Рыжий, рыжий, полосатый...

Aug 08, 2011 03:33

Интересная книжка Мишеля Пастуро об истории полосок. Пастуро рассказывает, почему с древности полоски вызывали отрицательную реакцию, воспринимались как нечто ущербное и неполноценное, а их намеренное ношение считалось вызовом обществу.

Традиционная версия - ( ... )

картинки, про книжки, иллюзии

Leave a comment

Comments 24

i_eron August 8 2011, 13:53:48 UTC
Я слышал, что способность хорошо различать полоски (вертикальные и горизонтальные) - это часть нашего автоматического "image processing algorithm", она заложена в нас генетически и развивается в раннем детстве независимо от культурных влияний. У обезьян она тоже есть ( ... )

Reply

nu57 August 8 2011, 14:12:11 UTC
В отличие от синего цвета, речь не идет о неспособности различать полоски. Конечно, они их различали, да ещё и считали провокацией. "Особенность зрительного восприятия", о которой говорит Пастуро - просто другой способ image processing (последовательно от дна к поверхности). Это не чисто физиологическая вещь, культурная тоже, так что, возможно, это и меняется (ну, например, если теперь перед нами "мелькает" больше и мы лучше привыкли схватывать картинку в крапинку). Магритт и Эшер не могли возникнуть в средние века, и, возможно, не только из-за художественной традиции.

Да, про синий цвет и других зверюшек ерунда, конечно.

Reply

i_eron August 8 2011, 14:40:11 UTC
Я не верю в биологическую разницу между нами и ними. А "культурная" разница - зыбкая штука. Хорошо, многие в средние века (м-м, завсегдатаи картинных галерей?) привыкли видеть слои. Может быть.

Утверждают, что во времена барокко люди с лёгкостью воспринимали полифоническую музыку, например, органную, а потом гадкие классические ля-ля-композиторы приучили их к т. наз. "мелодиям" и способность слышать разное одновременно пропала.

Обе эти вещи - вопрос моды, привычек и предпочтений, а не способности. Конечно, людей раздражает новая мода. Жалко, что они за это к смерти приговаривают.

Reply

nu57 August 8 2011, 14:45:42 UTC
Ну почему обязательно завсегдатаи картинных галерей? Пейзаж был проще и графичней, архитектура тоже - выделяющийся собор на фоне неба.

Reply


ztatyan August 9 2011, 10:42:56 UTC
А доказательcтва у этой теории восприятия цвета в средние века там приводятся? Звучит не очень правдоподобно. Вот например есть такая техника живописи эгломизе: "Есть живопись "на стекле" (с лицевой стороны ) и «под стеклом» с оборотной стороны стекла. Эти две категории различаются принципиально разным подходом и сложностью. Если при живописи "на стекле" краски наносятся классическим способом, также как и на другие основы, то при живописи "под стеклом" сначала выполняются все детали, а только затем - фон. Пишут от переднего плана к заднему, сначала блики и ярчайшие света и глубокие тени, потом средние тона. Это очень сложно для художника." Теория восприятия цвета вроде бы предполагает невозможность такой техники в средние века, но по ссылке можно найти очень старые примеры.

Reply

nu57 August 9 2011, 13:35:31 UTC
Я читала только часть книги, опубликовнную в интернете (это примерно 2/3), и там такого доказательства нет. Он вроде обещает привести более подробные соображения в конце. Что касается невосприятния древними греками синего цвета, так это он доказывает тем, что слова, описывающие синий, у них относятся к чему угодно, вплоть до желтого и медового, и "передают скорее ощущение от цвета, чем сам цвет". Это, конечно, ничего не говорит о другой физиологии - только о том, что описывали они это иначе.

Спасибо, про технику очень интересно. Но это относится именно к технике исполнения и означает, что профессиональные художники умели, хоть это и было очень трудно, с помощью трюка произвести нужный эффект. А в самОм получившемся изображении нет ничего принципиально необычного - оно так же имеет фон и выделяющиеся на нем фигуры, и вполне может быть прочитано от фона кверху.

