К 70-летию Железнодорожного района

Jul 12, 2006 19:51

Издательство "Культурное наследие" по заказу Администрации Железнодорожного района готовит книгу к юбилею района, который будет отмечаться осенью.

Далее будут публиковаться отрывки из рукописи. Буду благодарен за подмеченные ошибки и неточности и ценные советы.
А.Ложкин

История района

Официально история Железнодорожного района ведет отсчет с 3 августа 1936 года, когда был образован Кагановичский район. Фактически ее следовало бы отмерять с момента, когда весной1893 года в связи со строительством железнодорожной станции на правом берегу Оби была начата рубка просеки к речному порту, части будущей улицы Владимировская и отсыпка путевых насыпей.


Как следует уже из самого названия района, его история, как и история Новосибирска в целом, связана с прокладкой Великого Сибирского железнодорожного пути - Транссибирской магистрали. Решение о строительстве Транссиба правительство приняло в феврале 1891 года, а уже в мае из двух пунктов - Владивостока и Челябинска началось строительство. О проектах, трассе будущей дороги велась широкая общественная дискуссия; только в выходивших в Сибири периодических изданиях и сборниках в 1857-1894 гг. было напечатано около тысячи статей и корреспонденций на эту тему. Новая дорога с ее 26 мастерскими и депо, сотнями станций и разъездов, стала самым крупным промышленно-транспортным предприятием Азиатской России, облегчила доступ к природным богатствам Сибири, способствовала экономическому оживлению и приросту населения территорий. Важнейшим узлом Транссибирской магистрали суждено было стать небольшой станции Обь, начальному участку Средне-Сибирской железной дороги.

Если о дате основания Новосибирска историки продолжают спорить, отсчитывая ее то от появления Кривощековского выселка (конец 1870-х), то от высадки первой партии строителей моста (1893), от официального начала его строительства (20 июля 1894), от дня, когда Николай II подписал указ об образовании города (28 декабря 1903), а то и вовсе от рубежа 17-18 веков, когда возникло первое русское поселение на территории современного Новосибирска, момент рождения Железнодорожного района можно определить точно: строительство станционного поселка началось весной 1893 года. Но очень быстро, в течение нескольких лет, он слился с поселком строителей моста, и вплоть до 1936 года район не был самостоятельной административной единицей.

Одним из основателей Железнодорожного района можно считать инженера-путейца В.К. Жандра, возглавлявшего постройку линии. Под его руководством при станции строилось кирпичное депо на 6 паровозов с мастерскими, в которых должно было работать 450 человек, водоподъемное здание с водонапорной башней, 12 жилых усадеб для служащих дороги, больница на 10 мест с приемным покоем и врачебно-питательный пункт для переселенцев, направляющихся в Томский уезд и Алтайский округ. На улице Движенцев возникли первые дома станционного поселка, впоследствии выросшего в Вокзальную часть Ново-Николаевска.

В конце 1894 года началась временная эксплуатация линии, а в августе-сентябре 1896 г. паровозное депо и мастерские вступили в строй. В конце декабря 1896 года через Новониколаевский поселок проехал следовавший в Японию император Николай II. 1 марта 1897 г. открыли по временной схеме движение до Красноярска и одним из первых пассажиров стал В.И Ульянов, следовавший в ссылку в Шушенское и выехавший 2 марта со станции Обь до Красноярска. 1 января 1898 года Средне-Сибирскую железную дорогу приняли в постоянную эксплуатацию. Грузооборот станции быстро рос: в 1897 г. было перевезено 1,8 млн. пудов, в 1907 г. - 11,2 млн. пудов, в 1913 г. - 35 млн. пудов.

