Ксения Букша «Завод Свобода»
Роман основан на воспоминаниях бывших сотрудников секретного военного завода, которые писательница записала и преобразовала в художественную форму.
Военный секретный завод расположен на окраине Ленинграда, на территории бывшей дачи государственного деятеля Волынского (стоит почитать про него хотя бы в Википедии). Даже улица, на которой стоят здания завода, называется Волынкина.
Имена людей, причастных к заводу, должны обозначаться шифром из латинских букв. Желательно из одной латинской буквы.
Действие охватывает 50-60-е годы прошлого века до примерно 2010-х годов. Примечательны сорок глав, написанных от разных лиц и разным стилем. Возможно, это не всем читателям удобно читать, но меня такое увлекает. Такой приём создаёт ощущение объемности, многослойности.
И вот перед глазами проходит жизнь завода, вернее, заводских людей, в разные периоды СССР, перестройку, 90-е и 2000-е. И люди, и завод приспосабливались. После войны главным продуктом была «Лилия» - бомбовый прицел для самолётов ЯК-28Л, который получил в НАТО кодовое обозначение Brewer-A (Пивовар).
Из главы про женщин гальванического цеха:
А у нас производство вредное. Да, знаете ли, заходишь к вам сюда, а у вас тут как в аду. Сами вы какаду, уж могли бы, вместо того чтобы, а вы вместо этого.
Позже, в 60-х, вместо оружия появлась «Астра» - первая советская радиолокационная станция для гражданского флота.
И вдруг неожиданно глава «Подшипники», очень мотивирующая на коллективный труд, общую идею, любовь к стране и заводу, и вообще, воспевающая отдельный мир - завод в 60-х годах, начинается этим:
Знаете, главное в жизни - это уметь её украсить.
И в той же главе:
Ну, в семидесятых, конечно, уже началась ложь, и это было чётко видно и заметно… Но не у нас на заводе! Не в ОКБ! У нас оставался какой-то островок, что лжи не было совсем. Я не знаю, почему. Может, дело в людях. Наверняка дело в людях.
ОКБ - Особое Конустркторское Бюро, официальное название в СССР.
Потом на заводе стали производить «золотые шары» - аппарат для облучения раковых больных. Когда случился взрыв в Чернобыле - в срочном порядке производили дозиметры. После Чернобыля, в том же году в СССР опять разрешили игры КВН, в романе одна глава от участника заводской команды, шуточки в духе времени.
А потом пришли 90-е: завод подстраивается и пытается продержаться на плаву. Времена описываются фигурами речи - «финтесификацией» и «повышением фефективности». Кажется всё, завод разваливается, люди уходят, зарплату не платят. Территорию завода сдают в аренду: на производство водки, обучающие курсы, производство пирожков, штампование поддельных документов...
Но всегда есть свет в конце тоннеля - 90-е закончились, начались 2000-е, а с ними пришли перемены - нет больше латинских букв, новый инженер на заводе назван кириллицей Аш. Он молод, как и молода и свежа новая разработка радиолокационной установки. Жизнь продолжается!
Роман мне понравился, не только как экскурс в СССР и исторические события, но и повествованием от разных лиц, обыгрыванием исторических периодов литературными приёмами, разнообразным стилем от довольно структурированного до хаотичного.
Тем не менее, могу понять, что это произведение на любителя/любительницу.