Я в новогодние каникулы по вдохновению пересмотрела "Страну глухих" (Россия, Франция, 1997 г., реж. Валерий Тодоровский).
Вспомнила, как у меня в детстве была мечта: я хотела владеть искусством сурдоперевода.
Дело было так. Моя мама в начале девяностых годов работала учителем математики в школе для глухих. Работа ее пришлась на старшие классы, там предполагалось, что глухим нужны учителя, не владеющие языком жестов. От учителя требовалось только, в случае, когда что-то совсем непонятно, дактилировать какие-то слова.
Однажды мама взяла меня на работу. Был конец учебного года, кажется. Или даже каникулы. В общем, уже тепло. Я нарядилась в красивое желтое платье, на котором сидела брошка в виде бабочки с разноцветной эмалью.
И мы поехали в школу глухих.
Мне было очень интересно. Школа располагалась в довольно старом здании, там были красивые толстенные дубовые перила на лестнице, а я очень любила такие перила. Все мне очень нравилось.
Мама возилась в своем классе, что-то надо было там добыть, а я отправилась бродить по школе. Я встретила директора. И пообщалась с директором. Потом я пошла дальше и добрела до школьной библиотеки. Там работала женщина с рыжими волосами. Немолодая. В синем костюме.
Женщина увидела меня и обрадовалась. Она стала меня расспрашивать, какие книжки мне нравятся. И дала мне книжку посмотреть. Спросила, нравится ли.
Мы общались, общались.
Потом пришла мама.
Забрала меня и увела.
Я говорю: "Мне библиотекарь показывал книжки".
Мама: "Библиотекарь глухая, она по губам читает".
Я: "Да?.."
И я задумалась.
А потом мне захотелось научиться жестам, я обучилась кое-как дактилировать слова. Но больше особенно ничему не научилась. Не было информации.
До сих пор я иногда вспоминаю, как мне захотелось общаться с этими людьми.
А потом, когда я уже училась в школе сама, в обычной, конечно, школе, вышел фильм "Страна глухих". Я посмотрела его, и фильм мне понравился. А потом не пересматривала очень много лет, вот, получается, лет двадцать.
После повторного просмотра почему-то ощутила невероятную легкость на душе.
Главная особенность этого фильма - усиленное наслаждение красотой. Эстетический пафос там невероятный. Операторская работа и саундтрек, да к тому же концептуальный сценарий, вот и получилось очень славное кино.
Самое приятное - виды города; такой я помню Москву, это Москва моего детства.
Можно рекомендовать ученикам, которые хотят посмотреть на Москву моего детства, обратиться к этому фильму.
Кроме того, удивительно, но фильм снят именно так, как я ребенком себя в те годы ощущала и видела окружающий мир. То есть этот фильм - глазами ребенка. Когда смотрела первый раз - просто смотрела широко раскрытыми глазами, словно на реальность. Отличий не чувствовала.
А сейчас, когда восприятие мира поменялось, пересмотрела - и почувствовала, что вижу мир снова, как тогда, в детстве. Когда у меня было красивое желтое платье - и я мечтала знать жестовый язык...