Сьюзан Кейн «Интроверты. Как использовать особенность своего характера»
Спасибо
midasik за напоминание об этой книге, которую я начинала читать много лет назад и по неизвестным причинам бросила. В этот раз дочитала до конца и книга мне очень понравилась. К тому же, совпало, что именно эта книга послужила темой не для одного разговора с коллегой.
В книге четыре части и, в первую очередь, раскрывается тема экстравертов, и как выжить интровертам в мире, гдё все ещё царит культ экстравертизма. Очень много примеров из реальной жизни с реальными и известными людьми.
Конечно, родина культа экстраверсии - это США, кто б сомневался. В этой стране культ продаж и продавцов, поэтому нужно владеть искусством разговора ни о чем, и курсы по мастерству общения и личностному росту пользуются популярностью.
Книга как раз начинается с описания участия автора в семинаре Тони Роббинса по личностному росту. Семинар бессмысленный, но Роббинс зарабатывает на продажах этого курса и других своих дел в год 80 миллионов долларов.
Умение продавать равняется возможности поделиться своими дарованиями с миром. Именно поэтому фанатичное стремление Тони продавать и быть превозносимым толпой выглядит не как нарциссизм и стремление к наживе, а как лидерство высокого уровня.
В общем, болтунам зеленый свет в зарабатывании денег, по крайней мере, в западном мире. Так ли это на самом деле и неужели интровертам не быть миллионерами и лидерами? К счастью, это не так. Культ экстраверсии потихоньку развенчивается. Но надо ещё много-много лет, чтобы стереотипы изменились. Например:
Мы воспринимаем разговорчивых людей, как более умных, несмотря на то, что многие исследования уровня интеллекта и простая статистика оценок опровергают это мнение.
Кроме того, мы склонны воспринимать общительных людей как лидеров.
Мне показался интересным пример с Моисеем, почему Бог избрал заикающегося брата пророком. Кроме того, мне показалась интересной вообще тема экстраверсии/интроверсии в церкви среди проповедников. Никогда об этом раньше не задумывалась, так как далека от заместителей Б-га.
Ещё интересный пункт: было многолетнее исследование представителей разных профессий. В творческих преобладали именно интроверты. Объяснение проще простого: уединение (одиночество, которое лично мне жизненно необходимо) может стать катализатором инноваций. В этом я полностью согласна. Брэйнсторминги хороши для тех, кто не способен думать в одиночку. Но к сожалению, такие мысли сообща очень сильно мешают моему мысленному процессу и нахождению нетривиальных решений для сложных задач.
Кстати, доказательство, что коллективный штурм не работает, было доказано исследованием уже в 1963-м году. И в последующие годы тоже. Но, повторюсь, так как у нас всё ещё царит культ общения и экстраверсии, эти брэйнсторминги долго ещё будут мешать процессам.
Во второй части книги автор углубляется в природу интроверсии. У маленьких детей интроверсия провляется сверхчувствительностью на внешние раздражители, нервная система различается по реактивности, высокая и низкая.
Про страх публичных выступлений: это необязательно типичная черта интроверта, как и застенчивость (у меня и то, и другое выражено очень слабо).
У страха публичных выступлений есть много причин, одна из которых - детские неудачи, связанные с уникальными условиями жизни, а не с врожденным темпераментом.
Оба темперамента, и интро-и экстраверсия могут быть обусловлены генетически, но и окружающая среда, воспитание, семья, конечно же, тоже может оказать большое влияние.
Для высокореактивных детей (будущих интровертов), которые не любят новизну и незнакомых людей, есть надежда изменить свое отношение - при многократном столкновении с незнакомыми после пожатия рук и получения позитва, мы успокаиваемся. И в течение жизни таким образом учимся более спокойно относится к переменам и новому окружению (из личного опыта могу только подтведить, хотя стоило мне это многократным выходом из зоны комфорта без возврата в неё с глубокого детства). Но преодоление и выход, вернее, длительное нахождение вне зоны комфорта чревато последствиями для психики.
Вы можете организовать свою жизнь в соответствии с тем, что психологи называют оптимальным уровнем активности, а я называю зоной комфорта. Сделав это, вы будете чувствовать себя более энергичными и бодрыми, чем раньше.
Ваша зона комфорта - это та среда, в которой вы подвергаетесь оптимальной стимуляции. Возможно, вы уже научились находить такие зоны, даже не осознавая этого.
