Неоднозначное ощущение осталось от просмотра спектакля
«Деревянные кони», который представил нашему вниманию 12 марта Архангельский молодёжный театр В.П.Панова.
Что сразу мне не понравилось, так это то, что режиссер перед спектаклем долго хвалил, называя поименно всех сотрудников, причастных к его созданию. На мой личный взгляд - это не уместно, мы еще работу этих сотрудников не видели, но уже своими аплодисментами ставили им высшую отметку. Но повторю мое мнение - это только мое субъективное мнение и, конечно, оно может не совпадать с вашим.
Руки бы оторвала декоратору, ну кто придумал мигающие весь спектакль лампочки? Это очень вредно для зрения - когда два часа перед твоими глазами постоянно мигает свет! Помимо прочего я в день провожу за компьютером больше 10 часов в совокупности, и у меня реально после просмотра заболели глаза.
С освещением во время спектакля была беда, местами оно было очень тусклое, прорываемое миганием ламп, красный цвет размывал фигуры артистов полностью, может быть издалека, с последнего ряда это выглядело и эффектно, но вблизи совсем размыто. Более того, мы сидели чуть сбоку от середины и не увидели той проекции, которая была на экране по центру зала, у нас наблюдалось лишь мелькание.
Общая идея оформления сцены мне понравилась, мы недавно обсуждали с
Наташей, почему именно так Абрамов назвал свой спектакль, и нашла на просторах интернета такое определение:
Есть в наследии Федора Абрамова одна по-настоящему чистая книга - небольшой рассказ "Деревянные кони". Он очень прост по форме, сюжету и содержанию. Уставший от городской суеты автор (явно списанный с Абрамова) в депрессивном настроении уезжает в глушь - в деревню Пижмы и селится в крестьянской семье. Многие дома в Пижме украшены по крышам деревянными конями. Поначалу писатель воспринимает их просто как рукоделие, забавную эстетическую деталь. А потом в гости к дочери, хозяйке дома, где квартирует городской житель, приезжает старая крестьянка Милентьевна. В непогожий день она рассказывает гостю всю свою жизнь. Это была череда трудов, тягот, горестей и утрат - и все же Милентьевна не озлобилась сердцем, не опустила руки, а главное, ни на миг не переставала работать. Делать хоть какую-то мелочь - но не бездельничать. Потому что надо все время нести людям добро - жизнь так быстротечна, минует, и не заметишь, а что от тебя останется?.. Эта простая житейская мудрость так запала в душу писателю, что он поехал назад в город уже с другим настроением: пора работать, делать людям добро!.. Провожали его деревянные кони, свесив головы с тесовых крыш. Эти навершия внезапно обрели смысл овеществленного содеянного добра.
Идешь по подоконью узкой травянистой тропинкой, в которую из-за малолюдья превратилась деревенская дорога, и семь деревянных коней смотрят на тебя с поднебесья.
- А раньше их поболе у нас было. В двух десятках деревянное стадо считали, - заметила Милентьевна, шагавшая рядом со мной. (с) Деревянные кони
Так и по оформлению сцены на нас смотрели с двух сторон деревянные кони, что у меня вызвало ассоциацию с деревенской улицей, с обоих сторон которой стоят домики, и группируясь то у одного домика (лошади), то у другого герои неторопливо ведут свой рассказ.
Касательно игры актеров тут было 50/50. Ряд актрис мне безумно понравились, как в одном стихотворении Пушкина говорится: А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.
Обе актрисы (жаль не увидела где продавалась программа и не в курсе кто именно играл роли), что в первом акте, что во втором, рассказывающие истории были потрясающими.
По сайту театра пыталась определить их (все таки в деревенском обличии и в прекрасном постановочном фото сложно определится), вышло следующее: Татьяна Потоцкая (1 акт) и Яна Панова (2 акт). В то же время я через слово понимала, что говорит Илья Глущенко, который периодически выскакивал на сцену с разными цитатами-лозунгами, а также исполнительница роли Альки - Анастасия Полежаева, да и в отношении остальных актеров сохранилась та же самая тенденция Чьи-то речи были понятны в плане дикции, чьи-то не очень.
Специально не стала читать до спектакля произведения. Решила сначала увидеть и понять, а потом прочитать, чтобы не мешало восприятию книга. И посмотрев, поняла, что связи между вторым и первым актом особо нет, кроме как деревенской жизни, судеб людей и глобального мысленного посыла, заключавшегося в кратких, но очень емких фразах, таких как:
Надо. Я слово дала. А какая ни есть, да надо ехать, раз слово дадено.
