Семья Святого Лазаря Семья Святого Лазаря Сайт общины католиков византийского обряда
Зависимость и злоупотребление Март 5, 2008
Про благодать трудно рассказывать, потому что она действует освобождающе.
Два слова о том, чем зависимость отличается от злоупотребления, потому что это относится к вещам, которые нужно всегда повторять. Допустим, человек злоупотребляет работой, перерабатывает. Остается на работе вечерами, и видно, что это не идет на пользу ни ему ни делу. Но когда жена ему ставит ультиматум: «Сегодня вечером пойдем в театр», он приходит вечером в театр. Это еще стадия злоупотребления. А когда она его ждет-ждет, его нет, вечером поздно она его встречает традиционно - со скалкой или сковородкой и спрашивает: «Милый, в чем дело? Мы же с тобой договаривались». - «Да, говорит, я помнил всё время. Не знаю, почему так получилось». Потеря контроля. Применительно к людям, которые реализуют зависимость через прием каких-то веществ, говорят о потере контроля над употреблением. «Хотел рюмку выпить, как все. Выпил всё. Почему, как? Не знаю. Знают только, что не хотел». Воля сопротивлялась вначале, потом исчезла.
Волю как раз и следовало бы определить как способность человека к сопротивлению препятствиям на пути к поставленной цели. Но как это получается? Контроль - это функция сознания. Понятно, что нейротрансмиттеры - важный механизм, который описывает образование привычки к периодическому получению подпитки мозга какими-то веществами, которые заставляют мир иметь краски, образно говоря, не быть серым. Но есть и масса всяких других факторов, которые на работу влияют мозга.
Есть культуры, в которых ни алкогольная, ни наркотическая зависимости не так процветают так как здесь. В Библии говорится о том, что пьянство грех, но не создается впечатление, что в Палестине в деревнях было такое же повальное пьянство, как у нас. Тут и культурный фактор, и духовный фактор, несомненно, влияют, но влияет и антропологический фактор - другой тип. Может быть, важен еще и фактор детской смертности: там и тогда она была очень высока, грубо говоря, из десяти рожденных детей выживали двое самых сильных. Нынешние достижения медицины в этом отношении играют отрицательную роль. То есть выживают даже такие, как мы.
Апелляция к биологическому уровню снимает с человека личную ответственность за грех и его вину, которая блокирует выздоровление. Для этого и нужно называть человека больным - это значит обозначить его позитивную позицию. В введенной здесь терминологии болезнь - это социальная позиция самого больного и общества, которое окружает больного, - позиция, направленная на то, чтобы справиться, выйти из болезни. Когда рождается младенец с предрасположенностью к химической зависимости, у него есть слабость и немощь, но личного греха нет и дай Бог чтобы не было. Но и больным его можно считать. В каком смысле? То, как родители его воспитывают, с самого начала должно быть лечением зависимости. Исцеление зависимого - это то, что по-хорошему, должно начинаться с рождения. Наверное, в отношении младенца это должны быть основные принципы, которые у Анонимных Алкоголиков описываются священной тетраграммой HALT: hungry, angry, lonely, tired. Не быть голодным, не быть чрезмерно озабоченным, не быть одиноким и не быть уставшим, переутомленным. За этим мать и окружение должны бы уследить. Это база, на которой, по мере того как формируется сознание ребенка, можно работать в плане воспитания уже сознательного уважения ребенком себя и других и ответственности.
Звучит очень скучно. Но через это действует благодать и сверхъестественная любовь, которая сообщается ребенку. Понятно, что основной пласт - это вещи, которые даже сформулировать тяжело. Бедные матери настолько входят в невербальное общение с младенцами, что нередко разумного языка уже не понимают. Но это важно, потому что в самом начале через чувствование нужд ребенка и его состояний передается любовь.