Слон и моська

Aug 29, 2014 01:09

Сайт nutraingredients-usa.com сообщил о том, что Россия сняла запрет на ввоз пищевых добавок (см. заметку здесь). Нас интересует следующий фрагмент заметки:
Domestic dominated market

Russia’s vitamin and dietary supplement market was valued at €1.68bn in 2013, forecast to grow to €1.92bn in 2014, according to Euromonitor International data.

Moscow-headquartered pharmaceutical giant Amway OOO held the biggest share in value terms - representing 6% of total 2013 sales.

This was followed closely by two other Russian companies - Pharmstandart OAO and Evalar ZAO.

Nutrilite, Linex, Vitrum and Complivit remained the “most powerful brands” in terms of value sales of vitamins and dietary supplements in 2013, Euromonitor said.

PMR Research suggested local manufacturers accounted for two-thirds of Russia’s dietary supplements market. By volume, local players represented 80% of the market, it said.

However, PMR data indicated that for the immune system category, it was foreign companies that dominated the market in value terms, although not volume.

В этой заметке мы видим интересную цифру: рынок витаминов и диетических (пищевых) добавок в России в 2013 составил 1,7 млрд евро. Прогноз на 2014 - 1,9 млрд евро (реальный оборот, скорее всего, будет меньше из-за кризисных тенденций). Это огромные цифры, если брать рынок спортивного питания. Но эти цифры относятся не только к спортивному питанию, а далее мы покажем, что далеко не к спортивному питанию. В заметке указывается лидер этого рыночного сегмента - ООО «Амвей» с 6% (100 млн евро). За ним следуют компании «Фармстандарт» и «Эвалар», которые не занимаются спортпитом. С долями не все понятно, но меня интересует общий объем.

Эти почти два миллиарда евро - прежде всего витамины и БАДы. Каждый из нас знает, сколь активно работают их сбытовые агенты; большая часть продуктов проходит через сетевой маркетинг. О красотах сетевого маркетинга читайте в «Новой газете» от 27.08.2014 журналистское расследование о деятельности компании «Тяньши» с китайскими корнями.

В 2006 я оценивал российский рынок импортного питания в 5-10 млн долл. в ценах закупа. Думаю, что с тех пор импорт спортпита дорос по моей оценке до 20 млн долл. в ценах закупа. В розничных ценах это будет 44 млн долл. или 33 млн евро. Наверное, можно найти более точные цифры, но для моих рассуждений достаточно качественной оценки ситуации. Объем продаж отечественного спортпита мне абсолютно непонятен, но поскольку его продажи входят в 1,7 млрд евро, нужно его учитывать. Предположим, что его продажи составляют треть от продаж импорта. Тогда общий объем продаж спортпита равен 45 млн евро. Округлим до 50 млн евро.

Заметка приводит данные, что доля российских производителей в этом сегменте составляет около 80%. Остальные 20% годового оборота (340 млн евро) - импорт, почти треть которого (6% пунктов) - это продукция Amway (не знаю, включена ли в этот оборот непищевая продукция Amway - средства для чистки и мытья, зубная паста). Итак, по моей оценке российский рынок спортпита равен 50 млн евро при общем рынке витаминов, добавок и БАДов в 340 млн евро. Тогда неспортпитовская часть равна 290 млн евро. Понятно, что витамины - это витамины, это особая группа в этом рыночном сегменте, потому что витамины - в отличие от БАДов и тем более спортивного питания - вызывают доверие и используются бóльшей частью населения, т.е. они - конвенциональные продукты. В отличие от БАДов и тем более спортивного питания. Витаминов продаваться должно больше, чем БАДов, например, в два раза больше. Тогда рынок БАДов и всяких заменителей пищи для похудения (без учета витаминов!) составляет треть от 290 млн евро - порядка 100 млн евро. Это даже больше, чем продажи спортпита. Теперь мне понятно, почему всякие магазинчики и отдельчики, торгующие БАДами, встречаются гораздо чаще, чем магазинчики спортпита.

То есть весь наш бизнес (продажа импортного спортпита) - немалый с нашей инсайдерской точки зрения, где кипят нешуточные страсти, и по всей стране развернулись демпинговые войны розничных торговцев, - равен каким-то жалким 3% от всего рынка витаминов, добавок и БАДов. Пусть даже витамины занимают там две трети, и то на БАДы остается 30% или 500 млн евро, что в 10 раз превышает продажи спортивного питания! Вот вам и «Турбослим», «Блокиратор калорий "Фаза 2"», «Капилар», «Окувайт Лютеин Форте», «Шунгит», «Цыгапан» и прочие бабушкины и дедушкины рецепты!

