СВЕРХРАЗУМНОСТЬ СОВЕСТИ

Feb 24, 2009 09:11


Совесть представляет собой один из наиболее уди­вительных феноменов. Голос совести предупреждает о моральной недопустимости порой весьма соблазнительных поступков и сурово карает долгими и тяжкими мучениями за неправильно сделанный выбор. Если этика - это наука о навигации в ценностно-ориентиро­ванном мире, то совесть - это встроенный в душу человека навига­ционный прибор, нечто вроде морального компаса. Навигация не учит изготовлению компаса, но объясняет, как им пользоваться для ориентировки в маршруте. Аналогично этому этика не учит тому, что такое совесть, как возникает в нас и почему у того или иного человека может она отсутствовать. Этика объясняет роль совести в нравственной жизни и предупреждает о последствиях тех ситуаций, когда человек пренебрегает ее голосом.

Если справедливость низводит этические решения до уровня рассудочной логики, формулируя четкие критерии, то совесть решает этические проблемы вне разумного обоснования: интуитивно, путем озарения, внутреннего видения ситуации в целом. Критерии спра­ведливости слишком рассудочны и потому недостаточно разумны, совесть же действует сверхразумно. В сущности, совесть - это орган моральной интуиции. Вся проблематика справедливости нацелена на то, чтобы найти и обосновать этически удовлетворительное решение, совесть же включается, чтобы удержать от дурного ре­шения, даже если разум находит достаточные аргументы для его обоснования.

Совесть способна наложить вето на решения, принимаемые разумом как вполне удовлетворительные. Вот почему совесть вы­зывала негативное отношение у рационалистов-просветителей XVIII столетия. Один из видных представителей этого умонастро­ения - Ж. Ламетри прямо считал одной из важнейших задач че­ловечества освободиться от власти совести. Сам он считал своей целью восстановление этики Эпикура. Думается, что причина его опасений связана с тем, что существование совести не совме­стимо с последовательным рационализмом, ибо ее духовная реаль­ность ограничивает претензий разума на абсолютизм, а рациона­лизма - на право быть исчерпывающей философской позицией. Да, конечно, разум может претендовать на обоснование справед­ливости, на право вырабатывать критерии справедливого социаль­ного устройства, даже на формулировку моральных норм, но не может взять на себя роль судьи над совестью. Здесь ему отводится важная, но не столь престижная роль советника, к которому вполне стоит прислушаться.

В сфере ценностей роль совести по отношению к справедливости аналогична той роли, которую интуиция играет относительно ра­зума в сфере познания истины. Аналогия эта проходит достаточно далеко. Подобно тому, как существуют исследователи с особо раз­витой интуицией, есть нравственно одаренные люди с очень чув­ствительной совестью. Равно можно говорить о тупицах с очень слабой интуицией и о практически бессовестных людях, бесчувст­венных к безнравственным деяниям людей и царящему в обществе злу. Совесть позволяет ощутить фальшь и нравственную злокаче­ственность того, что порой выдается обществом за справедливость. Аналогично этому интуиция помогает распознать ошибку в научном рассуждении, т. е. почувствовать недостаточность аргументации. И в то же время опыт честных научных исследований развивает интуицию ученого, а поступки, противостоящие злу, обостряют чувствительность совести к соблазнам. В обществе, где право разрушено, a справедливость попирается, спасти положение могут только люди с особо чувствительной совестью. Таковы библейские пророки, обличавшие неправедность царей и царящих нравов. Толь­ко благодаря им сохранился закон в Израиле. Противостояние неправедности и беззаконию тоталитаризма в нашей стране было прежде всего делом людей, в которых громко говорил голос совести.

Таким образом, само существование справедливости в любом обществе нуждается в совести, в людях, способных говорить и действовать по совести.

Закон, Шрейдер Ю.А., Этика, Совесть, Истина, Израиль, Интуиция, Разум, Мораль, Пророки, Душа, Справедливость, Жизнь, Зло, Тоталитаризм, Человек, Нравственность

Previous post Next post
Up