Вот и май наступил. Вспомнилось: «Закрой окно! Не май месяц!». А ещё про черёмуховые холода, как иностранцу объясняют, что когда цветёт черёмуха, то наступают «черёмуховые холода», а тот задаёт резонный вопрос:«А зачем же вы её сажаете?»
5.jpg
Черёмуха зацвела и похолодало. Даже заморозки по ночам обещают.
На первомайские выходные мы конечно не могли не сходить куда-нибудь на природу. Сначала был выход с утра пораньше на рыбалку. Это я рыбачить, а Олька погулять по окрестностям. Потом я нарыбачившись убрал лодку, поменял пойманной рыбе воду в ведре и мы отправились осматривать окрестности. Так что у Ольки было два похода, а у меня один.
2.jpg
1.jpg
В этом месте, слияние речки Лужменки с Малой Пудицей, с лодки по весне очень хорошо ловится краснопёрка и я замечательно порыбачил. А где-то ближе к полудню мы отправились куда глаза глядят побродить по незнакомым местам. В целом и в общем места очень даже знакомые, в десяти-пятнадцати километрах расположен наш аэродром и здесь я часто летаю.
На слиянии большая липовая роща и по всему была когда-то усадьба, от которой не осталось и следа. Деревянные усадьбы, коих в окрестностях было много, район когда-то был очень густонаселённый, не сохранились. Места их определяются старыми осокорями, и нехарактерными для здешних лесов старыми липами, вязами, лиственницами и дубами. Церквей тоже много было, теперь меньше намного. Пока я пишу (три дня прошло) липы наверное уже зазеленели. Сейчас то самое время года, когда всё меняется стремительно. Печёночница отцвела, ветреница доцветает, зацвела черёмуха, а по берегам водоёмов и вдоль лесных ручьёв началось золотое на фоне тёмной зелени буйство калужницы.
26.jpg
27.jpg
18.jpg
Пройдя по дороге мимо села Понизовье и относительно недавно построенной белой церкви мы дошли до ручья. Сваи старого моста за последние десять лет, с момента, когда я их увидел впервые, не изменились. Наверное они дубовые, если не из лиственницы, ближе посмотреть-потрогать как-то не потянуло.
28.jpg
Ручей этот, как и большинство речек и речушек вытекает из болота. Если Лужменка и Малая пудица берут начало из болота Оршинский мох, то этот ручей , как и все почти притоки Лужменки вытекает из болота Чистый мох. Так уж устроены равнины Тверской области, что самыми высокими районами являются обширные болота из которых во все стороны вытекают речки и ручьи.
С дороги мы свернули в поле, что раскинулось перед ручьём. Через поле в лес вела наезженная квадриками дорога. Карта ничего не показывала. Я решил, что дорога ведёт через лес на болото и где-то там около болота на неё должна выходить дорога из села Медведково. Классно решили мы, вернёмся к машине через Медведково.
Лес был живописным, старым, с соснами в два обхвата, черепом на развилке.
20.jpg
21.jpg
22.jpg
23.jpg
Полоска леса до болота всего то пара километров, но нам пришлось развернуться; впереди был широкий лесной ручей. Не глубокий совсем, но сапог мы не взяли.
24.jpg
Фиалки и кислица тоже скоро отцветут.
Часто случается так, что снять хороший пейзаж мешают провода, которые никак не обойти, а тут наоборот, ЛЭП идущая через лес сама объект съёмок; такой интересный ритм столбов с провисшими проводами, и лес только-только обзавёлся листвой, как будто укутался зелёным туманом.
25.jpg
Мы, протопав свои десять км, вернулись к машине. Отдохнули, перекусили любуясь речной далью и приближающимся облачным фронтом. Довольные поехали домой. Только выехали с грунтовой дороги на асфальт, как полил весенний дождь. Всё как по расписанию.
День следующий мы снова решили посветить прогулке на природе. В этот раз отправились на болото. Это ещё одна из наших находок - торфяник, разработка которого прекращена тридцать лет назад. На виде сверху это расчерченное каналами на квадраты огромное торфяное болото. Некоторые квадраты затоплены, на некоторых растёт лес. Есть среди этих квадратов и наш любимый брусничник размером 500 на 500 метров, который вот уже несколько лет позволяет нам запасаться на зиму брусникой.
1.jpg
Эта красивая дорога по песчаному грунту обманчива, через двести метров там начинается торфяник, по которому ехать надо на вездеходной технике и то, когда подсохнет немного. После сильных дождей три-четыре дня не проехать. Мы и не пытались, оставили машину и отправились по намеченному маршруту. А наметили мы пройти к озеру Вышнево, обойти его с одной стороны, углубиться в лес на пару км и вернуться уйдя по болоту севернее.
2.jpg
3.jpg
По старым торфоразработкам несложно ходить, если они не затоплены совсем. Вдоль каналов насыпаны дороги. Много бобровых плотин. Местами перепад воды на плотинах достигает метра. Несколько лет назад, впервые попав на это болото, мы не смогли пройти на ту часть болота, где не было торфоразработок. Бобрами были перекрыты те каналы, что примыкают к нетронутому болоту и всё было затоплено.
Пройдя несколько поворотов на 90 градусов, зигзагом то есть, мы вышли к озеру.