В 1896 году межевщиками чертежной мастерской Алтайского округа был составлен первый план усадебного землепользования с границами будущих улиц и жилых кварталов. По нему город делился на три части: Вокзальную, Центральную и Закаменскую. Улицы Центральной части были ориентированы с севера на юг по прорубленным в сосновом бору просекам, Вокзальной - вдоль линии железной дороги, Закаменской - вдоль Оби. Согласно этому плану, участки от Кузнецкой (Ленина) до Болдыревской (Коммунистической) улицы отдавались под застройку рабочим и служащим железной дороги. Эта территория между станционным поселком и поселком строителей моста получила название «Новая деревня», но вскоре оно было забыто, т.к. все части поселения слились в одно. Разделение города на Вокзальную, Центральную и Закаменскую части закрепилось с получением Новониколаевском 28 декабря 1903 г. статуса безуездного города, когда были созданы три соответствующих полицейских участка. Названия частей города использовались при сообщении адресов домов, оформлении землеотводов, в публикациях в местных газетах и справочниках.
Вокзальная часть города была ограничена с севера линией железной дороги и 1-й Ельцовкой, с востока - Кабинетской (Советской) улицей, с юга - Михайловским логом (проспект Димитрова) и линией железной дороги. В нее входили также окрестности Фабричной и Владимировской улиц. Современный Железнодорожный район включает в себя всю бывшую Вокзальную часть и долю территории Центральной.

Район был центром общественной и культурной жизни города. В садах «Сосновка» и «Альгамбра», на сценах Железнодорожного собрания и Коммерческого клуба выступали приезжие артисты. Открывались школы и библиотеки, работали кинотеатры.

Кварталы района считались самыми престижными в городе, здесь селились богатые купцы, строились дорогие дома. До сих пор поражает взгляд кружево резьбы купеческих домов на бывшей Гудимовской (Коммунистической) улице. Нынешняя улица Революции не случайно называлась Дворцовой: горожан впечатляли неоклассические здания гостиницы «Метрополитен» и Коммерческого клуба. Построенный на углу Кабинетской (Советской) и Кузнецкой (Ленина) улиц филиал Богородско-Глуховской мануфактуры фабрикантов Морозовых стал, безусловно, одной из лучших городских построек того времени. Оборотной стороной медали было существование Большой Нахаловки на берегу Оби рядом с переселенческим пунктом, скопища самовольных безобразных построек.

В апреле 1920 г., в связи с подготовкой выборов в горсовет, произвели разделение территории города на четыре района: Вокзальный, Закаменский, Центральный и Ипподромский. Вокзальному району отошло 25 кварталов из бывшей Центральной части Новониколаевска между Кабинетской (Советской) и Александровской (Мичурина) улицами и территория за Первой Ельцовкой западнее Николаевского (Красного) проспекта. Партийная власть в тот момент была важнее советской, и, создав райкомы партии и комсомола, о создании райсовета не побеспокоились.

5 августа того же года было переименовано 14 улиц Новониколаевска, в том числе проходящих по нынешней территории района: Кабинетская улица стала Советской, Воронцовская - Свердловской (Свердлова), Гудимовская - Коммунистической, Дворцовая - улицей Революции, Асинкритовская - Рабочей (ныне Чаплыгина), Тобизеновская - улицей Горького. Подобное массовое переименование улиц случилось еще раз лишь в 1957 году, в связи с решением Президиума Верховного Совета СССР, запретившего прижизненное присуждение имен улицам, городам и заводам.

В 1920-30-е годы район активно строится, деревянная застройка заменяется каменной. На Советской улице появилось здание Сибдальгосторга, дом мануфактуры Морозовых реконструируется под почтамт. Строится Дворец Труда с крупнейшим на тот момент городским кинотеатром. На привокзальной площади возводят здание универмага Транспортного потребительского общества, напротив началось строительство жилого квартала, впервые застраиваемого многоэтажными жилыми домами новой современной («конструктивистской») архитектуры. На проспекте Сталина (ул. Ленина) возникли дома жилищных кооперативов «Химик» и «Медик». В 30-е годы главной стройкой, безусловно, был железнодорожный вокзал, ставший крупнейшим в стране. Строятся крупные административные здания и новые помпезные жилые дома в «сталинском» стиле на улицах Урицкого, Фабричной, Ленина, проспекте Сталина.

С 1920 года в здании бывшего Коммерческого клуба работает первый в городе постоянно действующий театр: сначала Сибгосопера, затем обосновавшийся в Новосибирске «Красный факел».
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для города и района. Много сибиряков ушло на фронт, но еще больше людей прибыло с эвкуированными из западной части страны предприятиями. В область приехало 300 тыс. человек, большинство в Новосибирск. Людей подселяли в квартиры, «уплотняя» старых жильцов, приспосабливали чердаки подвалы и сараи, срочно строили бараки и землянки. Часть организаций города с работниками и членами семей принудительно перебазировали в сельскую местность. В огромное общежитие превратился вокзал. Оборудование заводов размещали в цехах существующих предприятий, залах кинотеатров, на территории вырубленного сада «Сосновка». В школьных зданиях расквартировали госпитали для раненых.

