Потребительский рынок ДНР . Часть 2 . На изломе. От войны к миру . Год 2016.

Jun 10, 2017 00:07



Прошел почти год после нашего первого исследования потребительского рынка ДНР .

Прошел почти год после нашего первого исследования потребительского рынка ДНР .
За это время рынок существенно изменился , активные боевые действия прекратились (локальные не прекращаются) и мысли всех жителей и руководителей республики помимо Минских соглашений , направлены на выживание . В металлургии и угольной промышленности дела объективно не очень и единственное на чем могут все зарабатывать это потребительский рынок . Помимо дотаций из РФ , о которых на удивление открыто в СМИ , да еще и с ежемесячными суммами (2,7 млрд руб в месяц) озвучил ЦРБ ДНР , деньги в республику приходят от экспорта угля , совсем немного от металлургии и экспорта зерновых , до недавнего времени пособия и пенсии из Украины по нашим подсчетам до 6-6,5 млрд гривен в год , были существенным подспорьем для пенсионеров да и для всего потребительского рынка , теперь остались только пособия и пенсии ДНР .
В 2015 году в Донецк и Макеевку вернулось более 300 000 человек , а в целом в ДНР до 400 000 человек.
Это положительно сказалось на всем рынке , в денежном выражении он увеличился . Рынок структурируется на нем появляются ярко выраженные лидеры , как новые так и бывшие , до известных событий , дистрибьюторские компании «Мастер Торг» , «Сладкая Жизнь» «Виола» , уже вышли на существенные обороты , измеряемые млрд рублей в год . В ритейле два явных лидера «Амстор » и «Первый Республиканский» , оборот данных двух игроков также измеряется миллиардами руб в год и их доля на потребительском рынке близка к 15% . В сетевом сегменте еще представлены сети «Обжора» , «Караван» , «Ашан» , бывший уцелевший «Метро» пока так никто не запустил . Все эти сети естественно были национализированы , поэтому к вопросу качественной ассортиментной матрицы, оптимальных планограмм , бонусных акций и скидок , начали подходить совсем не давно .
Потребительский рынок и его потенциал в исследуемом сегменте в годовом эквиваленте оценивается нами в данных городах на уровне 68-70 млрд рублей в год. Дистрибуционно сбытовая сеть начинает выстраиваться и рынок уже не так зависит от поставок из Украины как год назад , за исключением некоторых групп товаров , за которую на блок постах берут «денежку» и она спокойно заходит в республику . В целом контрабандный ввоз из Украины по некоторым товарным группам занимает еще до 30% . Отдельная тема контрабанда из России , многие крупные западные транснациональные компании (ТНК) , на вывоз из РФ включены в список товаров с защищенной интеллектуальной собственностью и вывести официально через таможню РФ без их согласия невозможно . На удивление этот запрет на вывоз стал и плюсом в формировании цивилизованного потребительского рынка . Если товар не запрещенный к вывозу , тянут все подряд и ломают рынок , то многие ТНК «Юниливер» , «Проктер» и другие , дали такие письма крупным дистрибьюторам и они сразу получили существенный оборот и долю рынка , а со своей стороны структурировали рынок и помогают данным производителям его контролировать . Так что , как показывает практика статус «де факто» главнее для всех в этом мире. А бренд он и в ДНР бренд , так что инвестиции в увеличение его стоимости , всегда оправданы и необходимы . Продукцию с высокой узнаваемостью среди потребителей всегда ищут и завозят в первую очередь , хотя она и стоит существенно дороже , в этом и есть Сила Бренда. Цены в республике стабилизировались и при правильной экономической политике сравняются с Российскими , а по некоторым продуктовым группам хлебобулочные изделия , мясо уже ниже чем в России.

