Вот есть у вас место, куда вы долго хотели попасть и даже делали попытки, но так и не добирались туда? У меня таким местом была гора Старик-камень, та, которая расположена возле пос. Карпушиха. Для меня это немного знаковое место, т.к. с него, собственно, и начиналась моя походная часть жизни.
Первый мой раз случился в 2011-м году. Тогда у меня только-только появился велосипед, и я открывал для себя мир за пределами квартиры.
Катаясь с товарищем в лесу, мы наткнулись на Гелеверова Николая Евгеньевича - известного в туристических кругах Новоуральска человека. Он сразу взял нас на заметку, и через некоторое время свёл меня с замечательными ребятами, которых я в шутку прозвал алковеллерами, т.к. они очень любили прибухнуть во время покатушек.
С ними я съездил ещё не в одно радостное велопутешествие, за что им большое спасибо. Об этой замечательной поездке вы можете
почитать здесь.
Если в кратце, то раз это был мой первый туристический опыт, то я категорически не был готов к ночёвке в лесу, когда на календаре конец сентября и выпадают первые минусовые температуры. Мои соратники сладко храпели на весь лес, завернувшись в свои спальники, а я, окончательно замёрзнув, выбрался из палатки и просто стоял всю ночь у костра ожидая, когда же наконец наступит утро. На обратном пути меня угораздило заблудиться, плюс я попал под сильный дождь, плюс у меня нечего было есть, а из питья был только томатный сок, в котором уже были плавали льдинки. Уже в полноценной темноте у меня получилось добраться до Нейво-Рудянки, откуда меня эвакуировал товарищ на машине. В тот раз мы не смогли добраться до цели. Было решено оставить Старика-камня до будущих времён.
Вообще Старик-камень это одна из так называемых «Весёлых гор» - группы гор расположенных в «Висимком заповеднике». Чтобы добраться до этих гор, нужно доехать до посёлка Карпушиха (примерно 40 км. от Новоуральска) и там свернуть на дорогу, которая ведёт к местному карьеру. Ориентиром будет служить родник «Алексей», возле него постоянно много машин - родник славится своей чистой и вкусной водой. Можно оставить машину возле родника, но лучше проехать ещё примерно 2 км. вверх, до шлагбаума и уже потом начать пешую часть маршрута. Поверьте, на обратном пути вы будете рады, что вам не пришлось лишних 3000 шагов идти ^_^
В принципе до нужной нам горы можно доехать на любом внедорожнике, даже на самом стоковом. Одна такая попытка случилась в новогодние праздники 2016-го года. Тогда я целых полгода владел Нивой-шевролёт и решил, что вполне готов покорять на ней снежные леса ^__^ Закончилось это вполне логично - мы застряли почти сразу после въезда в лес. Застряли качественно - сев на пузо. Около двух часов мы с товарищем пытались откопаться, но у нас ничего не получилось. Благо, что мы не успели заехать глубоко, поэтому не пришлось далеко идти за трактором. Огромный, по сравнению с моей машинкой "Кировец", словно пушинку выдернул нас из сугроба, после чего мы развернулись и поехали обратно, оставив Старика-камня до будущих времён.
Через год или два я решил повторить этот "подвиг". Вот толко уже на обычной машине. Казалось бы, что может пойти не так? ^__^ Мы заехали в лес, а когда спохватились было уже поздно. Ширина дороги была ровно с автомобиль, плюс по полметра слева и справа. Развернуться не было никакой возможности, также как и ехать задним ходом. Оставалось двигаться только вперёд, в неизвестность, молясь, чтобы нам не попался встречный транспорт. Поскольку дело было весной, то в одном месте ручей подмыл снег и мы удачно провалились в ямку. В этот раз трактор взять было неоткуда, поэтому мы откапывались самостоятельно. Спустя несколько часов, мы всё же смогли выбраться из леса на нормальную дорогу, попутно чуть снова не застряв и не опрокинув машину набок в один из ручьёв. Естественно, ни о каком походе уже не было и речи. Старик-камень вновь был оставлен до следующих времён.
В какой-то момент это стало почти традицией, раз или два в год пытаться дойти до "Старика". Зимой меня останавливали короткий световой день (выбираться из леса приходилось уже в полной темноте) и сугробы по колено глубиной. Летом были более интересные места и не всегда получалось подгадать с командой.
В итоге моих попыток набралось штук, наверное, восемь, и вот только в 2024 году «Старик» наконец пустил меня к себе. Компанию в этом путешествии составил мне работник редакции газеты «Нейва» Юрий Доронин. Итак, гора «Старик-камень», мы идём к тебе.
