Свято ли злато?

Mar 05, 2011 21:49

  «Эти счета Мишкана - Мишкана Cвидетельства, которые подсчитаны по слову Моше, работой левитов, рукой Итамара, сына Аарона-коэна… Всё золото, сделанное для ремесла, во всяком ремесле выделенности: и было золота размахивания девять и двадцать кикаров и семьсот и тридцать шекелей, по шекелю выделенности.И серебро подсчётов общины - сто кикаров и тысяча и семьсот и пять и семьдесят шекелей, по шекелю выделенности» (Шмот 38, 21-25).

Б-г и деньги. Вечная проблема, вечное противоречие… Христианская максима: «И не войдёт богач в царство небесное, как не пройдёт верблюд в игольное ушко»… «И сборшик податей бросил деньги на дорогу и пошел со мной»… А потом, подумав и уступив природе человеческой: «Воздайте Б-гу - Б-гово, а кесарю - кесарево», т.е. занимайтесь мирским (и деньгами), но помните, что это хоть и необходимо, но совсем не Б-жествено. И чуть ли не единственное упоминание денежной суммы в христианских сказаниях - знаменитые 30 серебренников - плата за предательство. А чего стоят христианские принципы нестяжания! Мы не говорим здесь о лицемерии «святых отцов», купающихся в роскоши и проповедующих бедность. Даже если они абсолютно честны, то бедность и безбрачие возведённые в идеал - организация коллективного медленного умирания (иногда становившегося быстрым…). А разве лучше иное отношение к материальному: деньги не пахнут, украду, покаюсь, свечку пожертвую…

А как решает проблему Тора?

Во-первых, в Торе нет запретных, низких, недостойных обсуждения тем. Если Всевышний создал материальный мир, то для того, чтобы мы в нём жили и пользовались всеми его благами. Если создано золото и серебро, то оно не может быть само по себе ни Божественным, ни дьявольским. Оно мирское и подвластно человеку, а Тора Учит нас, как правильно его использовать.

Главный принцип - правильная цель. Здесь еврейский народ собирает часть своих сокровищ для того, чтобы построить сооружение, в котором будет происходить встреча Творца со своим народом. Такая цель сразу наделяет отведённые для нее средства особым, Божественным качеством.
Кроме того, средства должны быть правильным образом собраны. Допускается два пути: небольшой (всего полшекеля), равный для всех «налог» и добровольные пожертвования. Не должно ставиться под сомнение и происхождение средств. Результат жульничества, кражи, плата за морально сомнительный промысел (например - проституцию) здесь абсолютно непригодны.
Наконец, сбор и расходование средств требуют правильного отчета. Руководит счетной комиссией сын Аарона, Итамар-коэн. Комиссия состоит из группы левитов, а сам отчет настолько важен, что ему посвящается наш недельный раздел Торы.
И только тогда, когда все материальное выполнено в должном порядке, каждый медный колышек на своём месте и каждый серебряный полушекель - на своём, и когда все без исключения убедились в правильности расходования средств и материалов, вот тогда и происходит чудо. В этот момент тривиально-материальное становится условием существования высочайше-духовного: «И покрыло облако Шатёр Встречи, и Слава Ашем наполнила Мишкан» (Шмот 40, 34).

Присутствие Всевышнего в Мишкане необходимо для конкретного руководства Израилем в самых практических делах: «И при поднятии облака с Мишкана двинутся сыны Исраэля во всех переходах их. И если не поднимется облако - и не двинутся до дня поднятия его. Потому что облако Ашем на Мишкане днём и огонь будет ночью в нём перед глазами всего дома Исраэля во всех переходах их» (Шмот 40, 36-38). Но присутствие абсолютно трансцендентного Творца возникает только тогда и там, где выполнены все правила использования средств материального мира: каждой акациевой доски, каждой шерстяной нитки, каждого золотого шекеля. Все по схеме: особая, выделенная цель, морально чистый источник, публичный скрупулёзный контроль. И такое золото - свято.

Д-р Ури Линец

Мир, Материальное, Святость

Previous post Next post
Up