4.jpg
7.jpg
Одной из целей у меня было поснимать змей. На торфянике их много. Забегая вперёд, из пяти встреченных змей не удалось снять ни одну. День был тёплым, солнечным, а змеи в такую погоду оочень шустрые, позировать не любят. И хотя на торфянике они позволяют к себе приблизиться (грунт мягкий, сотрясения почвы слабо выражены, чуйка срабатывает поздно) и увидеть вблизи, но снять я не успеваю. Пока включишь камеру, пока наведёшь.... Увидеть змею до того, как она шугнётся, удача редкая. Чаще получается успеть преградить змее путь к отступлению. Раз так пять-шесть надо это проделать, тогда гадюка перестаёт метаться, сворачивается и начинает угрожающе шипеть. Вот тут и снимать неподвижную, и размывать в кадре изображение не будет. А если приближать к ней камеру ближе половины её длины, то она будет бросаться. С ужом такое не прокатит, он шустрее и начинает бросаться на камеру уже со второго раза.
DSCF5214.jpg
Гадюки на торфянике встречаются двух видов, чёрная как на снятая в одном из походов и серая в клеточку - очень красивая. Мне было особенно досадно, что я не смог снять такую. А вышел на неё очень хорошо и она сразу свернулась, но стоило мне остановиться чтобы включить фотег, как стремительно рванула в сторону и ушла в траве в какую-то нору. Гадюка была вот такого вида, но цвет намного ярче, и не в коричневый оттенок, а контрастно серый с синевой.
Чтобы змея укусила, надо её или схватить, или наступить, или приблизиться когда она заблокирована и сильно напугана. Если ты медлительней чем она, то змея может даже скользнуть по руке чтоб сбежать даже не укусив.
Однажды в юности летом в горах на границе Узбекистана и Киргизии, когда это была ещё не госграница - во времена СССР, я чуть не наступил на щитомордника. В горах очень трудно незаметно приблизиться к змее. Шаги и шорох камней под ногами далеко разносятся, а змеи чувствительны к сотрясению почвы. Рядом текла очень шумная река Коксу; дрожь почвы ощущал даже я. Есть только одно правило в таком месте - не перешагивать через камни и колоды, если не видишь что за препятствием. Я пренебрёг. На ногах кроссовки, я почти голый - в плавках, перешагиваю через большой камень. Шум реки полностью заблокировал чуйку змеи. Я увидел щитомордника, когда до него ноге было сантиметров сорок. Змея уже была в характерной позе для броска - голову и хвост разделяла средина туловища, такая сложенная синусоида, это типичная у щитомордника поза угрозы и нападения. Я, продолжая двигаться вперёд по инерции, на долю секунды задержал ногу. Этого хватило, змея рванула в сторону. До ближайшего нп Бричмуллы (помните, у Никитиных песня такая есть) было больше десяти км, после укуса не дойти, а были мы там вдвоём с Олькой, она конечно меня не донесла бы. Вот тогда я в первый раз всерьёз испугался и после стал чуток осмотрительней. Ну как осмотрительней, вот в Турции несколько лет назад камни переворачивал под которые убегая заползала небольшая гюрза, сфотал таки.
Со змеями в этот раз не повезло. Но я знаю ещё одно место неподалёку, где гадюк ну очень много, это на дамбе Московского моря.
Я кажется нашёл ответ на вопрос, где водятся змеи в наших московских-тверских землях. Их повсюду было бы очень много, если бы им было где зимовать. Глубина промерзания здесь достигает 1,3 метра. Змея на зиму должна заползти куда-нибудь, чтобы не промёрзнуть зимой. Минус 2 градуса, это предел, если ниже, змея умрёт. Дамба сложена из больших камней и змеи могут очень глубоко заползать на зиму и при этом их не зальёт холодной водой весной, утонуть тоже смерть для них. Торфяник - хорошее место. По берегам каналов заползти осенью в норы вырытые мышами в торфе достаточно глубоко, но выше уровня грунтовых вод, вот условие выживания.
11.jpg
На берегу озера Вышнево есть останки церкви, здание которой когда-то было не церковью. Я о ней и нескольких других ещё напишу как-нибудь, таких знаю в округе несколько. Яркий пример того, что историки нам врут. Ниже снимок 2019 года.
IMG_20190810_171404.jpg
После развалин церкви мы отправились дальше по заброшенной лесной дороге до длинной (150м) бобровой плотины. В этот раз место оказалось заброшенным бобрами. Там и негде бобрам нормально селиться, видимо их зимой волки раскопали. Там максимальная глубина запруды полметра, а волков в округе стало больше. Следы довольно свежие нам встречались.
В такие походы мы ходим ещё чтобы живность какую увидеть. Живность не видели (утки не в счёт), следов много. Много бобров стало. Следы лосей, оленей, волков часто, кабанов нет. Недавняя африканская чума свиней кабанов выкосила.
Чуть ли не из под ног вылетела утка. На яйцах сидела. Так бы и прошли в метре от неё, если бы Олька не потянулась сорвать багульник. Ну мы конечно быстренько оттуда ушли, чтобы яйца не успели остыть.
17.jpg
13.jpg
19.jpg
Самое красивое время, чтобы ходить по лесам и болотам, весна. Комаров нет, ещё не жарко как летом, а летом не разденешься - комары и слепни сожрут. Осенью может быть ещё красивее, но весной восприятие обострённое после долгой зимы и само состояние пробуждения природы возбуждающе-оживляюще действует. Есть одна неприятность - клещи, но мы научились защищаться. Как у бабушки в деревне. Пинжачок в брючки, брючки в носочки, носочки в сандалики - красавчек. Клещи же в траве и не выше полметра обычно. Поэтому штанины обязательно заправляем в носки, а рубашку в брюки. Клещи ползут вверх. А приходим домой и сразу вытряхиваем всю одежду, включая нижнее бельё, над ванной. Осматриваем себя, волосы мелкой расчёской. В этом году ещё ни одного присосавшегося не находили.
6.jpg