КРИТЕРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Jan 19, 2009 19:18


Начнем с того, что укажем на любопытный парадокс, связанный с категорией справедливости. С одной стороны, несправедливость служит явным признаком этических нарушений и легко обнару­живается, но с другой - очень редко удается договориться, в чем же она фактически заключается. Разные заинтересованные стороны могут трактовать справедливость исходя из очевидных для каждой из сторон, но противоречащих друг другу критериев.
К примеру, в приведенном переводе сонета Шекспира в качестве одного из важнейших проявлений несправедливости этого мира указывается бессердечное невнимание к нищим, которым люди отказывают в подаянии. Это несколько конкретизирует буквальный смысл соот­ветствующей строки Шекспира, где говорится о том, как тяжело родиться бедняком, вынужденным просить милостыню; в переводе С. Маршака несправедливость мира заключается в том, что в нем существует «достоинство, что просит подаянья». Маршак обижен за унижение «достойных», которым в этом несправедливо устро­енном мире приходится просить подаяния. Недостойных ему как бы и не жаль. Такого разделения нет у Шекспира. В приведенном здесь переводе акцент ставится на том, что величайшая неспра­ведливость - не поделиться своим достоянием с нуждающимся, просящим.
Тягостно - не просить милостыню (это слово происходит от «милость», т.е. подаяние нищему выражает дар милости), тя­гостно встречать отказ. Вероятно, в переводе Маршака сказалось его сочувствие к обнищавшей русской интеллигенции, вынужденной жить подаяниями. Но порча мира оказалась более фундаменталь­ной, когда, по словам Галича, «били морду за милосердье».

Дело не в том, кто из переводчиков прав, а в том, что окон­чательной или даже доказуемой правоты по вопросу о том, что
такое справедливость, нет и быть не может. И это уже заставляет более внимательно относиться к борьбе за справедливость.

Итак, в ситуации, когда речь идет о справедливости, мы раз­личаем, с одной стороны, лицо, общественную структуру или систему, справедливость коих подлежит оценке (будем во всех этих случаях говорить о субъекте справедливости), и с другой - тех, кто выступает в качестве объектов, тех, на кого направлена справедливость или несправедливость субъекта. Ясно, такая оценка имеет в виду, что объекты справедливости находятся в определенной зависимости от субъекта. Отношение между субъектом и любым объектом справедливости в принципе асимметрично, и оценивается только субъект. Но та же справедливость требует поддержания известной симметрии между объектами. Именно заметные откло­нения от симметрии оцениваются как типичная несправедливость.

Например, в вузе экзаменатор может быть строгим или либе­ральным, но несправедливым является тот, кто к одним студентам относится строго, а к другим - либерально, создавая асимметрию в их положении. (Разумеется, речь не идет о том, что студенту, активно работавшему на занятиях, высокая отметка ставится ав­томатически, а явному лодырю приходится выдерживать допрос с пристрастием - асимметричность здесь породили сами студенты.) Но как гарантировать справедливость самой системы экзаменов? Существует неплохая система проверки и оценки письменных кон­трольных работ, при которой проверяющий должен только указать степень выполнения каждой из задач: от полного отсутствия ре­шения до безупречно выполненного задания.

Такие степени оцениваются баллами, а сумма этих баллов по заранее сформулированному правилу определяет окончательную отметку. Данная система выработана практикой и применяется на приемных экзаменах в вузы. При этом проверяющие не должны знать имени экзаменуемого. Такая система достаточно справедлива, хотя и не безупречна, например, экзаменующимся могут достаться варианты разной трудности.

Вопрос о справедливости встает особенно остро (более того, это и есть та ситуация, когда категория справедливости оказывается применимой наиболее чисто, т. е. по существу дела) в тех случаях, когда речь идет о распределении между объектами справедливости ограниченного запаса каких-то ресурсов.

Справедливость экзаменатора и экзаменационной системы вы­ступает на первый план, когда от экзаменов зависит поступление по конкурсу при ограниченном количестве мест или вакансий. Впрочем, студенты считают экзаменатора справедливым, если уве-

рены, что он ставит оценки, соответствующие реальным знаниям экзаменующихся. В данном случае справедливость понимается как соответствие воздаяния оцениваемому действию. Но это соответ­ствие очень трудно, а порой и невозможно определить. Спор Иова с Богом нельзя адекватно описать в терминах справедливости. Ресурсы, которыми владеет Бог, в принципе не ограничены. Иов кричит от боли, а его друзья пытаются внушить ему, что в этом проявилась Божественная справедливость. В конце концов, Бог утверждает, что Иов судит о нем вернее, чем его друзья. Вообще справедливость - это неидеальная мера воздаяния за усилия, ибо никто не знает, какова эта мера. Справедливость - это этически верный способ разделить имеющееся независимо от того, получено ли оно в результате труда претендентов или просто заранее нахо­дится в распоряжении субъекта справедливости.

Для того чтобы определить, справедливо ли распределение, нужно заранее иметь точный критерий, по которому ве­дется раздел, чтобы быть уверенным в справедливости самого критерия, создающего необходимую симметрию между его участниками, иметь возможность убедиться в том, что этот критерий фактически соблюден. Если критерий отсутствует, то результат раздела всегда можно опротестовать как несправед­ливый. Таким он покажется получившим меньшие доли или внес­шим в получение результата больше своего труда.

В экономике известно несколько критериев распределения оп­латы труда (т. е. результатов труда в их денежном выраже­нии), претендующих на справедливость. Первый из них состоит в том, чтобы оплату разделить пропорционально трудовым усилиям. Это хороший принцип, но он не безупречен, ибо не учитывает, что за счет трудоспособных членов общество морально обязано содержать и неспособных трудиться, которым при таком принципе дележа не причитается ничего. При этом трудоспособные, обреме­ненные большой семьей, оказываются в худшем положении. Другой способ состоит в том, чтобы все поделить поровну. В этом тоже справедливость не достигается и оказывается, что трудовые усилия практически не вознаграждаются. Можно комбинировать оба спо­соба: одну часть заработанного разделить по труду, а другую - поровну между неработающими. Но здесь довольно затруднительно найти идеально справедливое соотношение этих частей, а кроме того, возможно несправедливое преимущество семей с большим количеством неработающих. И все же именно этот (третий) способ является наилучшим приближением к справедливости.

Впрочем, Маркс придумал четвертый способ, снимающий про­блему справедливости как таковую. Он сформулировал коммуни­стический принцип распределения: каждому по потребностям. Этот принцип неявно предполагает, что запас произведенного практи­чески не ограничен - его хватит при любых потребностях. Спра­ведливость здесь достигается за счет создания идеальной ситуации, где понятие справедливости лишается смысла.

Мир, Спор, Бог, Шрейдер Ю.А., Милостыня, Иов, Этика, Дар, Экономика, Человек, Милость, Справедливость

Previous post Next post
Up