Строители моста

Jan 30, 2007 20:03

Главка из книги:
Новосибирск. Железнодорожный район / Автор-составитель А.Ю.Ложкин -- Новосибирск: "Культурное наследие", 2006 -- 200 с., 270 илл.
Книга продается в магазине "Галерея "Столица" (ул. Ленина, 8)

Возникновение Новосибирска неизменно связывается с началом строительства железнодорожного моста и Транссибирской магистрали, обусловившим возникновение бурно растущего поселка, превратившегося к настоящему моменту в полуторамиллионный город. Помимо Н.Г. Гарина-Михайловского, возглавлявшего Колыванскую изыскательскую партию и направившего вышестоящему начальству рапорт с обоснованием места строительства мостового перехода через Обь в этом месте, мост проектировали и строили десятки инженеров, сотни рабочих. Они вправе также вправе претендовать на то, чтобы считаться основателями Новосибирска. И, при этом, конечно необходимо отметить особую роль В.И. Роецкого, К.Я. Михайловского, В.Ф. Николаи, Н.Г. Михайловского (Н.Г. Гарина-Михайловского), Н.П. Меженинова, Н.А. Белелюбского, Н.Б. Богуславского, Л.И. Березина, Е.Е. Зенькевича, В.А. Линка, Г.М. Будагова, Н.М.Тихомирова.

Викентий Иванович Роецкий (Раецкий) (1861-1896)
Инженер-путеец. Родился в Польше в мещанской семье. Окончил Санкт-Петербургский Императорский университет «по математическому разряду со степенью кандидата» и Институт инженеров путей сообщения со званием «гражданского инженера с правом производства строительных работ». После полугодовой службы в армии работал в желелезнодорожном ведомстве. Именно он возглавлял Обскую изыскательскую партию на строительстве Западно-Сибирской железной дороги, влившуюся в возглавляемую Н.Г. Гариным-Михайловским Колыванскую партию на правах отдельного изыскательского отряда, непосредственно занимавшегося поиском места для осуществления мостового перехода через Обь. Гарин-Михайловский в пояснительной записке к Западно-Сибирским изысканиям от 11 ноября 1891 г. признавал, что В.И.Роецкий, которому было «поручено обстоятельное изучение» реки Оби и возможных вариантов ее перехода, «остановился на переходе на Кривощеково». После окончания изысканий Роецкий остался служить на Западно-Сибирской дороге, получив назначение начальником дистанции 1-го разряда на 4-м участке близ станицы Полуденной Петропавловского уезда Акмолинской области. Заболел, выехал на лечение на родину и скончался в пути близ Бреста.

Николай Аполлонович Белелюбский (1815-1922)
Инженер-путеец, выдающийся ученый в области строительной механики и мостостроения, автор конструкции моста через Обь (совместно с Н.Б. Богуславским).
Н.А. Белелюбский родился в Харькове в семье известного инженера путей сообщения. Окончил Петербургский институт путей сообщения, за отличные успехи его имя было занесено на мраморную доску, а сам он был оставлен в институте преподавателем по строительной механике, мостам и гидравлике.
Лично Н. А. Белелюбским и под его руководством разработано больше 100 проектов больших мостов. Общая длина мостов, построенных по его проектам, превышает 17 км. В их число входят мосты через Волгу, Днепр, Обь, Каму, Оку, Неву, Иртыш, Белую, Уфу, Волхов, Неман, Селену, Ингулец, Чусовую, Березину и др. Длительное время самым большим мостом в Европе оставался мост через Волгу у Сызрани, построенный по проекту в 1875 -1880 гг.
Н.А. Белелюбский был среди талантливых русских инженеров, участвовавших в проектировании и строительстве Транссибирской магистрали. Все сооружения Н. А. Белелюбского отличались смелостью технических решений, улучшенной конструкцией, экономичностью, высокой надежностью. О мировом признании выдающегося инженера свидетельствует избрание его почетным доктором инженерных наук Германии, почетным членом общества гражданских инженеров Франции, почетным членом Института бетона в Англии. На Парижской выставке в 1900 г. Н. А. Белелюбский был удостоен высшей награды. Н. А. Белелюбский приобрел мировую известность в широких технических кругах.

Владимир Ильич Березин (1841-1900)
Инженер, главный подрядчик на строительстве моста через Обь. Родился в семье дворян, воспитывался в Орловском кадетском корпусе. Окончил Николаевскую инженерную академию. С 1875 г. работал в Обществе Оренбургской железной дороги, принимал участие в ремонте и восстановлении мостов в Керчи, Николаеве, Киеве. В 1893 г. назначен главным подрядчиком на строительстве моста через Обь. К этому времени В.И. Березин имел чин титулярного советника, соответствовавший генеральскому статусу. Березин сумел организовать труд сотен рабочих, доставку материалов и правильную расстановку сил, благодаря чему все работы по строительству моста были завершены за 3 года и 10 дней. Был награжден орденами св. Станислава, св. Владимира, св. Анны.