И про высокочувствительных людей, черты которых мне очень знакомы.
...внимательные наблюдатели и «смотрят, куда прыгают». Они организуют свою жизнь так, чтобы в ней было как можно меньше неожиданностей. Большинство из них восприимчивы к зрительным образам, звукам, запахам, боли и к кофе...Высокочувствительным людям свойственна скорее философская или духовная ориентация, а не материалистическая или гедонистическая. Они не любят пустых разговоров...Помимо всего прочего, высокочувствительные люди склонны чрезвычайно глубоко анализировать информацию об окружающей их среде - как физической, так и эмоциональной. Они обращают внимание на детали, которых другие не замечают, - например, на перепады настроения у другого человека или слишком яркий свет электрической лампочки.
В третьей части Сьюзан Кейн рассматривает идеал экстраверта в других культурах, в частности в азиатских. В середине 2000-х в журнале Wall Street вышла статья о бегстве белых из Купертино
Они убегают от очень высоких экзаменационных баллов и впечатляющих способностей к обучению учеников и студентов азиатского происхождения. В статье шла речь о том, будто белые родители опасаются, что их дети не смогут поспевать в учебе за своими сверстниками азиатского происхождения. Приводились слова ученика местной средней школы: «Если вы выходец из Азии, вам нужно только подтвердить, что вы умны. Если же вы белый, нужно доказать это».
Честно говоря, культ умных азиатов подтвердить не могу. Мне, вообще, чуждо и противно возводить в культ умственные способности какой-то отдельно взятой национальности.
Но в общем, у азиатов, как пишет Кейн, концепция «мягкой силы». Да, вот стоишь в очереди в музей где-нибудь во Флоренции. После тебя ещё человек десять и подходят китайцы. Через 10 минут они каким-то волшебным образом уже впереди тебя в очереди. Без скандалов и локтей, негромко. И никто ничего не говорит. Такое я не раз наблюдала, да.
В четвертой части рассказывается о том, как любить и работать интроверту. Начинается часть со знакомства с профессором Брайаном Литтлом. И потом про компромиссы с самим собой и с обществом. Многое мне отлично знакомо, потому что «жизнь научила» играть разные роли в разных жизненных ситуациях. У меня достаточно высокий уровень так называемого «самомониторинга». Просто надо было понять правила игры, в которую играют экстраверты и полуэкстраверты. Конечно, не сразу и не всегда удаётся играть хорошо. Но я умею быть ложным экстравертом, хоть меня это и сильно выматывает.
интровертам, особенно успешно выдававшим себя за экстравертов, свойственна черта, которую психологи называют самомониторингом. Обладающие этим качеством люди умеют менять свое поведение, приспосабливая его к требованиям определенных социальных ситуаций. Для этого они ищут знаки, которые подсказали бы им, как следует поступить в той или иной ситуации.
Существует теория свободных качеств, согласно которой:
интроверты могут действовать как экстраверты ради работы, которую считают важной, а также ради людей, которых любят, или всего того, что они высоко ценят.
Кстати, это касается и экстравертов, которые тоже могут быть гибкими и помолчать.
Далее приводится ряд вопросов от Марка Снайдера (американский психолог), чтобы узнать низкий или высокий уровень самомониторинга.
Очень важный пункт про выбор работы, я этим раньше не особо заморачивалась. Но ведь это очень важно!
Интроверты должны задать себе вопрос: позволит ли мне эта работа заниматься теми видами деятельности, которые соответствуют моему истинному я: чтением, разработкой стратегий, написанием документов и исследованиями? Будет ли у меня отдельное рабочее пространство или придется работать в офисе с открытой планировкой? Если эта работа не обеспечит меня достаточным количеством ниш для восстановления сил, будет ли у меня свободное время по вечерам и во время выходных, чтобы создать их для себя самому?
И последний элемент теории свободных качеств
Соглашение о свободных качествах признает тот факт, что какое-то время мы будем действовать вопреки нашему истинному я - в обмен на возможность оставаться собой в оставшееся время.
Когда коллеги менее интроверты, чем ты, и обязательно ещё хотят поужинать вместе:
Экстравертам иногда трудно понять, как сильно интроверты нуждаются в восстановлении сил после трудного рабочего дня.
