Mar 26, 2012 19:35
Кроме глагола "бара" по отношению к человеку, в Торе, в стихе 1:26 сказано также: "наасе адам" - буквально ".[мы] сделаем человека". Следует особо отметить, что этот стих - единственный при описании Творения мира, в котором глагол, описывающий действия Бога, используется во множественном числе.
К кому же обращается Бог, говоря "мы" при "делании" человека? Есть различные комментарии к этому стиху , и хотелось бы выбрать здесь такой, который лучше поможет нам увидеть самих себя в истории Сотворения мира. Комментарий, который мне хотелось бы здесь выделить, говорит: Бог обращается к самому человеку - прежде всего к первому Адаму, но также и ко всякому человеку, ко мне и к тебе - говоря: "Давай мы вместе - Я и ты - сделаем из тебя человека".
"Наасе" (от корня "аса") - это не сотворить, а сделать из уже имеющегося, т. е. довести до совершенства. И в этом смысле человек отличается от всех живых существ тем, что он не создается с самого начала готовым. Человек должен обязательно себя еще и "доделать".
Это "доделывание" проявляется в трех аспектах. Во-первых, оно проявляется в том, что только что рожденный ребенок еще не есть полноценный человек, и (в отличие от животных) если он будет отнят от сообщества себе подобных, то он никогда не овладеет такими сугубо человеческими качествами, как умение говорить, умение мыслить и умение понимать на человеческом уровне. Во-вторых, даже взрослый человек может достичь истинно человеческого уровня своей души только в том случае, если он постоянно работает над собой, постоянно себя воспитывает, постоянно себя "доделывает". Причем делать это он должен в постоянном диалоге с Богом, то есть должен истолковывать слова Торы "[мы] сделаем человека" в смысле: "только мы вместе - Я (Бог) и ты - можем сделать из тебя человека, действительно достойного называться человеком". И, наконец, в-третьих, термин "доделывание" относится к самому Адаму, Первому Человеку. Как мы подробно обсудим ниже, сама история пребывания Адама в саду Эденском произошла в 6-ой день Творения, то есть в то время, когда Мир еще не был закончен, еще творился. Адам в Саду влиял на свою собственную структуру, как в позитивном смысле (съедая плоды Сада), так и в негативном (взяв плод с Дерева Познания Добра и Зла), т. е. в диалоге с Богом Адам в Саду "доделывал" себя.
В сущности, " диалог с Богом" выступает здесь как основа реализации человеком своей человечности; и в этом смысле "диалоговый принцип" является одной из основ иудаизма.
Мир,
Развитие,
Реализация,
Древо Жизни,
Совершенствование,
Рай,
Добро,
Бог,
Зло,
Творец Мира,
Делание,
Человек,
Познание,
Творение,
Адам,
Диалог