:
Л. В. Столяровой, П. В. Белоусова «Измена Нагих» 15 мая 1591 г.: человек в толпе"
Л. В. Столяровой, П. В. Белоусова "Материалы Угличского Следственного дела о гибели царевича Дмитрия в 1591 г.: новый опыт исторической реконструкции"
И другие источники