Статья "Разум и сердце" - урок 17 января 2005 г.
Книга "Шамати", статья 44
Лектор:
Михаэль Лайтман Необходимо постоянно проверять свою веру.
Что значит проверять свою веру? Согласно чему я могу видеть, есть ли у меня вера, в какой мере она у меня есть, достаточно ли ее по количеству и качеству? Бааль Сулам говорит, что признаком правильности и достаточности веры в человеке является то, есть ли в нем трепет и любовь, как сказано: «Если Отец Я, где почет мне. Если хозяин Я, где страх предо мной». И это называется «моха», работа в разуме.
Это означает, что почет и страх относятся к «моха».
Но также необходимо видеть, чтобы не было никаких желаний к самонаслаждению, чтобы не возникала даже мысль такая, чтобы не поднималось желание насладить себя, то есть, чтобы мысль не была направлена внутрь себя, и чтобы все желания были только доставить удовольствие от своих мыслей и действий Творцу, были направлены вне себя. И это называется «либа», работа в сердце.
У нас есть мысль и желание. Мысль называется «моха», желания в человеке называются «либа». Наши мысли могут быть о страхе и почестях. В наших желаниях есть ощущение любви.
Страх и почет могут относиться либо к самому себе, когда человека волнуют его почести или страхи, тревоги о своих будущих состояниях - плохих или хороших, то есть, они могут быть эгоистическими, направленными внутрь самого человека, или альтруистическими, относительно Творца - почет и страх Творца. Страх и почет, принадлежащие к уровню «моха», могут быть направлены внутрь себя или вовне себя, по отношению к Творцу.
На уровне «либа», в своих желаниях я ощущаю любовь, заботу или о себе, или направленную вне себя - к Творцу.
Это называется «моха» и «либа».
Перевод: И. Романова