Проблема хранения - это важная проблема.
Дело в том, что многие люди, думая, что им нужно решать проблему личного пространства, совершенно забывают о том, что личное пространство у них зачастую забирают вовсе не соседи (по квартире; затем, если квартира отдельная - по лестничной клетке... затем по участку... и так далее, и так далее, шире, шире, шире...), а вещи и пыль.
То есть, говоря еще точнее: хлам и пыль.
Чаще всего человек что-то выкидывает. Отдает. Продает. Но все выкинуть, все отдать и все продать - это нужно пережить какой-то внутренний слом. Да еще, к тому же, всегда найдутся дети, родители, родственники, сожители, супруги, в конце концов, которые как назло заядлые Плюшкины.
И все. Человеку все так же плохо.
В результате в поисках личного пространства человек превращает свое прежнее жилище в кладовку для вещей, а сам находит, пользуясь теми или иными обстоятельствами, новое жилище, сохраняя связь со старым.
Он перекладывает вещи и неважно осмысленное им пространство на кого-то, а сам бежит на всякого рода, не знаю... прабабушкины квартиры, съемные квартиры, на худой конец, в общежития какие-то (если человек молодой), к человеку противоположного пола, на свободную площадь к каким-то родственникам...
Но дело не в том, что человек хочет сбежать. Не-а.
Дело в том, что человек хочет завести кладовку.
А еще в том, что человек, в идеале, обзаводится кладовщиками. В виде людей, которые остаются жить там, где он оставил эту самую кладовку.
Дело не в желании освободиться от вещей, дело в желании иметь хороший тыл. В виде кладовки.
Человек, часто меняющий жилье, почти всегда имеет кладовку.
И больше всего на свете он боится остаться без этой кладовки.
Он никогда в этом не сознается, но это так.
В редких случаях человек, боящийся потерять кладовку, действительно может сам себе признаться в этом. И прежде чем кидаться на поиски новой работы со служебным жильем, на поиски половых партнеров с жилищем, на поиски съемного жилья, пытается расхламить и реорганизовать пространство.
Это происходит крайне редко. Потому что полное расхламление для человека, который хочет быть свободным, помня о далекой, но родной кладовке, это грандиознейший поворот в сознании.
В большинстве случаев такие люди занимаются лишь символическим расхламлением. Условным.
И возникает замкнутый круг. Даже "расхламившись", человек все равно находит способ создать кладовку.
Есть, действительно, разные хорошие книги. Типа секретов "расхламления" от Мари Кондо. И прочее, и прочее.
Могу поделиться впечатлениями от метода Мари Кондо.
Он работает, это несомненно так.
Но он работает ровно 1 раз.
Это как сюжеты Агаты Кристи. Первый раз ты совершенно ошеломлен развязкой. А потом начинаешь догадываться уже в самом начале сюжета, потому что знаешь принцип, по которому он построен. И уже чувствуешь что-то не то.
Так вот. Мари Кондо.
Она несомненно умна. Но срабатывает ее метод только в том случае, если ты в течение более чем, я думаю, трех, а то и пяти лет не расхламлял комнату и толком не проводил никакой уборки. В смысле да, вот вообще не делал нормальной генеральной уборки. Совсем. Совершенно. Только приходил, приносил новый хлам, ставил на оставшееся свободное место и продолжал зарастать. Чувствуя, как стены наползают на тебя со всех сторон. Чувствуя недостаток личного пространства. И так далее.
В такой ситуации метод Мари Кондо помогает человеку привести свое жилище в то состояние, которое пригодно для существования в нем человеческого организма.
Но даже если жилище в целом пригодно для человеческого организма, это еще не значит, что человеку там комфортно.
Вы замечали, как при перемещении в чужое пространство больше всего на свете хочется "создать уют"?
Вот-вот.
Но вот как создать этот уют - непонятно.
Если есть непривычная мебель (или привычная, но старая и с раздражающими недостатками), то возникает желание купить новую мебель.
Если декор чем-то не устраивает - хочется декора. Но как осуществить этот декор - непонятно.
Одним словом, человек страдает практически в любом жилище. Он страдает в своем доме. Он страдает в доме своего полового партнера (супруга). Он страдает в доме своих друзей. Он страдает на съемном жилье. Он страдает везде и везде мечтает об уюте.