При учете только импорта получаем, что продажи спортпита дают около 33 млн евро, а продажи витаминов и БАДов - 330 млн евро (20% от общих продаж). Кстати, прибыльность от торговли БАДами, думаю, будет повыше прибыльности от спортпита, и при обороте в 330 млн евро чистая прибыль может достигать 60-80 млн долларов. А сколько рабочих мест это дает пенсионеркам и пассионарным бырышням! Есть за что бороться. Получается, что мы опять всё попутали, и отмена запрета на ввоз спортпита связана не с Романом Ротенбергом и вообще не со спортивным питанием, а скорее с импортерами витаминов и БАДов. И сильнее всего после отмены запрета кусают локти не производители «Атланта», «Айронмена» и «Триава», а «Эвалар», «Диод» и «ПИК-фарма»…

Вывод ясен: нам со своим чахлым спортпитом надо жить скромно, не выпячиваясь, дышать через тряпочку, радоваться жизни и благодарить могущественные силы, для которых мы какбэ мураши под ногами, но чьи проблемы совпадают с нашими к нашей вящей радости.

* * *

Приведенные расчеты можно воспринимать как жонглирование цифрами. Приведите другие цифры и оценки. Welcome! А пока enjoy.

* * *

Избранные фрагменты из статьи про «Тяньши».

Сначала история из Новосибирска:- Моя знакомая решила разбогатеть, в итоге потратила все средства. Накупила БАДы и сошла с ума. (…) Набрала много кредитов, в том числе и квартиру переписала на банк. Все знакомые с ней поссорились, даже родная дочь сочла ее сумасшедшей. Ее не было слышно около трех месяцев, а потом у соседей потекла вода с потолка. Вызвали МЧС, взломали дверь и обнаружили ее в ванной с длинными нестрижеными ногтями и волосами. Выглядела она ужасно, кто видел больных шизофренией, тот поймет, о чем речь. Вся комната была завалена коробками с бадами. Она сидела и бормотала: «Скоро я стану богатой, скоро я стану менеджером 8 уровня».
Психологическое:Евгений Волков, член Международной ассоциации исследования культов (ICSA), доцент НГУ им. Лобачевского:

- О компании «Тяньши» я, естественно, знаю. Во всем, что делают сотрудники этой компании с соискателями, есть огромное количество элементов социально-психологического манипулирования. Взять хотя бы рекламу, которая не содержит конкретики, но интригует и привлекает «высоким доходом» и «работой в офисе». Затем - фильмы про животных, которые вам включали перед лекцией - они настраивают на правильную, «расслабленную волну». В расслабленном состоянии информация, включая вредоносную, лучше усваивается. Дальше - по списку: выделение отдельных слов во время лекции, жестикуляция, и главное - визуализирование: очень простой и эффективный способ. Нарисовали вам квадрат - простая фигура, в которой все логично. И вам кажется: да, ведь это работает, ведь я же пришел. И именно в этот момент человек ломается.

Здесь мы приходим к самому главному: корень проблемы, на самом деле, не в действиях компании, а в самом соискателе. У россиян, у людей, живущих на постсоветском пространстве, очень плохо развито критическое мышление. Мы привыкли верить. Только 7-8% наших сограждан умеют критически мыслить. В США, например, всерьез за воспитание критического мышления взялись лет 40 назад. Его прививают еще со школьной скамьи и особенно - в университетах. И там понимают: заработать много денег, не прилагая особых усилий - невозможно. У нас же наоборот: заработать за три года на яхту - пожалуйста.
И кое-что нормативное:СанПиН 2.3.2.1290-03: «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» допускают розничную продажу БАД только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). Поэтому деятельность по распространению БАД дистрибьюторами, курьерами, врачами или иными медицинскими работниками, фирмами и организациями, интернет-магазинами, через заказ по телефону и с помощью других дистанционных способов является незаконной*.
Наш бизнес намного честнее и чище «бадовского» - никакого НЛП, никакой шизофрении. Только трезвый расчет: демпингуй или проиграешь. Ну-ну, додемпингуемся. До монополистов, которые цены будут ставить уже любые.

* * *

Документ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)».

------------
Примечание:

*) «Требования к реализации БАД» - это раздел 7.4 СанПиН 2.3.2.1290-03. Но там ничего не сказано о нелегальности продажи БАДов через интернет-магазины! Думаю, это суждение ошибочно.
 

рынок, фразы, документы, быль

Previous post Next post
Up