На примере г.Донецка и г.Макеевки.
В начале июня нами было проведено исследование потребительского рынка ( сегмент продукты питания) г.Донецка и г.Макеевки. Изучалась структура рынка , его объемы , уровень дистрибуции основных групп товаров , определялись лидеры рынка , оценивались перспективы развития и возможность выхода на данную территорию отечественных производителей.
До начала известных событий на территорию Донецкой области приходилось до 16% украинского ВВП , потребительские расходы на душу населения на 20% превосходили обще-украинские , уровень заработной платы также был существенно выше. Объем рынка продуктов питания превышал 200 млрд рублей , в исследуемых населенных пунктах были представлены как международные так и украинские федеральные сети (Ашан, Метро, Амстор, АТБ и другие) . В городе работало большое количество дистрибуционных и сбытовых компаний , учитывая их логистическое преимущество , обеспеченное плотностью населения (самая большая агломерация в Европе) , низкими ценами на продукцию , высоким качеством , натуральностью , выход на рынок производителей из России был нецелесообразен .
На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась , продуктовая блокада введенная Киевом , остановка платежей и расчетов с Украиной , инфляция в ней самой более 50% в год , все это в купе с заморозкой выплат пособий и пенсий, уже вдвое увеличила цены на продукты питания на данной территории, несмотря на падение реальных денежных доходов населения, его сокращения (до 350-400 тыс человек уехало из этих двух городов) снижение реальной покупательской способности, на исследуемых географических объектах наблюдается нехватка большой ассортиментной группы потребительских товаров .
Потребительский рынок и его потенциал в исследуемом сегменте в годовом эквиваленте оценивается нами в данных городах на уровне 48- 50 млрд рублей в год. Как таковая дистрибуционно сбытовая сеть разрушена и рынок живет от фуры до фуры , но некоторые производители из России уже начинают его структурировать заново . Остановимся подробно на основных сегментах :
Рынок молочных продуктов на сегодняшний день представлен в основном местным производителем «Геркулес» и их торговой маркой «Добрыня», уровень дистрибуции превышает 60%, компания располагает производственными мощностями в Донецке, но юридически оформлена в Артемовске , что помогает жить в двух системах. Также есть производитель детского молока в Макеевке, но дальнее нее продукция и не поставляется.
Приятно удивил наш местный производитель из Ростовской области «Белый медведь» с дистрибуцией около 18% и представленный практически во всех сетях , хочется отметить , что на сегодняшний день сети самый перспективный канал сбыта для российских поставщиков , и оплата по факту. Украинских производителей в местные сети не пускают , для поставки необходимы только фирмы из ДНР. Качественно русская продукция не нравится , тоже самое слышал год назад в Крыму , объективно еда в Украине вкуснее и дешевле . Еще один поставщик из России компания «Молвест» с торговой маркой «Вкуснотеево» качественно представлена в сетях , но в рознице представленность менее 5%.
Рынок охлажденного мяса и мяса птицы. Как и во всей Украине лидер «Мироновский хлебопродукт» с торговой маркой «Наша Ряба» уровнем дистрибуцией более 60%, своей розничной сетью, но с проблемами в сетях . Разброс цен по всем производителям значителен , если на рынке в магазине тушка цыпленка бройлера стоит 88-100 рублей, то в сетях до 140 рублей. Охлажденное мясо вообще лучше возить в Россию , но есть запрет на ввоз , цена на полутуши 140 руб за 1 кг , на базаре мясо уже разделанное стоит от 210 руб за 1 кг . В данной категории потенциал есть у поставщиков замороженной птицы из России . Всем на заметку местная переработка сидит без стабильных поставщиков сырья. Готовы помочь Вам решить их проблему. Потенциал до 70 млн рублей в месяц.
Рынок безалкогольных напитков: Тут извините за мой французский - «наши рулят». Лидер рынка компания «Аква Юг» входящая в Группу Компаний XXI Век , моя бывшая компания , в которой я много лет проработал директором по маркетингу и развивал в том числе и эту марку. Уровень дистрибуцию до 40%, представлены практически во всех сетях , с паллетными выкладками, акциями и прочими атрибутами лидера. Самый востребованный отечественный бренд в Донецке и Макеевке. Повезло с географией (находятся недалеко от границы) плюс в Донецке всегда была проблема с водой, Святогорск закрыли (основной поставщик питьевой воды) , а платить на украинских постах по 8-9 тыс $ за фуру при стоимости самой фуры 3 тыс $ никто не хочет .Это самая перспективная ниша для отечественных производителей. . ТМ «Аквадар» дистрибуция около 15%. Много производителей с Северного Кавказа , как минеральной так и питьевых вод. Представлена местная вода из Новоазовска , но ее просто не хватает и лично мне ее вкус не понравился. По объемам рынка и провозу обращайтесь . Цены на полке до 20 руб 1.5 л сладкая и питьевая , 0,5 стекло до 30 руб . Практически нет колы и пепси.