Тут мы и подходим к тем корням и истокам, из которых возникает идея строить гардеробную.
Что такое "строить гардеробную"?
Для начала можно заметить, что это - какая-никакая - но все же работа с пространством. Это первый шаг на пути к осмыслению пространства вокруг себя.
Старая советская идея совмещения "кладовой", "уюта" и "расхламления пространства" выражалась в СТЕНКАХ.
Знаменитые стенки, которыми были набиты комнаты взрослых во времена моего детства. У всех, у всех были стенки. В квартире моей бабушки, где была комната и для моей тетки, в общей сложности помещалось аж две стенки.
И стенки были для меня символом "мира взрослых".
Вот был (говорю "был", потому что после реконструкции он стал совсем непригоден для посещения) такой магазин "Детский мир". Я хорошо знала его название с самых ранних лет жизни.
Так вот стенки были для меня полной альтернативой. Это был "Мир взрослых".
На самом же деле стенка - это чудовищно. Стенку вообще-то нужно разбивать на части и расставлять гарнитур по периметру. Стенку НЕ нужно ставить в ряд, словно витрину. Я поняла это, еще будучи четырехлетней. Четырех-пяти лет от роду, глядя на стенки, я всякий раз думала о том, что нужно расчленить их на элементы и распределить по периметру... всякий божий раз, когда я попадала в помещение, где была стенка, я думала об этом.
О, если бы кто-то из "Мира взрослых" это понимал... Я ни разу в жизни не видела, чтобы кто-то додумался разбить стенку и сделать стильную комнату. Ни разу.
А ведь это так здорово. Разные зоны, разные перспективы. Но при этом в одном стиле. Между ними можно что-то поместить.
"Это же ГАРНИТУР!" - говорила я, уже будучи несколько старше.
Можно надеть колье из гарнитура и браслет, а серьги не надевать. А на следующий день надеть серьги и браслет. А затем только серьги...
"Нет, что ты! Смысл в том, что это СТЕНКА! СТЕНКА - это здорово!"
И именно из идеи "СТЕНКА - это здорово" родился тот самый шкаф-купе. Занимающий стену.
Стенка с раздвижной дверью. Монолитная. Единая. И уже - в отличие от ГАРНИТУРА - нечленимая.
Стенка вросла в стену.
"А что", - возражает какой-нибудь солидный мужчина, - "Шкафы-купе - это же так удобно!"
Вроде и нет кладовки. А вроде и есть.
Дети людей, живших со стенками и шкафами-купе, привыкли, что родители - это кладовка.
Но при попытке все-таки построить какие-то собственные жилища, они поняли, что есть что-то, что они не могут оставить надолго в каких-то дальних кладовках. И есть что-то, от чего они не могут избавиться навсегда и насовсем и ни при каких условиях это не складывать.
Это что-то - то, что невозможно выбросить даже после самого радикального расхламления: их одежда по сезонам, их обувь и средства по уходу за собой. Их чемоданы, в конце концов, чтобы ездить в путешествия.
И вот тут-то бес и вылез: "Надо строить гардеробную".
Но это идея уже нового уровня. Человек признал, что он хочет кладовую. Человек признал, что бес в нем сидит. Человек признал, что видеть содержание всей своей каждодневно он не в силах и должен как-то ее изолировать от себя. И человек понял, что у него только один выход: откупиться пространством и соорудить стену.
"Хлам, у тебя будет свой дом. Ты будешь жить в своем доме, хлам. А поскольку одеваться мне нужно, я поневоле буду тебя навещать, хлам".
Человек начал договариваться с хламом, начал откупаться от него. "Я организую тебе жилье, и мы будем иногда проводить время наедине друг с другом".
Дом одежде и обуви своей, да. Дом чемодану.
Гардеробная - это тот момент, когда человек начал называть вещи своими именами. Не "а у меня стенка!" Не "а у меня шкаф-купе"! А "да, я создал жилое пространство для своего гардероба".
Домовой, которого прятали, делая вид, что "там просто стена", вылез, был приголублен, а его права прямо-таки стали защищаться.