Шрейдер Ю.А. Этика.

Sep 21, 2008 10:32


 КОРЫСТНА ЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА?

Обычно этике религиозного типа и тем, кто ее исповедует, предъ­являют упрек в корыстном отношении к добру, ибо любой добрый поступок ими совершается в расчете на награду в виде обетованного вечного блаженства созерцания Бога или, по крайней мере, с присутствующей мыслью о такой награде. В то же время человек, принимающий веление категорического императива, заведомо от­казывается от всякой награды.

На это можно ответить, что корысть всегда подразумевает получить как можно больше, затратив как можно меньше. Но абсолютная ценность, предлагаемая в религиозной этике, такова, что любая попытка «сэкономить» на усилиях по ее достижению приводит к безвозвратной утрате всяких шансов. Это с предельной ясностью выражено в упомянутой выше притче о богатом юноше, который знал и, возможно, честно исполнял все заповеди. Во всяком случае, на приведенную выше рекомендацию Иисуса ис­полнять заповеди он ответил: «...все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (Мф. 19: 20). Юноша чувствовал, что для жизни вечной недостаточно определенной суммы добрых дел. Однако, услышав, что «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною... отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:21,22).

Нельзя говорить о корысти, когда затрачиваемое не соразме­ряется с наградой, когда человек отдает всего себя, чтобы получить блаженство, которое он даже не в состоянии себе представить, а только верит, что это и есть единственное ценное блаженство. Кроме того, в Евангелии (как и в библейских псалмах) неоднократно подчеркивается, что награда дается не по мере заслуг, но по милосердию дающего (ср. притчу о виноградарях (Мф. 20: 1-16) или историю о разбойнике, первым получившим обещание Царства Небесного (Лк. 25: 40-43).

Корыстное отношение к делу всегда требует гарантий получения искомого результата. Ростовщик - образец корыстного поведения - дает ссуду под залог, ценность которого существенно превышает ценность ссуды. Утилитарная этическая система обычно дает га­рантии, что при точном соблюдении ее рекомендаций человек достигнет чаемого счастья. Христианская этика гарантий не дает. _Бог не дает нам гарантии не только награды, но и собственного существования. Он требует веры и послушания и одновременно призывает: «стучите и отворится». История библейского праведника

Иова показывает, что праведность не вознаграждается непосредст­венно, а человек не может предугадать замысел Бога относительно него.

В христианской этике фактически снимается противостояние этического утилитаризма и абсолютизма, ибо абсолютизм этических требований не исключает, но подразумевает абсолютную ценность награды, а награда предполагает абсолютизм безоглядной самоот­дачи. Подчеркнем, что в христианской этике абсолютная ценность не принадлежит к числу естественных, достигаемых в посюсторон­нем мире, но имеет сверхъестественный статус. По-видимому, по­пытки найти естественную абсолютную ценность, привлекательность которой была бы внятна обычным людям и которая исключала бы использование дурных средств, обречены на провал. Поэтому вне религиозного сознания вряд ли можно найти что-нибудь лучшее, чем этика, разработанная И. Кантом.

Жизнь, Бог, Христианство, Шрейдер Ю.А., Вознаграждение, Милосердие, Абсолют, Этика, Религии, Счастье, Заповеди, Человек, Вера, Добро

Previous post Next post
Up