(no subject)

Sep 07, 2017 16:55

Дов-Бер Хаскелевич : Издевательства -- это убийство наполовину, не настоящее убийство. Но если надо кого-либо убить (по делу), то не мучить. Например, казнимым дают выпить напиток, от которого они теряют сознание и не чувствуют боли и смерти.

Комментатор Писания р. Шмуэль бен Меир https://ru.wikipedia.org/.../%D0%A0%D0%B0%D1%88%D0%B1%D0... пишет в своем комментарии, что к нему обратился христианский (католический?) богослов с вопросом: "Если сказано в Торе "не убий", то как мы позволяем убийства на войне, как суд казнит преступников?"

Это вопрос, который появляется снова и снова, сегодня в нек. христианских сектах, как "Свидетели", которые отказываются нести оружие.

Рабби Шмуэль ответил следующее: Тот, кто переводил на латынь Тору, неправильно здесь перевел (и отсюда все недоразумения). В Торе написано לא תרצח -- Do not MURDER! , а не Do not kill!

Murder -- это напрасное, преступное убийство. Для обозначения просто убийства есть другой глагол הרוג. Кстати, эти различия есть и в современном иврите в криминальной терминологии.

Когда на тебя кто-то нападает с целью убийства, Тора разрешает убить нападающего (если нет другого способа его обезвредить): Если кто-то приходит убить тебя, вставай, убей его первым.

В этом ответ как быть на войне. Во время войны с римлянами (восстание Бар-Кохбы, 2-й в.) у солдат возник вопрос: ведь среди римлян есть хорошие, которые уже отошли от идолопоклонства, поклоняются только Единому Б-гу, можно ли их убивать? Рабби Шимеон бар Йохай ответил: НА ВОЙНЕ хорошего среди язычников убивай!
Он это мотивировал рассказом из Писания о том, что фараон взял с собой 600 отборных колесниц и все колесницы Египта для нападения на Израиль у Чермного моря. Откуда у него было столько животных? Ведь во время града и во время мора вымер весь скот египтян. И у евреев он не мог получить, ибо сказано, что "весь скот выйдет с нами"?
Но дело в том, что среди египтян были "боящиеся Слова Б-жьего", богобоязненные египтяне, которые "увели свой скот в домы" на время мора. Вот, у них скот сохранился. И хотя они были "хорошими", "богобоязненными", они и дали свой скот фараону для преследования Израиля. И что мы видим? Все они погибли в водовороте, не остался из них ни один. Значит, на войне, как на войне, противника, даже хорошего убивают.

Тем не менее, в законах войны написано, что если враг сдается, ты не имеешь права его убивать. Если он отвечает миром, то будет платить тебе дань (налоги) и будет жить в городах.

Что касается казненных судом, то это ведь приказ Торы "убрать зло из среды своей". Но, прежде, чем вынести приговор, существует множество предосторожностей, чтобы невинный человек не был казнен, иначе это считается настоящим убийством.

Рашбам - Википедия
Самуил Бен Меир (Труа, ок. 1085 - ок. 1158) после смерти известный как «Рашбам», на иврите акроним: РАбби Шмуэль Бен Меир - ведущий французский тосафист и внук Шломо Ицхаки, «Раши»[2].

RU.WIKIPEDIA.ORG

Издевательства, Рашбам, Война, Убийство

Previous post Next post
Up