Южная Осетия. Часть 3. На Зонкарское водохранилище.

Sep 20, 2011 21:13

Зонкарское вдхр. находится в ущелье реки Малая Лиахва. Из Цхинвала туда ведёт дорога (сначала идеальный асфальт, а в самом ущелье - грунтовка), которая до августовской войны почти на всём протяжении (начиная от с. Прис) контролировалась Грузией. Эта дорога проходит через бывший т.н. второй грузинский анклав ЮО. Вся эта территория административно входит в Цхинвальский район. На карте ниже красным нанесён путь, чёрным - граница. Карта кликабельна




Первое село после выезда из города - Прис. Прис традиционно был разделён на две части: осетинский (или верхний) и грузинский (тот, что лежит у самой дороги). Отсюда, с грузинского Приса и начинался второй крупный грузинский анклав. Здесь стоял грузинский блокпост, следов которого теперь не видно. Дорожный указатель на русском (или осетинском), но такое ощущение, что там есть место для ещё одной буквы. Если установлен при Грузии, и буква "и" затёрта, то почему только по-русски? Если установлен после войны, откуда дополнительное расстояние?




Метрах в 100-200 к северу от дороги, у  "подножья" Присских высот находится Верхний (осетинский) Прис. Это село, как и сами высоты, контролировались осетинской стороной.






А вот к югу от дороги лежит пограничное поле, а за ним виден как на ладони Горийский район Грузии. Сначала было немного стрёмно, учитывая имевшие в прошлом место обстрелы со стороны Грузии. Например, в пограничном селе Гвиргвина год назад были обстреляны журналисты
http://www.080808.su/node/125
Но сейчас всё спокойно. Ни одно из наших околограничных перемещений не было ничем омрачено))
На следующем фото на дальнем плане вытянутые в ряд дома с белыми крышами - село Эргнети Горийского района, где при Шеварднадзе находился знаменитый эргнетский рынок. А на ближнем плане с красными крышами - это ещё Цхинвал.




На следующих двух фото  - вид на село Дици Горийского района. Между дорогой, с которой и сделана фотка, и селом - лежит поле. Где-то в этом поле ближе к Дици проходит граница. Но никаких внешних признаков обнаружить не удалось. Ни здесь, ни на других пограничных территориях не видно никаких грузинских полицейских или армии. С осетинской стороны граница охраняется многочисленными российскими военными базами/погранзаставами. Периодически границу прочесывают пограничники, но далеко не всегда и далеко не везде.




Тоже вид  на Дици




После села Прис въезжаем в бывшие грузинские сёла Аргвици, Берула, Эредви. Они тянутся единной цепью, и, насколько можно судить, там не осталось ни одного жителя или целого строения.

Аргвици



Берула




Дом культуры в Эредви




После Эредви дорога уходит на север, едем по правому берегу р. Малая Лиахва через село Кохат. Это осетинское село, оно, собственно находится в стороне от дороги.




На противоположном (левом) берегу М. Лиахвы находится большое осетинское село Дменис. Дменис вытянут интересным образом от входа в ущелье М. Лиахвы на севере до грузинской границы на юге. От Цхинвала до Дмениса от силы минут 10 езды, однако до войны, когда обстановка накалялась и Грузия перекрывала дорогу, по которой мы ехали, осетинам приходилось добираться до Дмениса кружным путём: по Зарской дороге, черех Джаву и горной грунтовской спускаться в село. Как нам рассказали, дорогу осиливать приходилось почти сутки.




Тоже вид на Дменис. На дальнем плане в гору уходит грунтовка - это Ленингорская дорога.




После Кохата заканчивается идеальный асфальт и начинается ущелье М. Лиахвы с раздолбанной грунтовкой. Въезжаем в село Уанат (Ванати). Это бывшее преимущественно этнически грузинское село. Почти все дома сожжены, но вдоль дороги есть несколько жилых осетинских.




Бывший полицеский участок



Тоже Уанат.




Бывшая школа




В конце с. Уанат - джерский поворот. В селе Джер (Гери) находится одно из самых почитаемых святилищ в ЮО, но туда мы не попали. Эта первый указатель советских времён, который мне встретился. Впоследствии оказалось, что их много. Особенно в Знаурском районе.




После Уаната въезжаем в протяжённое село Сацхенет(и). Изначально - преимущественно осетинское село, с начала 90-х осетины в основном покинули село. При грузинской власти здесь, преимущественно, жили грузины. Сейчас почти нет жителей. Сначала нам встретился один жилой дом, возле которого у дороги сидели женщины, как выяснилось, грузинки. Мы подъехали, уточнить, где находимся, на что одна из них отрицательно закачала головой со словами "ме картвели вар". Видно, не поняла вопрос. Дальше было несколько осетинских домов.




Затем в стороне от дороги сфоткал кладбище села Хошур.




Большинство сёл ущелья Малой Лиахвы расположены на првом берегу. Левый берег очень крутой. Единственное село на левом берегу - Хадурта (Хадурианткари) с интересной башней.




Въезжаем в грузинское село Белоти. Здесь ни души.






В Белоти есть средневековая церковь.




И мост через М. Лиахву




И, наконец, последнее село перед водохранилищем - Зонкар. Осетинское село, которое было покинуто жителями в начале 90-х, когда оказалось в зоне контроля грузинской стороны. Пока сюда никто не спешит возвращаться, да и некуда - дома разрушены. Нам сказали, что в Зонкаре живёт одна семья, но мы жилых домов не обнаружили.








А вот собственно Зонкарское вдхр. Очень красиво, напоминает чем-то Рицу, только без мишуры. Вдхр. охраняют несколько человек (по всему бывшие бойцы) с автоматами, лошадью и уазиком. Угостили нас пивом.

















В следующий раз про Знаурский район.

Южная Осетия

Previous post Next post
Up