Московские каникулы-2, или "что такое плохо"

Feb 25, 2016 20:45

Так вот, значитца, Коломенское. Еще раз скажу - замечательное место. Конечно, немного развесистой клюквы есть и тут (например, все экскурсоводы наряжены не то стрельцами, не то боярами), но где ж ее нет. Но по существу все сделано очень хорошо. Огромное количество экспонатов очень осмысленно размещено. Все удобно рассматривать. Во дворце, например, накрыт обеденный стол: вся еда настоящая, особым образом законсервированная - и чего там только нет! Сахарный кремль, осетры, лебеди, груши в меду!... У меня, правда, в голове "мозговой сок" (а как еще назвать то, что активно требует поглотить информацию?) вырабатывался на другие вещи. На географические карты, например. И рассказывают очень хорошо - и содержательно, и завлекательно. Особенно мужик в собственно Коломенском. Сразу видно, что дело знает. Историк.
Экскурсия закончилась, и мы разделились на "кружки по интересам". Особо жадные до знаний отправились в ту самую - накануне не случившуюся - "нехорошую квартиру"... мда...
Лестница. Расписана от пола до... в общем, докуда дотянулись. И в несколько слоев. Тексты преимущественно типа "дорогой Воланд, помоги сдать ЕГЭ" (вот это "дорогой" мне особенно понравилось). В двери толкотня. Просочились. Пошли по комнатам. В нарастающем недоумении.
Я думаю, обучение будущих музейщиков надо начинать именно с посещения этого заведения. Ибо тут собрано ВСЕ, чего не надо делать. И как не надо. По разным комнатам распиханы вещи. Где-то на стене есть бумажка с общим описанием (в этой комнате жил, собраны подлинные вещи и т.п.), где-то такой бумажки нет - и кто ж его разберет, зачем тут эти диван, телефон и пишущая машинка. Зато всюду разложены кокетливые записочки, этакое неглиже с отвагой ("прежде чем сесть на ветхую вещь, подумай о вечном"; "Воланд следит за тобой" - словом, стилистика та же, что на лестнице).
Пускаешь людей без экскурсовода - напиши побольше текста. Не хочешь писать текст (лень, например, или бумагт нет) - не пускай без экскурсовода. Выбери что-нибудь одно!
Почесали в затылках - и двинули к выходу, в прихожую, где, прислонившись к табуреточке, с остановившимся взглядом, оцепеневший, сидел на полу Арсений. К сожалению, взгляд его остановился на стоящей на этой табуреточке бутылке. Рядом с бутылкой лежала записка "Аннушке на масло", а в самой бутылке - какие-то деньги. И тут заговорила придверная тетенька.
- Молодой человек, отойдите от экспоната! Что это Вы на него так смотрите?! Нечего так долго на него смотреть! Были у нас случаи, уже один экспонат украли!
Я, уже надувшаяся, как мышь на крупу, открыла рот - но, к счастью, первым заговорил Денис. Он попытался как-то свести все к шутке - и тут, прямо у нас на глазах, воплотился бессмертный роман Булгакова. См. сцену на входе в Грибоедов: "Прелесть моя! - Я не прелесть!". Трудно поверить, но я видела своими глазами и слышала своими ушами!
И тут злость прошла. Я поняла, что это замечательный музей. Тут сохранены не мертвые экспонаты, а та самая Москва, с Никанором Ивановичем ("А лампочку на лестнице Пушкин менять будет?"), Торгсином ("У нас только на валюту!"), тетками на коммунальной кухне ("Свет надо тушить за собой в уборной, вот что я вам скажу, Пелагея Петровна, а то мы на выселение на вас подадим"). Пошлость, плебейство, формализм, непрофессионализм - как блестяще собраны на таком небольшом пространстве!
Будете в Москве - обязательно посетите "нехорошую квартиру"! У меня даже есть идея: забрести туда небольшой толпой, причем двоим загримироваться под Коровьева и Бегемота, а остальным разыгрывать потрясенных обычных посетителей. Я понимаю, как наслаждался Воланд, когда эта парочка развлекала его, разыгрывая свои скетчи. Я тоже так хочу!
Немногие выжившие (числом 6 человек) двинулись с Садовой на Патриаршие пруды. Посидели на скамеечке, наблюдая, как Арсений и Гоша катаются с ледяной горки, по очереди с малышами. Потом прошли по Спиридоновке до особняка Рябушинского, к Никитским воротам - и вдруг поняли, что повторили маршрут Ивана Бездомного! Стоя прямо на углу и игнорируя прохожих, зачитали отрывок из главы "Погоня" - все точно! Подумав, решили, что в дом 13, квартиру 47 все-таки не пойдем, даром что неизвестно, по какой улице ("переулок, унылый, гадкий и скупо освещенный" рядом с Остоженкой - недостаточно точный адрес). И просто дофланировали по бульварам до ужина.
И солнце склонилось, и нам было пора...
Последнее безумие случилось в поезде. Едва отъехали от Ленинградского вокзала, в купе возник мужик в форме:
- Я начальник поезда. Кто старший группы?
- Я (а сама думаю:"От колысь я попавси дак попавси! Сейчас спросит, где наш дипломированный врач, без которого школьным группам ездить нельзя")
- У вас все в порядке?
- Да-да, все отлично, просто замечательно!
-Ну смотрите. Если что - сразу ко мне. Дети - это в нашем поезде главное. Надо будет - вы мне только скажите, я поезд остановлю. А если надо - скорую вызову. А если вдруг остановимся где-нибудь, у нас есть 40 литров воды, это не для пассажиров, это только детям...
Засыпая, видела страшноватую картину: где-то между Москвой и Петербургом, в ночи, среди лесов и сугробов, стоит поезд, а в поезде мы, сгрудившись вокруг 40-литровой бутыли с водой...
Вот так.
Чем закончить повествование? Еще одним глубоким поклоном устроителям. Только вернулись - а уже хочется снова поехать. И, честно говоря, если такой же компанией (только обязательно с теми, кто в этот раз болел), то все равно куда. В любом случае будет отлично!
Previous post Next post
Up