Остановимся подробней на некоторых емких рынках:
Рынок молочных продуктов на сегодняшний день представлен местным производителем «Геркулес» и их торговой маркой «Добрыня», уровень дистрибуции превышает 70%, компания располагает производственными мощностями в Донецке .
Бренд «Станица» из Луганска , качественно представлен в сетевом сегменте.
Горловский производитель «Маричка» стал более заметен в сетевом и розничном канале сбыта.
Данный сегмент рынка местные игроки контролируют , основная проблема здесь хроническая нехватка сырого молока и почти весь объем производится их сухого молока (баланс сырого молока не более 50 тонн в день) , единственный минус у данных игроков слабый ассортиментный ряд .
Ростовский производитель «Белый медведь» с дистрибуцией около 35% представлен во всех сетях и он объективно лидер в сегменте творожных сырков . За год отзывы о молочной продукции из РФ остались прежние - «Качественно русская продукция не нравится» , еда в Украине вкуснее , но уже не сильно дешевле .
В республике появился «Danone» из России, с брендами «Активиа» и «Простоквашино» , в сетях данный бренд востребован .
Компания «ВБД» также начинает появляться на полках местных магазинов.
Компания «Молвест» торговая марка «Вуснотеево» представлена в сетях , в розничном канале сбыта ее доля незначительна.
Оборот данного рынка около 4,5 млрд рублей в год
Хлеб и хлебобулочные изделия.
Местные производители по прежнему закрывают данную потребность , социальный хлеб к примеру цена 8-10 руб за буханку.
Производство хлеба в республике выросло .
Рынок колбасных изделий. Макеевский мясокомбинат , Енакиеевский мясокомбинат, Горловский мясокомбинат и другие . Нашим тут по прежнему делать нечего с колбасой по 300-1000 рублей , у данных производителей есть и доставка и маркетинг , и обширная линейка брендов , дистрибуции до 70%, качественный продукт по низкой цене.
Производство колбасных изделий в республике за год выросло более чем на 15 % и его оборот превысил 4,8 млрд рублей.
Кондитерский рынок: Тут без изменений , с Донецкими производителями тягаться бесполезно , ни по цене, ни по качеству, исключение эта халва , из Азова ее уже поставляют в том числе на местных дистрибьюторов , также появился бренд «Мишкино» с неплохим покрытием особенно в сетях . «Конти» в Донецке стало «Тором» за год они существенно увеличили и производство , и представленность на рынке , остальные местные производители представлены в основном в сегменте мучных кондитерских изделий и их положение здесь практически монопольно . Объединенные кондитеры и их бренд «Аленка» как и вся линейка московских конфет пришлась местному потребителю по душе , хоть и дорого , зато качественно , покрытие в сетях до 70% , розница до 35%. Появляется кое где «Славянка» пока хаотично не хватает сильного дистрибьютора . Контрабандный Марс и Сникерс покрытие отличное . Кстати «Тор» начал экспортировать продукцию в РФ .
Рынок пива : Ну если год назад здесь была беда то теперь здесь сезон «Липецкого» пива , после закрытия «Сармата» на рынке был вакуум, первое время неплохо было представлено пиво из Осетии «Дарьял», «Бавария» и прочее, но теперь здесь бесспорный лидер «Липецкое пиво» с долей рынка под 50% и 100% покрытием. Три сильных дистрибьютора сделали свое дело , успели расставиться, оборот только данного бренда в сезон будет под 100 млн рублей в месяц. Живого пива так и не появилось . Хорошая ниша .
Рынок снеков:
Чипсы Lays, лидер рынка, от врагов американцев, но любит народ Донецкий бренды их и в больших количествах . «Русских картофель» сдал свои позиии, а других особо и не видно , рынок еще не насыщен в данной категории . Семечки местные «Юзовские» абсолютный лидер год назад из за проблем с сырьем, в сетях уступили пальму первенства семечкам «От Мартина»
Рынок безалкогольных напитков: Прошлогодний лидер рынка компания «Аква Юг» входящая в Группу Компаний XXI Век , растратила все свои лидерские позиции , пойдя по пути грузим всех кто берет , не определившись с основным дистрибьютором компания упустила рынок, покрытие торговых точек упало в разы , из многих сетей товар выведен . ТМ «Аквадар» наоборот усилило дистрибуцию и свои позиции на рынке , представленность до 40%. Много производителей с Северного Кавказа , как минеральной так и питьевых вод. Представлена местная вода из Новоазовска , других районов ДНР, появились воды из Луганска . Производители соков практически все из России , от сока «Мой» пить невозможно до «Rich» от Кока Колы.