Наверное, я подарю эту книгу моему начальству:
Не рассчитывайте на то, что интроверты будут в восторге от открытой планировки офиса, празднования дней рождения в обеденный перерыв или выездных семинаров по тимбилдингу. Максимально используйте сильные стороны этих сотрудников - именно эти люди помогут вам мыслить глубже, разрабатывать стратегии, решать сложные задачи и обнаруживать признаки приближающейся опасности.
Итак, помните: внешность и поведение не всегда соответствуют внутреннему миру человека.
Некоторые люди ведут себя как экстраверты, но это оборачивается для них потерей энергии, аутентичности и даже здоровья.
Отличная книга, с множеством примеров о реальных людях, с рассуждениями, которые помогают копаться в себе и удивляться, что ты не одна. И ты непобедим (с).
Нашли в себе интроверта? Или всё-таки больше экстраверсии?
Заметка для меня и тех, кто интересуется темой: почитать Грегори Бернс «Разрушители стереотипов»
Carlos Ruiz Zafon “Der Friedhof der vergessenen Bücher“
Сборник рассказов уже, к сожалению, покинувшего этот мир испанского автора Карлоса Руиса Сафона. Этот сборник завершает одноименную тетралогию «Кладбище забытых книг», из которой я читала первую «Тень ветра», тоже на немецком лет 13 назад и, к сожалению, мало что осталось в памяти от этого произведения. Помню, что больше понравилось, чем нет и что местами заворожило. О последующих романах этой тетралогии я понятия не имела.
В сборнике рассказов опять та же магия и какое-то сказочное чувство с привкусом горечи и безысходства. Но тебя туда тянет, несмотря на чувство опасности и запах смерти.
А ещё там много Барселоны. Когда я читала «Тень ветра», я понятия не имела про Барселону и культ Гауди. Рассказы же воспринялись по-другому. У меня всегда так: если я читаю книгу, действие которой происходит в местах, где я была и более-менее ориентируюсь, то восприятие более душевное и близкое.
Единственное, что мне опять не понравилось - немецкий язык. Но испанским я не владею, поэтому может попробовать на русском почитать остальные книги тетралогии. В любом случае, достойная литература под соответствующее настроение.
Цитата от Сервантеса, да, того самого, который является одним из героев рассказа:
Die Komödie lehrt uns, dass man das Leben nicht ernst nehmen darf, und die Tragödie lehrt uns, was geschieht, wenn wir dem keine Beachtung schenken, was uns die Komödie lehrt.
Комедия учит нас не относиться к жизни серьёзно, а трагедия учит нас, что может случиться, если мы игнорируем то, чему учит нас комедия.
А как тут не согласиться с Сервантесом? Он наверняка знал толк в удовольствии.
Ein Glas ohne Wein ist eine Beleidigung des Lebens/ Стакан без вина это оскорбление жизни.
Хлоя Бенджамин «Бессмертники»
Первый роман молодой писательницы из Сан-Франциско. Относят к жанру (псевдо)исторического романа.
Действие начинается в 1969-м году, когда четверо братьей и сестер добровольно пошли к гадалке. И она каждому из детей называет дату смерти. Дальше описывается судьба каждого из четверых вплоть до смерти. Танцор, фокусница, военный врач, ученый-генетик.
Всегда себе говорю, для каждой книги есть подходящий отрезок жизни. Попади мне книга в другое время, я бы читать не стала. Если брать сюжет глобально, то он никакой. Отдельные части про каждого героя - хороши. То ли язык в общем, то ли перевод, довольно примитивен. Но так как мне нужно было что-то очень простое, но в свою очередь, увлекательное, то книга подвернулась вовремя.
К сожалению, никто из четверых детей у меня симпатии не вызвал. Тем не менее, судьба каждого оказалась увлекательной и, надо думать, трагичной. Судьбу танцора я довольно сразу предположила, тема фокусов меня лично не сильно задела, ещё менее задела судьба военного врача. Этот персонаж мне, вообще. Был наименее симпатичен. Ученая-генетик мне была более близка, но там столько странностей у человека, что я только и успевала удивляться.
Параллельно идет какая-то мне совершенно непонятная криминальная линия, которая раскрывалась очень страным образом, что я даже устала за ней следить.
В целом, я ни капли не пожалела потраченное время, но, как и сказала, роман довольно прост и наивен. Но если покопаться, то наверняка каждый найдёт что-то, что заденет.
Предупреждение: присутствуют сцены нетрадиционного секса (ну автор же из Сан-Франциско, сами понимаете).
Читали эти книги? Понравились?