Лев Толстой. Христианство и патриотизм.

Nov 29, 2014 21:04

По наводке anna_mir прочитал третьего дня эссе Льва Толстого "Христианство и патриотизм". Обещал отписать, что я об этом думаю - отписываю.



Я вообще к Льву Николаевичу отношусь с большим уважением. Он написал два текста "Исповедь" и "В чём моя вера", где обозначил свою позицию, полностью раскрыл своё мировоззрение. И про патриотизм там тоже было. Если совсем коротко - патриотизм и христианство несовместимы. Толстой сформулировал пять основных заповедей и вот как раз пятая из них призывает не делить народы на свои и чужие. Все народы одинаково близки к Богу.

Потому всегда надо выбирать как жить - по уставу или по Евангелие. Солдатик стоит, ворота охраняет в Александровском саду. Живёт явно не по-христиански, шпыняет там кого-то. Лев Николаич на него налетел:
-Солдатик, а ты вообще веруешь в Христа?
-А как же! -Отвечает солдатик. И крестик на нём, все дела.
-А ты Евангелие читал? -Спрашивает его Толстой.

Солдатик всерьёз загрузился. Мол как это так? Он же христианин. И вроде всё делает правильно. А вот пришёл какой-то граф бородатый и говорит, что он, солдатик, заповеди Божьи нарушает.

Прогуливался как-то там Лев Николаевич через три дня, его солдатик ловит и говорит:
-Вот ты меня давеча спрашивал читал ли я Евангелие. Отвечаю тебе вопросом на вопрос - а ты устав строевой читал, дед?

И тут Льва Николаевича осенило, что ИЛИ устав ИЛИ Евангелие.
Если ты хочешь быть христианином - ты не можешь служить государству и жить по присяге. Если ты живёшь по присяге и служишь государству - ты не можешь быть христианином. Одно исключает другое.

И понял и написал это всё Лев Николаевич ещё в 1884-ом году.

И надо сказать, Толстой абсолютно прав. Искреннее следование любой религии несовместимо с нормальной человеческой жизнью. Если ты выглядишь как все, ходишь на работу, ездишь на машине - ты едва ли искренний последователь какого-либо религиозного учения. Sad, but true. И как раз Толстой это раскрыл в полной мере. Ещё в начале 80-ых.

Эссе "Христианство и патриотизм" было написано 17-ого марта 1994-ого года. Силён дед, за сутки 32 страницы 10-ым кеглем Verdana от руки написать. Ещё говорят я много в ЖЖ пишу.

И я сразу как увидел заголовок подумал, а что нового можно сказать про христианство и патриотизм? Вместе им не бывать, это Лев Николаевич ещё за 10 лет до этого написал. Что же к этому можно добавить? Стал читать эссе. Оказалось, добавить действительно нечего.

Ничего нового я в этом эссе не увидел. Стандартное изложение позиции Льва Толстого по патриотизму, изложенное ещё 10 лет назад в эссе "В чём моя вера?".

Помимо вреда патриотизма, в этом эссе разжёвывается ещё одна мысль, так же озвученная Толстым за 10 лет до этого, что все люди хотят жить по заповедям Христа (то есть без патриотизма) и надо только одному начать и все остальные подтянутся.

Мол вот говорят, что исполнять заповеди Христа трудно. Потому что тогда надо от всего отказаться. Но ведь это значит, что это самое "всё" тебе дорого! -восклицает Толстой. А "всё" это тебе дорого быть не может, это же всё суета и тлен, а тебе тут предлагают царство вечное!

И вот сидит пчелиный рой на ветке. Одна пчела взяла и полетела. И за ней весь рой. но должна найтись первая пчела, которая летит. Так и здесь - вот взял один человек (сам Лев Толстой) и начал жить по Христу. Ну и все остальные за ним подтянулись. И пропал патриотизм и пропали войны и все зажили счастливо.

"Патриотизм - значит просто убей иноверца" (с) БГ.

Пара цитат из Толстого:

"...обязывающие их к тем обычным злодействам, которые всегда вытекают из патриотизма"

"Между христианскими народами уже давно нет и не может быть никаких причин раздора. Невозможно даже представить себе, как и зачем мирно и вместе работающие на границах и в столицах русские и немецкие рабочие станут ссориться между собой."

"но нет во всей истории ни одной войны, которая не была бы вызвана правительствами, одними правительствами, совершенно независимо от выгод народов, которым война, даже если она успешна, всегда вредна."

"Страшно сказать, но нет и не было такого совокупного насилия одних людей над другими, которое не производилось бы во имя патриотизма. "

Ну вот и всё эссе, если вкратце.

Очень интересно, но не ново - всё это подразумевается и частично даже прямо изложено в работе Толстого "В чём моя вера?".

Единственное чем запомнился сабж - телегой о показном патриотизме.
Процитирую целиком, доставляет:

"В России, например, при каждом проезде государя наряжаются от крестьянских обществ и с фабрик люди для встреч и приветствий царя. Восторги толпы большей частью искусственно приготовляются теми, кому они нужны, и степень восторга выражаемая толпой, показывает только степень искусства учредителей этих восторгов. Дело это практикуется давно, и потому специалисты учредители этих восторгов дошли в приготовлениях их до высокой виртуозности. Когда Александр II был еще наследником и командовал, как это обыкновенно делается, Преображенским полком, он раз после обеда приехал в полк, стоящий в лагере. Только что показалась его коляска, солдаты, как были в одних рубахах, выбежали ему навстречу и с таким восторгом встретили, как это пишется, своего августейшего командира, что все взапуски бежали за коляской и многие из них на бегу крестились, глядя на наследника. Все те, кто видели эту встречу, были умилены этой наивной преданностью и любовью русского солдата к царю и его наследнику и тем непритворным религиозным и очевидно неподготовленным восторгом, который выражался в лицах, в движениях и в особенности в крестных знамениях солдат. А между тем все это было сделано искусственно и приготовлено следующим образом: после смотра накануне наследник сказал бригадному командиру, что он заедет завтра.

Когда ожидать ваше императорское величество?

Должно быть, вечером. Только, пожалуйста, чтобы не было приготовлений. Как только наследник уехал, бригадный командир созвал ротных командиров и распорядился, чтобы на завтрашний день все солдаты были в чистых рубахах, и как только завидят коляску наследника, которую должны были ждать махальные, чтобы все бежали, как попало, навстречу и с криками "ура" бежали бы за коляской, при этом, чтобы каждый десятый человек в роте бежал и крестился. Фельдфебеля выстроили роты и, считая по одному, останавливались на десятом: "раз, два, три... восемь, девять, десять, Сидоренко крестится; раз, два, три, четыре... Иванов крестится..." И все было исполнено по приказанию, и впечатление восторга произведено было полное и на наследника, и на всех присутствующих, и даже на солдат и офицеров, и даже на бригадного командира, который сам все это выдумал."

Мы видим, Толстой и сегодня не утратил своей актуальности!


4.prism, 112. Лев Толстой, 14. Литература

Previous post Next post
Up