Сфирот - что это вообще такое.

Apr 16, 2012 22:47





"Когда говорится о том, что Бог создает человека по образу и подобию, то в Кабале эта фраза понимается так, что в человеке есть те же самые десять сфирот. То есть, как бы структура Божественности проецируется на человека. И в этом смысле мы сами несем в нашей душе те же самые десять сфирот, и это структурное подобие является основой для возможности нашего диалога с Богом. Диалог возможен только между подобными.

Но, с точки зрения Каббалы, не только человек, но и все остальное мироздание делается по образу и подобию Бога. Может быть, с меньшей степенью образа и подобия, - человек тоже не является Божественным, а несет в себе только образ Божественности, - но также и все остальное мироздание сделано в каком-то смысле по образу и подобию, то есть при отражении этой же структуры. Поэтому эта структура десяти сфирот лежит в основе всего устройства мира, всего устройства космоса, всего устройства мироздания, и в основе устройства всякой личности. А поскольку еврейский народ тоже является единой личностью, то эта структура лежит также в основе структуры еврейского народа. (3десь проявляется именно то, что народ является единой метафизической сущностью, а не просто объединением людей).

То есть эта структура десяти сфирот - она же видна в мироздании в целом, она же - в Сотворении мира, она же - в семи днях Творения, она же - душа человека, и она же - душа еврейского народа. То есть, все эти вещи структурно совершенно подобны друг другу. И именно это структурное подобие дает нам возможность познания. То есть, мы познаем, в большой степени заглядывая в себя.

Ведь то, что является абсолютно, совершенно иным, - такое познать невозможно. Ведь всякое познание связано с тем, что мы в чем-то подобны, познающий субъект в чем- то подобен объекту. У нас есть что-то общее. Если нет ничего общего, то ничего невозможно понять. То есть, все мы познаем через себя. И поэтому фраза о том, что "микрокосмос подобен макрокосмосу", (в данном случае микрокосмос - это человек, что человек содержит в себе весь мир, что он как бы мир в себе), - эта фраза имеет в Каббале не только поэтическое, но и чисто структурное значение. То есть имеется некая струтура понятий, которая называется Десять сфирот, с помощью которой можно описывать как структуру Космоса, как структуру Божественного управления миром, так и структуру личности, и так и структуру еврейского народа. Используя современный термин, можно сказать, что это как бы еврейская система всеобщего психоанализа. (Я употребляю слово психоанализ не во фрейдистском смысле). Это концепция, что все души - как личностная, так и мировая, так и Божественная, так и еврейский народ - все они подобны между собой, и изучая одно, мы изучаем другое. Это очень глубокая, центральная идея еврейской мистики, как и любой другой мистики, но еврейская мистика выделяется тем, что в ней есть десять сфирот. И поэтому, желая изучать мир, мы должны заглянуть в себя и найти в себе эти десять сфирот.

Из десяти сфирот в истории Праотцов для нас самыми главными будут следующие три: хесед, гвура и тиферет. В 1-й части книги "Две истории сотворения мира" есть очень подробное объяснение про хохма и бина, в соотнесении с Адамом и Хавой (мужчиной и женщиной), поэтому мы не будем здесь повторять его. Там также уже говорилось немного про следующий уровень - хесед и гвура. В этой части основным для нас будет анализ понятий хесед, гвура и тиферет в соотнесении с Авраамом, Ицхаком и Яаковом."

Мироздание, Сфирот, Тиферет, Мистика, Бог, Подобие, Образ Божий, Бина, Хесед, Гвура, Евреи, Творение, Хохма, Душа

Previous post Next post
Up