Хлеб и хлебобулочные изделия.
Здесь все хорошо, местные производители закрывают данную потребность , социальный хлеб к примеру цена 10 руб за буханку.
Рынок колбасных изделий. Макеевский мясокомбинат , Енакиеевский мясокомбинат, Горловский мясокомбинат, нашим тут делать нечего , у данных производителей есть и доставка и маркетинг и обширная линейка брендов , дистрибуции до 60%, качественный продукт по низкой цене.
Кондитерский рынок: Тут с Украиной и Донецкими производителями тягаться бесполезно , ни по цене, ни по качеству, есть две ниши одна эта халва , наши ребята из Азова ее уже поставляют в том числе на местных дистрибьюторов, а вторую нишу уж извините мы сами закроем.
Рынок пива : Здесь просто беда , пива нет. «Сармат» закрыли , нет сырья, оттуда не возят, замечено наше пиво «Бавария» из Ейска и некоторые производители из Владикавказа. Раньше пиво стоило 15 рублей , сейчас 40 руб за бутылку. Живого пива нет вообще. Хорошая ниша ,обращайтесь поможем.
Рынок снеков:
В сетях не хватает семечек, хотя есть местные производители из Донецка и Тельманово, плюс контрабанда через блокпосты доезжает, цены ниже чем у нас до 7 руб за пачку. Радует «Русский картофель» с тотальной дистрибуцией в сетях и 30% покрытием розницы.
Рынок транснациональных компаний :
Нет множества мировых брендов, Украина закрыта из России запрет,
обращайтесь поможем.
Рынок детского питания:
Все очень грустно , предложений практически нет , ниша свободна.
Рынок водки :
Русские где вы ? там непаханое поле , заходите и побеждайте.
Овощи и фрукты :
Капуста цветная по 150 рублей к примеру . По овощам огромный потенциал в том числе в сетях для российских сельхоз производителей.
Растительное масло:
Средняя цена 70 руб на полке. Полностью закрываем потребность республики. Замечен «Астон» с брендом «Светлица» и множество мелких производителей из России, молодцы .
Мороженое:
Лидер рынка местный производитель «Геркулес». Цена низкая, но ассортимент на рынке усеченный . «Коровка их Кореновки» могла бы закрепиться.
Кетчупы , майонезы: Украина
Подробно по этим и интересующим Вас рынкам обращайтесь , поможем , подскажем !!!
Небольшое обобщение:
Россияне Вас ждут, на территории мало качественных дистрибьюторов , меньше чем пальцев на одной руке , сети оплата по факту , долго стоять на границе , комендантский час с 23 часов. Сети разделили , появились республиканские сети, куча рулевых в каждом магазине , по ассортименту лучшая сеть бывщая «АТБ», теперь «Первый республиканский»
«Обжорка» , что то среднее , есть даже единственный круглосуточный магазин для ополченцев. «Амстор» худший ассортимент, ценовая политика .
Опт очень слабый , нет стабильных поставок
Сильная и классная розница с лучшим ассортиментов , все возят сами.
P.S
Тут по прежнему стреляют , когда мы начинали исследование начался штурм Марьинки ,одним рынком стало меньше, в этот день погибло и было ранено более 300 человек. «Россия 24» даст Вам другие данные.
Жили в 3-4 км от аэропорта , первая ночь прошла относительно спокойно, вторую ночь 5 часов были под обстрелом грады, сау 152 мм и прочие радости советского впк, страшно очень , особенно когда падает это постоянно в метрах в 300 -500 , когда ближе вообще молчу, плюс ДРГ( диверсионно разведывательные группы) отлавливают и отстреливают иногда рядом с местами ночлега.
На следующий день ускоренно закончили аудит Макеевки и уехали, а человек , у которого жили , следующую ночь провел в бомбоубежище, так как плотность огня была такая что от прямых попаданий складывались здания. Чуть позже был разрушен донецкий железнодорожный вокзал - это уже самый центр. Ситуация из разряда и хочется и колется.
Мы все равно будем развивать дистрибуцию , открывать филиал и выстраивать достойную сбытовую структуру и готовы к сотрудничеству , поможем в качественной реализации вашего продукта на территории, что в принципе здесь сейчас уникально
Есть хороший пример , мои партнеры в этом проекте уже практически закрыли потребность ДНР в лекарственных препаратах. Осталось обеспечить бесперебойное снабжение данных республик продуктами питания и мы приложим максимум усилий ,чтобы выполнить эту непростую задачу и надеемся , что с нами это будете делать и Вы , предлагая свой качественный продукт жителям данных республик, а мы поможем его реализовать, обеспечить его доставку, сохранность и по необходимости безопасность ваших сотрудников .
Донецк опасен, но это Точка Роста для Вашего Бизнеса.
http://reva.marketing/potrebitelskiy-rynok-dnr/