Reply

kramian August 9 2011, 22:01:49 UTC
Что, у греков правда не было слова для синего? Это таки поразительно. Вроде все основные цвета различаются всеми народами, и для них есть названия. Разница тоже есть, вот по-русски различаются синий и голубой. Интересно также, что и идиома про семь цветов радуги есть у многих, и все по-разному называют цвета, чтобы их вышло семь. Например, в Америке есть purple и violet (хотя иногда покушаются и на святое и оставляют 6 цветов). В Израиле, кажется, есть "кахоль" и "тхелет" (вот только никогда не помню, кто из них кто). А еще по-русски море - синее, а по-английски может быть и зеленым (the sky of blue, the sea of green, and the yellow submarine), и синим (in 1492 Columbus sailed the ocean blue). И вообще, я вот раньше была уверена, что ( ... )

Reply

nu57 August 9 2011, 22:25:39 UTC
У греков было два слова, "чаще всего использовавшихся" для обозначения синего: “glaukos” и “kyaneos”. "Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; у этого слова не греческий корень, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл. В гомеровскую эпоху словом “kyaneos” обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда - синеву неба или моря. Впрочем, из шестидесяти прилагательных, которые используются для описаний природных стихий и пейзажа в “Илиаде” и “Одиссее”, лишь три являются определениями цвета; а вот эпитетов, относящихся к свету, напротив, очень много. В классическую эпоху словом “kyaneos” обозначали темный цвет, причем не только темно-синий, но и фиолетовый, черный, коричневый. По сути, это слово передает не столько цветовой оттенок, сколько производимое им впечатление (чистый импрессионизм!). А вот слово “glaukos”, которое существовало еще в архаическую эпоху, у Гомера используется весьма часто и обозначает то зеленый цвет, то серый, то синий, а порой даже желтый или ( ... )

Reply


nu57 June 19 2017, 04:33:22 UTC
А вообще с рыжими так было не всегда.

"...Redheads could also take comfort [for ancient Greeks]. Though they were spurned as witches across the later medieval world - and still are in some countries even today - they had prehistoric power, as shown in one of the most sublime pieces of art from all of antiquity.
The Bronze Age wall-paintings on the Greek island of Thera (modern-day Santorini), preserved when the island-volcano erupted c1600BC, show a gaggle of beauties. Just one young woman is allowed to approach the goddess - after restoration it became clear this exquisite creature is unique thanks to a mane of deep red hairXanthos - "golden" or tawny - is a standard epithet used to describe heroes in epic literature. Orthodox thought tells us this is just a literary trope, but anyone who has stood with a tawny or redhead friend, backlit by a Mediterranean sun, will know something magical does happen. Here in front of you is spun gold. For a magpie culture that collected gold trinkets and golden jewellery so fine a single necklace ( ... )

Reply


nu57 May 24 2018, 06:47:45 UTC
avva про полоски в книжках: https://avva.livejournal.com/3116545.html (то же в фб)

Reply


giterleo May 24 2018, 17:01:44 UTC
Про цвета вообще и у греков в частности почитайте у нашего Гай Дойчера, уже переведено с иврита на русский и есть на флибусте, прекрасная книга.

Действительно есть порядок , в котором при развитии цивилизации в языке возникают слова для большего количества цветов, начиная с самых основных.

Пастуро великолепен. https://giterleo.livejournal.com/225463.html

Reply

nu57 May 24 2018, 17:07:49 UTC
Слушайте, у меня дежа вю или что? Я точно знаю, что мы с вами где-то про это уже говорили, вот точно такими же словами вы мне тогда посоветовали Дойчера, и про увеличение количества слов для цветов с развитием цивилизации тоже. Что это было, Пух?

Reply

giterleo May 25 2018, 07:25:14 UTC
Я со своей стороны только могу отметить, что:
1. Почти уверен, что такого не было и у Вас дежа вю.
2. Абсолютно уверен, что если я запяматовал и мы действительно об этом говорили, то я бы сказал то же самое, что и в этот раз. Дойчера я читал лет 5-6 тому назад.

Reply

nu57 May 25 2018, 07:35:56 UTC
:)

Reply


Leave a comment

Up