Григорий Моисеевич Будагов (1852-1921)
Инженер-путеец, участник строительства Сибирской железной дороги, руководитель строительства Алтайской железной дороги.
Родился в Петербурге в семье служащих, по окончании Института инженеров путей сообщения был направлен в распоряжение Министерства путей сообщения «сверхштатным инженером без содержания», затем - в Общество Оребургской железной дороги помощником инженера по строительству моста через Волгу. В мае 1893 г. приказом Министра путей сообщения Г.М. Будагов назначен в распоряжение контрагентов по строительству больших железнодорожных мостов в Западной Сибири. На строительстве моста через Обь он фактически выполнял обязанности главного инженера стройки. В Новониколаевске Г.М. Будагов организовал на свои средства одноклассную бесплатную школу для детей строителей с библиотекой и читальней при ней. Летом 1895 г. его назначают помощником начальника строительства Средне-Сибирского участка Сибирской железной дороги, в 1899 г. направлен главным инженером Московско-Казанской дороги, но связи с Новониколаевском, где оставалась его семья, не порывал. В 1911 г. Г.М. Будагов возвращается в Новониколаевск в качестве руководителя строительства Алтайской железной дороги и по окончании работ в 1915 г. уезжает в Петроград. В знак благодарности за его заслуги горожане переименовали Трактовую улицу в Будаговскую (с 1920 г. - Большевистская). После революции Г.М. Будагов - член Инженерного совета и Технического комитета наркомата путей сообщения, участвует в разработке плана железнодорожного строительства на 1917-1924 гг.

Владимир Александрович Линк
Инженер, помощник производителя работ по строительству моста Е.Е. Зенькевича
10 октября 1895 г. в числе других жителей подписал прошение о закрытии в городе кабаков и строительстве храма Александра Невского. На собрании жителей его избрали заместителем председателя комитета по строительству собора. В.А. Линк был назначен попечителем работ по постройке храма, следил за подвозом материалов и оплатой расходов. После отъезда из поселка Г.М. Будагова, отвечал за содержание основанной им библиотеки.

Николай Михайлович Тихомиров (1857-1900)
Инженер-путеец
Родился в Вятке в семье отставного чиновника. Окончил в 1885 году Институт инженеров путей сообщения с званием гражданского инженера с правом производства строительных работ, а также правом на чин коллежского секретаря при вступлении на государственную службу. После окончания института был определен в общество Балтийских железных дорог в качестве помощника начальника дистанции, позже - во Временное Управление казенных железных дорог в распоряжение начальника работ по постройке Самаро-Уфимской дороги К.Я. Михайловского для производства изысканий и составления проектов на участке Уфа-Златоуст. Затем на три года, с 10 ноября 1890 года, Н.М. Тихомиров был зачислен по Министерству путей сообщения в общество Оренбургских железных дорог. С весны 1893 года работа инженера путей сообщения Н.М. Тихомирова связана со строительством Западно-Сибирской железной дороги, он назначается начальником дистанции 1 разряда. Он участвовал в сооружении моста через р. Ишим у Петропавловска по проекту Н.А. Белелюбского, по окончании работ на этом участке Николая Михайловича переводят на строительство соединительной ветви между Уральской и Сибирской железными дорогами. В августе Тихомиров с семьей переезжает в поселок строительства моста через Обь, где поселился в доме Г.М. Будагова. Тихомирову предстояло завершить строительство последнего пролета моста. По завершении мостовых работ Н.М. Тихомирову приказом Министерства путей сообщения было поручено руководить строительством собора во имя Александра Невского. В апреле 1897 года заложили фундамент собора. Через два с небольшим года, 29 декабря 1899 года состоялось освящение храма. Тихомиров организовывал первое в Новониколаевске добровольное пожарное общество. Умер Н.М. Тихомиров неожиданно 27 октября 1900 года, от кровоизлияния в мозг. На его могиле возле храма была установлена гранитная плита с надписью: "Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича (1857-1900)". В советские времена могила была сравнена с землей, местоположение ее забыто. В 1971 году при прокладке кабельных линий около собора обнаружели склеп с прахом Тихомирова. 18 августа 1971 года исполком Новосибирского горсовета принял решение о перезахоронении праха на Заельцовском кладбище.

мосты, 1893-1899

Previous post Next post
Up