Одновременно Новосибирск стал одной из культурных столиц страны. В клубе им. Сталина (ДК Октябрьской революции) работали Ленинградская филармония, в том числе симфонический оркестр под управлением Е. Мравинского и Квартет Бородина, Театр кукол С.В. Образцова, в помещении отправленного на гастроли по Сибири театра «Красный Факел» - Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский театр).

Принятое после войны решение оставить эвакуированные предприятия в Сибири дало толчок развитию промышленности. Заложенные культурные традиции также дали всходы. Район становится сердцем важнейшего индустриального и культурного центра страны. Строятся новые и достраиваются начатые перед войной дома на пр. Сталина, Советской улице и по трассе проектируемой Вокзальной магистрали. Город преображался, рос вверх. Начался снос деревянных домиков и застройка привокзальной площади. Планировалось разбить на ней сквер с партерными зелеными насаждениями и обстроить ее по периметру зданиями почты-телеграфа, гостиницы, универмага, кинотеатра; в центре площади проектировался памятник В.И. Ленину.

В 1957 году в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР Кагановичский район Новосибирска был переименован в Железнодорожный. Началось массовое строительство благоустроенных многоэтажных зданий в районе улиц Советской, Сибирской, Челюскинцев.

Постройка в 1960-х гг. Вокзальной магистрали и в 1960-80-х проспекта Димитрова изменило историческую топографию района. Строительство этих улиц планировалось еще с 1927 года, вдоль будущих транзитных трасс строили новые здания, разрезающие старую застройку. Сегодня в глубине ориентированных по новым магистралям кварталов можно встретить немногочисленные старинные домики, стоящие вдоль исчезнувших уже улиц.

В 1970-х и 80-х гг. улицы района в основном приняли современный вид. В 1980-х годах был снесен последний большой район деревянной застройки в центральной части города и началось строительство Челюскинского жилмассива. В эти же годы район получил два крупных зрелищных здания: цирк и Дворец культуры железнодорожников. В 90-е годы закончилось архитектурное оформление Вокзальной магистрали, появились новые крупные жилые комплексы на ул. Горького, Щетинкина, Октябрьской, Революции, на проспекте Димитрова.

Не останавливается развитие района и сегодня. Уже в начале нынешнего столетия на улице Ленина был построен новый бизнес-центр, рядом с ЦУМом возник современный торговый комплекс «Windsor», на ул. Щетинкина построен 13-этажный клубный жилой дом «Паркхауз». Активно застраивается пространство на пересечении проспекта Димитрова и улицы Ленина, здесь скоро будут возведены три бизнесцентра, гостиница и торговый центр. Строится большой комплекс на пересечении улиц Советской и Свердлова. Планируется, что преобразится в последующие годы площадь Гарина-Михайловского: будет построена крытая пешеходная эстакада от нового вокзала пригородного сообщения на ул. Владимировскую, крупный подземный торговый центр с памятником Гарина-Михайловского, торгово-развлекательный комплекс «Апельсин».

Сегодня на территории района зарегистрировано более 12 тысяч предприятий различных форм собственности. Пять крупнейших производственных и транспортных комплексов занимают доминирующее положение в экономике региона, это Западно-сибирская железная дорога, Новосибирский речной порт, ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Новосибирскэнерго», МУП «Горводоканал». Работают промышленные предприятия, железнодорожные станции «Новосибирск-главный», «Новосибирск-товарный» и речной порт отправляют и принимают грузы. Многие крупнейшие компании и России, и региона, выбрали Железнодорожный район для размещения своих штаб-квартир или филиалов. Торговля, учреждения сервиса, здравоохранения, образования, социальной защиты обслуживают новосибирцев и гостей города. Район развивается, и у его жителей есть немало поводов гордиться достижениями и с оптимизмом смотреть в будущее.

1970-1979, 1990-1999, книги, 1900-1909, 1910-1919, 1930-1939, 1960-1969, 1893-1899, 1980-1989, 2000-2010, 1940-1949, 1950-1959, 1920-1929

Previous post Next post
Up