а в том, что все - как один

Jul 04, 2016 02:08

В качестве иллюстрации к статье о книге Канетти "Масса и власть", объясняющей, как толпа превращается в готовую убивать свору, выбрана картина Дейнеки "Постановили единогласно»; понятно, что имеется в виду стадный эффект.

Но на этой картине, в отличие от фотографий действительно единогласной массы (вроде такой), толпа как раз НЕОДНОРОДНА. Не знаю ( Read more... )

Leave a comment

Comments 32

utnapishti July 4 2016, 09:36:02 UTC
Интересное наблюдение, но
1. Голосующие в салютующих переходят не постепенно, а как раз довольно резко: слева от "столба" голосуют, справа "салютуют". (Внизу вообще всё вразнобой.)
2. Почему это салютующие "уже и убивать готовы"? Т.е. цепочку от персонажей этой картины к убивающим провести недтрудно, но почему салютующие к этому ближе, чем голосующие? Моя первая интерпретация была бы скорее "голосующие принимают решение, а салютующие его приветствуют".

Reply

nu57 July 4 2016, 09:51:25 UTC
Про "резко" я согласна, но уж очень аналогия с Эшером влияет на восприятие:)

Про второе - где это видано, чтобы на одном и том же собрании одновременно присутствовали и принимающие решение, и приветствующие? Или это такой искусственный анахронизм, "before" and "after"? (По этому поводу я всегда вспоминаю ивритские инструкции к лекарствам, на которых картинки шли не в ту сторону, что текст, например, средство от головы - начинаешь с весёлого человечка, а кончаешь несчастным, схватившимся за голову).

А из этих двух категорий вторые кажутся мне очевидно более близкими к готовым убивать: первые "ещё", а эти "уже".

Reply

utnapishti July 4 2016, 10:18:16 UTC
А мне кажется, что справа просто более старые люди.
Может быть, идея в этом? Молодые принимают "правильные" решения, а старые их приветствуют?

Reply

nu57 July 4 2016, 10:28:59 UTC
Не знаю, может быть. Может, они так долго принимали решение (как при авиньонском пленении пап :)), что за это время постарели? Или решение им так трудно далось, что постарели от этого? Но я, честно говоря, более старых не вижу, вижу только более злых:


... )

Reply


varana July 4 2016, 10:49:27 UTC
А там, слева, есть один подозрительный очкарик: рука не видна, может быть, и не голосует. Затаился.

Reply

nu57 July 4 2016, 10:52:11 UTC
Да, бросается в глаза - единственный а ещё в шляпе очкарик. Но тогда уже всё равно вряд ли можно было затаиться.

Reply

utnapishti July 4 2016, 11:13:50 UTC
Ты, конечно, знаешь фотографию, на которой один человек игнорирует нацистское приветствие?

Reply

nu57 July 4 2016, 11:25:57 UTC
Конечно, знаю. Если бы некоторые читали фейсбук, они бы видели, что там я дала ссылку именно на эту фотографию:)

Reply


egovoru July 4 2016, 12:52:19 UTC
"из голосующих "за" они постепенно, слева направо, превращаются в салютующих"

Мне тоже сразу бросилось в глаза, что переход - отнюдь не постепенный! Более того, ведь одни четко отделены от других физическим барьером - какой-то арматурой. Более того, левые находятся вообще в другой декорации, чем правые - на решетчатом фоне. Так что, возможно, тут "кинематографическое" совмещение двух разных событий: голосования в помещении и демонстрации на улице?

А еще - обратили ли Вы внимание, что художник изобразил двух левшей среди множества правшей?

Reply

nu57 July 4 2016, 12:57:31 UTC
Может быть.
Левшу я только одного заметила - того, кто одной левой своей левой рукой машет перед носом этого выразительного героя. Сейчас нашла второго, спасибо. Diversity? "Хороших и разных"?

Reply

egovoru July 4 2016, 13:12:42 UTC
Может, просто реализм? Но, заметьте, эти двое левшей - не где-нибудь на заднем плане, а во втором и третьем ряду. Первые же три ряда, простирающиеся во всю ширину полотна, в отличие от задних, резко разделенных на два домена, явно используются художником как соединительный элемент: именно у них угол наклона рук - этакий промежуточный ;) Дейнека был, конечно, большим мастером!

Reply

nu57 July 4 2016, 13:17:19 UTC
Двое из, если я правильно посчитала, 37-и, 5%. Да, в рамках разумного реализма:)

Reply


egovoru July 4 2016, 17:37:38 UTC
А что Вы скажете о самом тезисе Канетти, что потребность в (о)суждении лежит в основе войны? По мне, он звучит как-то безнадежно: вряд ли мы можем отказаться от суждений, а вот от войны - хотелось бы.

Reply

nu57 July 6 2016, 12:15:18 UTC
Я Пастернака не читал, и после этой статьи как-то и не захотелось, сорри. Мне не очень интересны общефилософские рассуждения на эту тему; когда-то я читала дневник девочки, примкнувшей к гитлерюгенду и рассказывавшей, как и почему у неё это получилось, - вот это было интересно.

Reply

kum_tykva July 7 2016, 01:01:01 UTC
А где его прочитать? Это Мелита Машманн?

Reply

nu57 July 7 2016, 01:56:03 UTC
Да, Мелита Машманн, "Account Rendered", По-моему, я читала неполный вариант, скачанный здесь или здесь. Если найду у себя другой, пришлю тебе по мейлу, пока что-то не нахожу.

Reply


Leave a comment

Up