Mar 25, 2011 21:38
Когда мы смотрим на то, что произошло в Египте, то что евреев Всевышний послал в Египет, то мы понимаем, что это не просто так. Как так - Он нас послал в Египет!? Всевышний послал нас в рабство! Послал быть рабами! Он же наш папа! Наш отец! Кровный, да.. родной… - как Он нас мог послать в Египет…
Но я думаю, что для того, чтобы научиться что-то строить, что-то созидать, человек должен научиться уметь ограничивать себя, а иначе он никогда не будет ничего созидательное делать. Он гуляет по жизни, но не может созидать. Творение предполагает ограничение. И мы видим, что Всевышний начинает Себя ограничивать. Он ограничивает Себя законами природы, законами пространства, законами времени и т.д.
Хотя Он над этим и всё может в любой момент изменить - это верно, но Он этого не делает. Он ограничивает Себя в пространстве, во времени, в морали, в Торе - это и было Творение.
Так же и мы. Мы были очень свободной семьёй до Египта. Мы понимали, что мы главное зерно, главная искра в человечестве. И вот, чтобы научиться порабощаться, т.е. научиться себя ограничивать, Всевышний послал нас за этим в Египет.
Всевышний говорит Аврааму - ты будешь ограничен, будешь в чужой стране, но ты выйдешь оттуда с большим достоянием, с большим богатством. И что же такое большое получили они при выходе из Египта? Они одолжили у соседей старые платья, золото, бриллианты? Но, скажите - вы бы поехали куда-то, чтобы быть порабощёнными 200 лет, рабом, чтобы в конце вашим правнукам дали золотые безделушки? Нормальный человек этого бы не делал. Что же они оттуда вынесли?
То большое богатство - это не их ослы, безделушки и побрякушки. Они оттуда вытащили способность подчиняться, способность быть рабами. Это великая способность научиться быть рабом.
Нам кажется так сегодня, что мы не рабы - рабы не мы, мы хотим быть свободными… На самом деле, если подумать хорошенько - это большое искусство быть рабом. И я вам объясню почему.
Человек, который умеет себя ограничивать - это значит, что этот человек владеет собой, над собой властвует. Не его инстинкт властвует над ним, не его настроение, не обстоятельства, а он властвует над собой. Это не каждый может. Думаю, что большинство на это не способны. Люди часто становятся рабами партии или рабами своей машины или копят на машину, или рабами своей жены… Люди всегда рабы. Этому учиться не нужно. А вот быть рабами Бога - это не просто. В чём же разница? Почему быть рабом какой-то идеи - это нехорошо, а быть рабом Бога нормально?
Попытаемся сегодня это понять.
Есть несколько видов порабощения - это когда человек сдаётся, уступает или умеет себя поработить. Когда он сдаётся - это значит что он это делает потому, что у него нет выхода.
Уступает - потому что ему кажется, что так лучше, так выгоднее.
А вот когда человек умеет себя нивелировать, т.е. когда ты отказываешься от себя во имя чего-то большего. И ты это делаешь не потому, что нет другого выхода. Просто ты понимаешь, что настоящее твоё «ты» - это не тот, который сидит здесь в классе ограниченный этим телом, а настоящий «ты» - это бесконечность.
И ты себя порабощаешь не во имя кого-то чужого - не важно кто это будет этот чужой - может быть глава государства или твой хозяин, или это может быть бог как бы. Неважно.
Если он чужой, ты себя порабощаешь и делаешь себя его рабом. А когда ты понимаешь, что ты себя порабощаешь не кому-то чужому, другому, какому там богу, или божкам - не важно, а своей сути - своей бесконечности. Ты себя порабощаешь себе, себе тому, кто ты есть на самом деле.
Не богу, который есть на небе, а тому, кто ты есть на самом деле. А ты есть на самом деле то, что мы называем бесконечность. Ты бесконечная душа.
Рав Рувен Фаерман Махон Меир в Иерусалиме.
Свобода,
Душа,
Раб,
Бесконечность