В журнале «Профиль» (№ 27, 2012) помещена
интересная статья из немецкого «Шпигеля» на тему эффективности/неэффективности американской политической машины. Речь идет о том, что в 2011 Служба питания и продовольствия (Food and Nut¬rition Service) Минсельхоза США опубликовала указания по изменению структуры школьных завтраков. Прежде всего предлагалось убрать из школьных завтраков картофель-фри и пиццу. И то, и другое в Америке - дешевое, стандартизированное (четверть школ закупает ланчи непосредственно в сетевых ресторанах быстрого питания, в McDonald's и Pizza Hut), но - вредное, потому что от обилия крахмалистой пищи у детей растет вес. А проблема ожирения для Америки - не последняя. Минсельхоз рекомендовал давать школьникам не более стакана богатой крахмалом пищи в неделю (сейчас американский школьник в день получает минимум одно блюдо из картофеля). Зато больше есть фруктов и овощей.
С картошкой не прошло. Но в школьных завтраках будет больше фруктов и меньше сахара.
Против картошки много лет выступает гарвардский профессор диетологии Уолтер Уиллет (Walter Willett; автор книги Nutritional Epidemiology, 2012 - третье издание). Его исследования показали, что у того, кто питается картошкой, вырабатывается больше инсулина, чем у того, кто ест простой сахар. Это усиливает чувство голода. Раньше люди больше двигались, и проблем не возникало. Сейчас возникают. К тому же, в Америке к картошке добавляются в неумеренном количестве сладости и безалкогольные напитки.
За овощи и фрукты, против сладостей и десертов агитировала Мишель Обама. Но без особого успеха. Самая знаменитая женщина Аляски - Сара Пэйлин возмутилась: американцев хотят лишить еще и десерта! А теперь ещёе хотят лишить и картофеля-фри?
Кстати, недавно в Москве был скандал. Родители школьников протестовали против изменения состава школьных завтраков: туда включили много витаминизированных продуктов и прочей ерунды, при этом основным поставщиком была сомнительная фирма, приближенная к телу. Институт наш питания РАМН объяснял, что всё нормально, изменения верные, витаминизация должна быть. Но ведь все знают: если чиновник говорит, что все правильно, значит он врёт, потому что ему хорошо проплатили…
К сожалению, народ у нас бесправный, а решение по школьным завтракам принимают не родительские советы, а чиновники… Родителям остается только одно: отправлять школьников в школу как шахтеров в забой - с личным тормозком; при этом в тормозок можно класть еще и шейкер с гейнером или белковым коктейлем. И рынок спортпита разовьется, и здоровье нации сохранится…
* * *
Вообще-то статья из «Шпигеля» называется «Конец разума» и рассказывает об эффективности/неэффективности американской политической машины. Речь о том, что Конгресс США из эффективного механизма коллективного разума превратился в эффективную машину лоббирования интересов отдельных групп производителей - вопреки всеобщему благу и здоровью. Приведу примерно треть текста статьи:Накачанные мускулы, безупречная физическая форма - сенатор Марк Юдалл, покоривший высочайшие вершины Скалистых гор, вполне мог бы рекламировать здоровый образ жизни. Но вот уже четырнадцатый год он заседает в Конгрессе. Со своего привычного места - в предпоследнем ряду на стороне демократов - политик рассуждает о пицце и картофеле фри. «Если разобраться, - говорит Юдалл, - в жире можно утопить все что угодно».
Это главный аргумент против новых директив, предложенных президентом Бараком Обамой для школьных столовых. Обама пытался отделить зерна от плевел, заставить дирекцию школ закупать больше овощей и меньше пиццы и картофеля фри. Дабы заблокировать директивы Обамы, Юдалл скооперировался с семью другими сенаторами и разработал поправку № 804; сегодня она выносится на голосование.
Каждая долька картофеля фри, каждая крокетинка, аргументирует 61-летний Юдалл, когда-то была картофелиной, а значит, таким же овощем, как брокколи, зеленые бобы, шпинат или морковь. И тот, кто решит запретить картофель фри, продолжает он, тем самым дискредитирует картошку на том лишь основании, что ее на время окунули в растительный жир. Юдалл говорит о равноправии овощей, о том, что в картошке тоже есть витамины, как и в пицце, сдобренной томатным соусом.
Сегодня после обеда конгрессмены всерьез обсуждают вопрос, допустимо ли подвергать сегрегации картофель фри и овощи. Быть может, его, как и пиццу, следует приравнять к овощам? Рональд Рейган в свою бытность президентом тоже пытался объявить кетчуп овощем - в угоду продовольственной промышленности. Но Рейган не смог склонить Конгресс к такой логике. Шел 1981 год - другие были времена.
Американская демократия гордилась разделением властей, своими сдержками и противовесами - сложной политической системой, которая некогда считалась образцом сбалансированности политических интересов, гарантией минимальной разумности. Эта система служила препятствием на пути фанатизма, обуздывала вопиющую глупость. И что теперь - «не допустим дискриминации картофеля»?
… История с поправкой № 804 - это урок, позволяющий получить представление о состоянии демократии в Соединенных Штатах. Он показывает, почему дискуссия о реформах зашла в тупик и почему краткосрочная прибыль производителей картофеля оказывается важнее долгосрочной цели - здоровья населения, почему интересы отдельных групп больше влияют на политику, чем всеобщее благо. Это история о народных избранниках, уступающих давлению лоббистских групп.