Когда я впервые побывал в этих местах, то все дороги были открыты, и можно было передвигаться на чём угодно. Потом появились шлагбаумы и сторожа, т.к. заповедник ведь и всё такое. Правда частенько со сторожем можно было договориться. Теперь сторожевой будки нет, а шлагбаум поднят и видно, что давно им никто не пользовался, так что проезжайте свободно. Но мы же трушные туристы, поэтому пойдём пешком *на самом деле моя машина просто не проедет дальше*
Надо сказать, что добраться до Старика не так уж и просто. Дело не в каком-то экстремальном экстриме, просто туда идти примерно 15 км в одну сторону. Пройти за день почти 30 км по каменистой дороге - это то ещё приключение.
Идти предстоит по довольно неплохой дороге. В основном приятно утоптанная грунтовка, но встречаются и каменные участки.
Старик-Камень - самая высокая гора среди вершин массива Весёлых гор. Благодаря тому, что «Весёлые горы» входят в Большую Уральскую Тропу, на всём протяжении пути установлены информационные щиты, а также столбики с указанием направления и количеством километров, оставшихся до цели.
Ещё много где установлены скамейки, чтобы отдохнуть. На них предусмотрительно закреплены металлические таблички с указанием координат нахождения. Поскольку путь довольно долгий, то наличие этих скамеек весьма радует.
Примерно через 5 км пути встретится простенький знак Европа-Азия. А если на первой просеке ЛЭП свернуть направо, то через 3 км. можно выйти к могиле инока Павла, о чём сообщит специально установленный крест-указатель. Пройдя 6,5 км вы увидите Т-образный перекрёсток, где будет указатель, что вам около 10-ти км в правую сторону (если повернуть налево и пройти ещё 5 км., то можно прийти в экоотель «Весёлая гора»).
На этом перекрёстке нам встретились лесные бегуны. Три человека в совсем лёгкой беговой одежде (а на дворе качественная такая осень с моросящим дождём и температурой около +10) с несколькими небольшими бутылками воды лихо проскочили мимо нас и умчались в даль. Положительно поразившись этим людям, мы двинулись дальше.
Оставшееся расстояние проходится несложно, набор высоты идёт постепенно и почти не утомляет. Ощутимый подъём начинается примерно за 4 км от вершины. Здесь нас обогнала Нива с полным салоном людей.
Преодолев это расстояние, мы падаем на больших размеров поляну, где можно оставить машину или разбить лагерь. Здесь, как и у всех достопримечательностей БУТ, стоит информационный щит с указанием особенностей места. На поляне лучше переодеться - сменить взмокшую от подъёма одежду на сухую и дополнительно утеплиться, т.к. наверху будет ветрено.
К вершине от поляны ведёт промаркированная тропа по россыпи камней - курумнику. Здесь надо проявлять осторожность, особенно в дождливую погоду, чтобы не соскользнуть с камней. Вершина встречает нас густым туманом, что в принципе было ожидаемо, но всё же чуточку грустно. Однако в ясную погоду здесь открывается шикарная панорама на 360 градусов, т.к. весь лес находится ниже нас. Говорят, здесь также можно увидеть неплохие закаты. На вершине много скальных выходов, так что будет где побродить. Среди них спрятан тайничок геокешинга, который мы конечно же отыскали, хоть и не сразу.
Когда мы спустились вниз, то решили пойти не в обратную сторону, а заглянуть на гору Оборотная (по прямой до неё 2 км). Там тоже был тайничок, который, кстати, заложила ещё одна сотрудница редакции газеты «Нейва» Евгения Степанова, известная в ЖЖ как
jennifer_hot.
Пока мы шли к горе, нас обогнал очередной путешественник, на сей раз мото-блогер. Он усиленно рычал своим мотоциклом, преодолевая большие корни деревьев и камни, а когда останавливался, то всё происходящее снимал и комментировал под запись своей камеры. Вот что меня всегда забавляло: неважно, как глубоко ты в лес зайдёшь, всегда есть шанс встретить человеков.
На «Оборотной» тоже много скал, только они все стоят по отдельности. Возле одной из таких скал в 2015 г. были найдены обломки самолёта, которые до сих пор лежат там. Среди обломков был найден орден Ленина. По номеру награды удалось установить, что он принадлежал Матвею Борисовичу Шенкману - директору Воронежского авиационного завода № 18. В мае 1942г. самолёт летел в Нижний Тагил, но из-за облачности врезался в гору. В память о катастрофе на месте аварии установлен памятный крест.
С вершины Оборотной нам удалось урвать чуточку ту самой золотой осени, за которой собственно мы сюда пришли.
Найдя тайник и немного полюбовавшись открывшимися видами округи, мы покинули гору. Нам предстояли 16 км обратного пути. Вышли к машине мы уже полной темноте. Усталые, но радостные, мы поехали домой.
Итог.
БЫЛО ВЕСЕЛО.