Смех тот же витамин.
Умный человек не осудит, а на глупого я век не рассчитываю.
Э-э, да тряпки будут - были бы мы!
Люди-то судачат… - Люди! Ты все как мама-покойница: дугой согнись, а лишь бы люди похвалили.
Каждый акт был как отдельный спектакль-рассказ, а хотелось законченного и логического действия. По окончании я прочитала то, что послужило основой спектакля.
И меня поразили многие фразы, сами произведения по объему очень небольшие, но практически, что ни фраза - так литературный шедевр.
И стало очень обидно, такой шикарный материал взят за основу и так слабо подан. Зачем -то разбавили его нелепым горном, хороводом оркестра (именно этот шаг я наблюдала в спектакле «История одного города») в который говорили текст, отвратительным исполнением песни «Москва Майская».
Ценность произведения то в другом - в личностях! Не могу не процитировать эти шикарные фразы:
И только в те дни добрела и улыбалась (хоть и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. И не только улыбалась, а и ораторствовала - любила поговорить: «Да у меня самая заглавная должность на земле, ежели на то пошло. Да я хлеб пеку, я саму жизнь выпекаю…»
Паладьина межа… Межа родной матери…
Не часто, ох не часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени ее матери… (с) Алька
Она распахнула старую раму, с удовольствием хватила широко раскрытым ртом свежего пахучего воздуха, потом долго смотрела на искрометные лужи на дороге, на черные, курившиеся паром крыши домов. (с) Алька
Железная кочерга не ворочалась, плясала в ее руках. Печной жар трепетал на ее смуглом моложавом лице, и черные круглые глаза, такие сухие и строгие, сейчас мягко улыбались.
На меня тоже напал какой-то непонятный задор. Я быстро сполоснул лицо, сунул ноги в калоши и выскочил на улицу.
Туман стоял страшенный - я только теперь понял, что на окошках не занавески белели. Реку затопило с берегами. Даже верхушек прибрежных елей на той стороне не было видно. (с) Деревянные кони
Она устала, конечно. Это видно было и по ее худому тонкому лицу, до бледности промытому нынешними обильными туманами, и по ее заметно вздрагивающей голове.
Но в то же время сколько благостного удовлетворения и тихого счастья было в ее голубых, слегка прикрытых глазах. Счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова и снова доказавшего и себе, и людям, что он еще не зря на этом свете живет. И тут я вспомнил свою покойную мать, у которой, бывало, вот так же светились и сияли глаза, когда она, до упаду наработавшись в поле или на покосе, поздно вечером возвращалась домой. с) Деревянные кони
Может и не стоило смешивать в кучу три произведения? Может лучше было бы поставить по одному?
Ох, и не зря боялся Федор Абрамов упрощения прозы в инсценировках, неточности и легковесности воссоздания жизни на сцене. Мне не хватило той самой глубины, простоты и сочности каждого момента которые испытала я читая эти небольшие произведения.
И почему их нет в школьной программе? Ну право мне не понятно, так здорово все описано, что я читая как будто наяву видела всех героев.
Собственно рядом со мной была женщина, жаль забыла уточнить ее имя, из Поморского землячества, которые практически полным составов пришли посмотреть на спектакль.
И, случайно, разговорившись с ней в антракте я узнала, что помимо того, что они ценят своего земляка, ей удалось в свое время видеть его воочию, а также просмотреть спектакль, поставленный Львом Додиным по его произведению. Конечно, я любопытства ради поинтересовалась -чья постановка лучше. Даже не сравнить с Додиным, очень уж топорно сделано. Без души, без тех идей, заложенных в книгах про человека, его мысли и действия.
Были повторяющиеся моменты, например в
Истории одного города ходили говорили в рупор и играли на музыкальных инструментах, тот же ход наблюдала и в данном спектакле, и это мало вязалось с деревней. Этот театр не для меня - сделала я такой вывод после второй постановки.
И за это теперь у нас раздают театральные премии "Золотая маска"? Видимо я чего - то не понимаю в постановках, но между тем все равно хочется сказать спасибо
ряду артистов Архангельского молодёжного театра В.П.Панова за прекрасную игру,
Сообществу Питерских блогеров и
Ильдару за погружение в творчество интересного русского писателя - Федора Абрамова.