Данный диалог произошел на тренинге Маршалла Розенберга. Маршалл попросил участников воспроизвести ситуации, где можно было бы использовать «жирафий» язык.
Участник: У меня есть дочь-подросток, которая превратила гостиную в свинарник. Моя потребность - чтобы в комнате было чисто, потому что мне это приятно.
Маршалл: При общении с детьми первым делом нужно сказать, что вы хотите, чтобы они сделали. Затем спросите себя, какие у них должны быть мотивы сделать это. Я уверен, что мы не хотим, чтобы что-то делалось для нас из страха, от чувства вины или стыда. Сейчас я покажу вам, как может звучать такой разговор…
Мама, говорящая от лица Жирафа: Мне приятно, когда дома убрано, и я бы хотела, чтобы ты поддерживала порядок.
Дочь, говорящая от лица Шакала: Мама, отстань. Ничего не случится, если здесь будет небольшой беспорядок. Живем только раз.
Мать: Я слышу, что ты расстроена.
Дочь: Да, спасибо. На меня слишком много давят.
Мать: ты хочешь, чтобы я расслабилась и не обращала внимание?
Дочь: Да!
{Маршалл}: Теперь мать снова может говорить о своих потребностях. Это будет уже другая игра, потому что у дочери была возможность почувствовать, что мать услышала ее, между ними образовалась связь.
Мать: Когда дома порядок, я чувствую себя лучше. Для меня было бы большим подарком, если бы окружающие согласились поддерживать порядок.
Дочь: {Вздох}. Мне придется наводить порядок.
Мать: Я вижу, что недостаточно ясно выразилась. Когда я ощущаю, что вокруг меня порядок, мне легче дышать.
Дочь: Не обращай внимания!
Мать: Прости, повтори, пожалуйста, что ты услышала из моих слов, до того, как отвечать?
Дочь: Ты сказала, что я должна убирать.
Мать: В прошлом я действительно использовала фразы вроде «Ты должна» или «Нельзя быть такой неряхой». Но теперь я хочу общаться по-новому и достичь с тобой понимания. Можешь сказать, что ты услышала из того, что я сейчас сказала?
Дочь: Что когда ты приходишь домой и видишь порядок, ты хорошо себя чувствуешь.
Мать: Я очень хорошо себя чувствую! Когда вокруг нет порядка, я чувствую, что моя жизнь нестабильна.
Дочь: Ну, не стоит так думать.
Мать: Неважно стоит так думать или нет. Ты можешь сказать, что ты услышала из того, что я сейчас сказала?
Дочь: Что когда вокруг порядок, ты чувствуешь себя хорошо и спокойно.
Мать: Да и только что ты удовлетворила мою потребность - услышать как ты это говоришь, до того, как среагировать. Мне нравится, что мы можем разговаривать друг с другом таким образом. А что ты чувствуешь?
Дочь: Я чувствую, что я должна делать то, что не хочу.
Мать: То есть, когда просьба выражается как давление или требование, становится неприятно ее выполнять?
Дочь: Да
Мать: Вот почему я сожалею, что раньше просила тебя о чем-то таким способом. Я вижу, как ты можешь на это реагировать. Можем ли мы что-то изменить, чтобы ты делала вещи, которые делают меня счастливой, но не чувствовала давления?
Дочь: Я думаю, да. Как насчет…