Известно, что т.н. "виновность", распространившаяся на абхазов после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., охватывала не весь этнос целиком. И если про сословные исключения довольно хорошо известно, то про геолокальные в нашей исторической литературе почти не упоминается.
Самым существенным поражением в правах абхазского населения было лишение права собственности на землю.
Деталями "виновности" я заинтересовался, когда увидел в учебнике С.Х. Бгажба и С.З. Лакоба "История Абхазии с древнейших времен до наших дней" 2007 года впервые опубликованное воззвание о снятии "виновности" 1907 г.
В нём, в частности, детально расписаны сельские общины, за жителями которых вновь закрепляются их имущественные права.
В воззвании перечислены все абхазские общины Бзыбской и Абжуйской Абхазии, за исключениеим Поквешской и Илорской. Сначала я подумал, что Пакуаш мог входить в состав другой общины, но выяснил, что нет.
А вот найти документ, фиксирующий виновность, мне не удалось.
Позже обнаружил следующее упоминание в статье Л.Т. Соловьёвой "Субэтноним самурзаканцы: возникновение, история, современность" со ссылкой на (Рыбинский Г.А. Сухумский округ. Абхазия в сельскохозяйственном и бытовом отношении. Тифлис, 1894. С. 17):
"После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. только жители Самурзакано и двух общин Кодорского участка - Илорской и Поквешской - не были включены в состав «виновного» населения (как остальное население Абхазии, объявленное «виновным» якобы за пособничество туркам). Поэтому только в Самурзакано и указанных двух общинах крестьяне являлись собственниками своих земель и несли обязательную воинскую повинность, тогда как остальное, «виновное», население Абхазии платило взамен этого денежный налог".
Таким образом, так же как и на абхазское население Самурзакана, на пакуашцев "виновность" не распространялась. Видимо, царское правительство в данном вопросе решило остановиться на старой самурзаканской границе по р. Аалдзга ))
Тут же возникает и другой вопрос: что было с эшерскими, латскими, багбаранскими и мерхеульскими абхазами? Ведь их общины также не упоминаются в документе.