Вокзал и привокзальная площадь

Jan 30, 2007 21:01



Современные фотографии: Евгений Иванов
Исторические фотографии: Личные архивы Игоря Поповского, Александра Ложкина, Электронный архив общественной организации "Культурное наследие", Музей истории Железнодорожного района Новосибирска.

Глава из книги:
Новосибирск. Железнодорожный район / Автор-составитель А.Ю.Ложкин -- Новосибирск: "Культурное наследие", 2006 -- 200 с., 270 илл.



Транссибирская магистраль

Вокзал «Новосибирск-главный» - ворота в город, а привокзальная площадь - его визитная карточка. Именно с нее начинается знакомство с городом для большинства его гостей. Привокзальная площадь названа именем Гарина-Михайловского, известного писателя. По официальной версии именно ему принадлежит заслуга в определении местоположения железнодорожного моста через Обь, сразу же после начала строительства которого возник поселок, превратившийся сегодня в Новосибирск.



Открытие железнодорожного сообщения по станции Обь

Если с переходного моста спуститься вниз, на улицу Шамшурина, слева от вокзала пригородного сообщения в зарослях зелени мы обнаружим небольшой деревянный домик. Можно смело утверждать, что это одно из первых зданий города, построенное одновременно с первым деревянным станционным зданием.
Строительство железнодорожной станции на правом берегу Оби (получившей название по имени реки), в начале Средне-сибирского участка транссибирской железной дороги, началось в мае 1893 года. Возглавил строительство инженер В.К. Жандр. Рядом со станцией возник поселок строителей. 1 декабря 1894 года было открыто движение поездов в сторону станции Болотная.



Железнодорожная станция "Обь"

Станция была начальным пунктом Средне-сибирской железной дороги, и около нее в 1896 году возвели паровозное депо с мастерскими.



Строительство паровозного депо

Здание вокзала построили по одному из низших -- V классу, и лишь с двумя станционными путями. Но уже в 1897 году было выстроен деревянный вокзал III класса с залами ожидания, почтой и буфетом, в 1906 году к нему пристроили каменную двухэтажную пристройку, в 1914 году еще одну. Деревянный вокзал сгорел в 1934 г., когда уже строилось современное здание.



Вокзал станции "Обь" в 1910-х гг.

На площади перед станцией в 1897 г. была построена церковь св. Даниила.



Церковь св. Даниила



Привокзальная площадь

Грузооборот станции рос быстрыми темпами: с 1,8 млн. пудов в 1897 году к 1907 году он увеличился до 11,2 млн. пудов.
Станцию Обь в 1909 г.переименовали в Ново-Николаевск, в 1926 г. - в Новосибирск.



В конце 1920-х годов было решено, что городу нужен новый вокзал. Вначале предлагалось построить его в другом месте, на пересечении Красного проспекта с линией Транссибирской магистрали, но в 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс эскизных проектов-идей железнодорожного вокзала на станции Новосибирск-главный. Жюри конкурса под председательством академика архитектуры А.В. Щусева, в которое входили ведущие советские архитекторы 1920-х годов из 45 поступивших проектов выбрало работу под девизом "Прямое движение" архитектора Н.Г. Волошинова. Дальнейшее проектирование поручили киевскому отделению Гипротранса, и в 1931 году были заложены фундаменты здания. История строительства здания весьма запутана. Проект несколько раз изменялся, к проектированию были привлечены ведущие архитекторы Новосибирска.
Первоначальный проект Н.Г. Волошинова (уточнение автора - Г.И. Волошинова) предполагал возведение огромного здания вдоль улицы Вокзальной (ныне Шамшурина) и над путями станции. Существующее сегодня арочно-сводчатое перекрытие зала предполагалось продлить в сторону Владимировской улицы, расположив над перронами в виде конкорса, в котором должны были разместиться зал ожидания с рестораном, с лестницами-спусками к пассажирским платформам. Архитектура здания предполагалась лаконичной, в стилистике конструктивизма. В объемно-пространственном решении вокзала можно угадать образ мчащегося на восток паровоза.



Проект бригады Гордеева



Проект привокзальной площади

Однако уже в 1931 году проект вокзала был переработан трестом «Сибстройпуть». К проектированию подключается известный новосибирский архитектор Б.А. Гордеев. После объявления результатов 2-го тура конкурса на здание Дворца Советов в Москве и директивного изменения «стилистической направленности советской архитектуры», конструктивизм оказывается вне закона и в Новосибирске проводится конкурс на внешнюю архитектуру фасадов вокзала. Готовые конструкции частично разбираются, взрываются, фасады получают ампирную трактовку. Вокзал был открыт 25 января 1939 года.







Интерьеры. Фотофиксация 1939 г.
Ещё исторические фото интерьеров здесь

В середине 1990-х годов проведена масштабная реконструкция вокзала по проекту института «Сибжелдорпроект» (архитекторы А.З. Гайдуков, Е.И. Почивалов, И. Башкиров, главный инженер проекта А.В. Розуменко). Его интерьеры были облицованы дорогими сортами мрамора и гранита, но, к сожалению, сделано очень немного для повышения удобства пассажиров: на вокзале не появилось современных экскалаторов и лифтов, а измененная типологическая схема отсекает основную массу пассажиров от главной лестницы и крытого перехода над железнодорожными путями.



На северо-восточной стороне площади, на углу Межениновской (Челюскинцев) улицы, в 1927 году по проекту И.А. Бурлакова было построено здание НовосибТПО (Транспортного потребительского общества), в котором позже находился Железнодорожный универмаг, а сегодня размещается Транскредитбанк. Первоначально запроектированное в стилистике рационалистического модерна, в процессе строительства здание было значительно упрощено. Это едва ли не единственное в городе здание, по которому можно проследить, как провинциальный сибирский модерн превращался в конструктивизм.



Привокзальная площадь в 1960-х гг.

Правее бывшего универмага возвышается 24-этажная громадина 500-местной гостиницы «Новосибирск», построенная в 1970-х годах по проекту архитектора В.В. Красовицкого и инженера В.И. Рождественского. До сих пор здание гостиницы остается самым высоким в Новосибирске.


Станция метро "Площадь Гарина-Михайловского"

Под площадью - станция "Площадь Гарина-Михайловского", построеная в 1987 году в составе второго пускового комплекса первой очереди новосибирского метрополитена по проекту специалистов "Новосибметропроекта" (главный архитектор проекта П. Попов, художник Ю. Катаев, главный инженер проекта В.И. Романов, гл. конструктор А.П. Мельник). Станция колонного типа была построена открытым способом.
К югу от главного вокзала по проекту архитекторов «Сибжелдорпроекта» (арх. Ф.М. Бунтовский, инженер О.М. Башарина) заканчивается строительство пригородного павильона. В него можно будет попасть с привокзальной площади, с улицы Шамшурина и непосредственно из метро; крытый пешеходный мост соединит вокзальное здание с пассажирскими платформами и Владимировской улицей.
Предполагается и реконструкция северо-восточной стороны площади: левее гостиницы «Новосибирск» проектируется торгово-развлекательный комплекс «Апельсин». Преобразится и центральная часть площади: здесь планируется начать строительство подземного многофункционального сооружения, а в центре площади должен появиться памятник Н.Г. Гарину-Михайловскому.


Дополнение: пост в ru_sovarch

транспорт, архитектура, 1930-1939, 1893-1899

Previous post Next post
Up