Пепси и Кола массово вышли на рынок и сейчас между ними разворачивается , как уже стало традиционным по миру междусобойчик за долю рынка,с акциями и бонусами для клиентов .
Рынок транснациональных компаний :
«Юниливер » , «Проктер энд Гэмбел» бытовая химия, некоторые другие не хочется их здесь упоминать , дали письма разрешающие вывоз из РФ по интеллектуальному запрету в ДНР, на подходе письма и других мировых монстров.
В Донецке запущено производство своей бытовой химии.
Рынок детского питания:
Бренд «Тема» начинает появляться в сетях , Фруто Няня уже активно представлена и в рознице и в сетях , сказывается сильный дистрибьютор и хорошее покрытие. В Амсторе появилось детское питание «Heinz» . Нет еще «Нестле» , не решается пока вопрос с правом ввоза , искл контрабанда.
Рынок водки :
Нет слов , к примеру «Finlandia» 100 р . Есть сильный местный производитель , остальное ..
Овощи и фрукты :
Существенно укрепили свои позиции белорусские производители , картошка к примеру 14-15 рублей. Для местного производителя здесь огромный потенциал для роста.
Растительное масло:
Средняя цена 80 руб на полке. Полностью закрываем потребность республики. «Слобода», «Астон» , «Юг Руси» , но его мало и множество мелких производителей из РФ.
Мороженое:
Лидер рынка местный производитель «Геркулес». Цена низкая, ассортимент уже достойный. Появляются поставщики из РФ.
Кетчупы , майонезы: «Чумак» , местные производители, немного заходит из РФ
Бакалея , макароны, крупы: сильные позиции Донецких производителей , из РФ можно отметить «Волошко» , эта группа товаров поставляется во всех Гум конвоях и по домам у людей много круп припрятано , поэтому спрос на эту группу немного пониже ,так ее просто раздают .
Куры ,яйца , мясо :
Вот они контрабандные ниши из Украины , фура мяса стоит 3 млн р , 300 т.р отдал поехал дальше, учитывая, что в Украине мясо дешевле логика в этом есть. По свинине на рынок начинают выходить отечественные игроки, по курице та же тенденция в основном из Белгорода, по яйцам Россия полностью обеспечила ДНР, но и местные производители запустили свои производства , до 35%-40% рынка яиц уже обеспечивается местными производителями.
Подведем итоги:
Рынок заполнился продуктами питания , средствами личной гигиены , бытовой химии , никто не умер , так что логика Украины перекрывшей все и вся , оказалась неправильной и ущербной , как в пословице , «отморозили уши на радость американской бабушке и на смех русскому дедушке».
Опт в Донецке так и не ожил ,
Розница сильная с хорошим ассортиментом , собственники , сами наполняют свои магазины.
Сети существенно улучшили ассортимент , качество реализуемых товаров также возросло .
Дистрибьюторы , начинают постепенно выполнять свою основную миссию, наполнять рынок продукцией по единой ценовой модели, получая эксклюзивные контракты от производителей , они транслируют его дальше на опт , сети и розницу .
В Донецке пока еще действует право сильного и возможны моменты , когда кто то сильно быстро структурирует рынок и ему начинают задавать вопросы , но таких игроков еще не много, но хорошо, что они уже есть . Лишь бы , новые отжимы не приобрели массовый характер ,тогда в ДНР точно никто уже не выйдет из серъезных игроков и рынок останется в вечных 90-х.
А у поставщиков из России на еще свободном рынке ДНР очень много возможностей , которых в России уже и нет .
Платежи налажены, в среднем деньги доходят за 2-3 дня, справки ТПП то вводят , то отменяют, налоги то одни то другие, пошлины меняются, но рынок структурируется ни смотря ни на что , ну а риск , так он и бывает там где большие заработки.
В зачаточном состоянии еще рынки бытовой техники и электроники , тут спрос в разы больше предложения , да и рынок стройматериалов и товаров для ремонта дома еще не удовлетворяет спрос . Все зависит от Вас .
Лишь бы не было войны , а то появится новое исследование потребительского рынка Харькова, Мариуполя, Днепропетровска.
Хороших всем продаж.
Обращайтесь , поможем .
http://reva.marketing/potrebitelskiy-rynok-dnr-chast-2-na-izlome-god-2016/














экономика Донбасса

Previous post Next post
Up