«В Америке картофель - это продукт религиозного значения», - говорит профессор Уолтер Уиллет (…) Годовое потребление картофеля в Америке составляет 53 кг на человека. Трудно представить себе типично американское блюдо, которое подавалось бы без крокет, пюре или картофеля фри. Главными жертвами таких гастрономических привычек становятся дети, которые съедают почти на треть больше крахмалосодержащих продуктов, таких как кукуруза и картофель, чем взрослые. Как доказывает Уиллет, это один из путей к ожирению.
При этом государство субсидирует неправильное питание. Нуждающиеся американцы получают талоны на еду, которые зачастую обменивают на пиццу и картофель фри.
…Картофель фри - часть американского быта, столь же обязательная, как непомерно большой автомобиль, офисные здания, в которых летом холодно, как в холодильнике, шопинг-моллы. Картофель, подчеркивает Ларри Цукерман в своей книге, посвященной этому корнеплоду, - это продукт питания масс, «самая демократичная еда» Америки, о которой будущий второй президент Соединенных Штатов Джон Адамс в 1774 году писал своей жене Абигейл: «Давай будем есть картошку и пить воду».
Уже тогда картофель считался символом протеста против европейской аристократии с ее изысканной кухней и застольным этикетом, от которой Америка стремилась дистанцироваться. Америка хотела быть непохожей на свою метрополию Англию, где король Георг III даже во время хлебного кризиса 1795 года наотрез отказывался от блюд из картофеля. Картошка - символ старой доброй Америки.
В стране, граждане которой боятся потерять все, что имеют - дом, работу, статус жителей сверхдержавы, - борьба за традиции превратилась в устойчивый рефлекс.
…«Мы едим картошку вот уже двести лет, - говорит фермер Роджер Микс из Аламосы - важнейшего картофельного района Колорадо, родного штата сенатора Юдалла, - и вдруг оказывается, что это почему-то неправильно». А как же исследования гарвардского профессора Уиллета? Он их читал? Микс отмахивается: «Вы слышали о Крисе Войгте? Видели его по телевизору?»
Крис Войгт, председатель союза предпринимателей «Картофельный совет» в штате Вашингтон, в прошлом году провел опыт над собой: на протяжении двух месяцев он съедал по двадцать картофелин в день. Как утверждает сам Войгт, он даже похудел на 6 кг. «Крис сделал для просвещения народа больше, чем этот профессор со своими выборочными исследованиями, экстраполяцией, регрессивным анализом и прочим научным хламом, - говорит Роджер Микс. - Тем более что он уже давно вышел на антикартофельный курс».
… В конечном счете расходы оказались решающим аргументом, позволившим спасти картофель фри и сохранить статус-кво, при котором дети в школах получают избыточные калории. Если бы директивы Обамы остались неизменными, то это привело бы к удорожанию одной порции школьного ланча на 14 центов. Смешная сумма, которой можно было бы пренебречь, если учесть, что речь идет о здоровье будущих поколений.
Но этого не происходит. Во время голосования по инициированной Марком Юдаллом поправке № 804, направленной против здоровья нации, становится понятно, что сенатор справился со своей работой на все 100 %. Если бы в этот день голосующие руководствовались разумом, то, вероятно, за эту поправку не было бы отдано ни одного голоса. Но количество голосов «за» стремительно растет, переваливает за 50 %, а потом и за две трети.
Когда наконец голосование завершается, то результат гласит: 70 % - за, 30 % - против. Потрясающий исторический вотум доверия картошке фри, вынесенный Конгрессом, который в последнее время не мог прийти к согласию ни по одному вопросу. И Юдалл, спаситель картофеля фри в американских школьных столовых, благодарит коллег за «здравомыслие».
Весна 2012 года. Поправка Юдалла о картофеле фри вступила в силу, Обама подписал документ так, будто ничего особенного не случилось. Сделал вид, будто новая ситуация - это все-таки шаг вперед, что верно по меньшей мере в одном аспекте: впредь в школьных столовых будет больше фруктов и меньше сахара в пище. Но о большом политическом споре, в котором он потерпел поражение, - о картофеле фри - Обама не вспоминает. Приходится довольствоваться тем, что остается.
Профессор Уиллет проводит презентацию в Национальном институте здоровья в Бетесде под Вашингтоном. В узком кругу специалистов, медиков, диетологов. Уиллет готовит публику к выходу в свет третьего издания своей книги «Эпидемиология питания» - библии отрасли. Такое большое событие заслуживает особого мероприятия в важнейшем на планете ведомстве биомедицинских исследований. Появилось много новой информации, рассказывает Уиллет. Третье издание получилось существенно более объемным, чем второе, и не все новое удалось поместить в книгу. Но сама структура фундаментального труда не претерпела существенных изменений. Добавилась только одна глава. 16-я. «К сожалению, это оказалось необходимым», - вздыхает он. В ней речь идет не о питании. А о политике.
* * *
Выводы:
1. Картошка - сильный анаболик, вызывающий повышенный уровень инсулина в крови.
Поэтому предлагаю принимать креатин с картошкой: креатин-картофельная транспортная система (ККТС). Картофель-фри следует ввести в предтренировочные комплексы (N.O.- Potato Xplode 3.0 и др.). И вообще, пора переходить на картофельный протеин и картофельные ВСАА.
2. Квалифицированный совет: неправильное питание.
Многие покупатели в нашем магазине спрашивают, как им поправиться. Просто поправиться (не ищите подвоха). Теперь я с чистой совестью, опирающейся на поправку № 804, могу обоснованно ответить: «Побольше чипсов, пирожных и кока-колы!»
Кстати, поскольку мы продаем только импортное спортивное питание (американское и немецкое), мы - иностранные агенты. На что еще опираться иностранным агентам, как не на иностранные поправки?