Лучшим из вариантов расположения ГЭС считался вариант напротив ул. Добролюбова, а по плотине должна была проходить железная дорога.
В начале августа 1945 г комплексная экспедиция ленинградского отделения Всесоюзного треста Гидроэнергопроекта под руководством С.Я. Жуковского начала изыскания места для створа будущей плотины и электростанции. Экспедиция наметила четыре створа: около поселков Бугры, Матвеевского и деревень Нижние Чемы и Малое Кривощеково. В середине октября того же года для окончательного решения этого вопроса в Новосибирск приезжала правительственная комиссия под председательством проф. П.И.Василенко. Лучшим, исходя из геологических условий, был нижне-бугровский вариант створа, ограниченный на правом берегу Оби улицей Добролюбова, а на левом берегу - каменным карьером, где залегали неглубоко граниты. Но он оказался неприемлемым по условиям заполнения водохранилища, так как затоплению подвергались железнодорожный двухпутный мост (Комсомольский), подходы к нему, некоторые городские кварталы, промышленные предприятия, железнодорожная линия Новосибирск-Барнаул и селение Бугры. Рассматривались еще восемь других вариантов створов: малокривощековский, матвеевский, нижний и верхний ельцовские, огурцовский и три варианта у Нижних Чем. Третий вариант створа, нижнечемской, где достаточно прочные коренные породы песчаников и сланцев выходили на дневную поверхность и позволяли удобно расположить бетонные сооружения, был принят к реализации. В состав сооружений гидроузла вошли: здание гидростанции, бетонная и земляная плотины с напором воды около 20 метров высоты. Планировалось в 1947 г. приступить к подготовительной работе, постройке железнодорожных путей, поселка строителей и т.д., а основное строительство начать в следующем году.
В 1945-1946 гг комплексная изыскательская экспедиция, возглавляемая горным инженером В.С. Кузнецовой, развернула на месте строительства ГЭС гидрологические и топографические работы. Уточнился в проекте и состав основных сооружений: бетонная водосборная плотина, земляная дамба, здание гидростанции, судоходные устройства и рыбоход. На плотине намечалось разместить два железнодорожных пути, автостраду и «шоссе местного значения». Водохранилище должно было разлиться в ширину до 20 км и в длину - до 250. Около ГЭС для будущего обслуживающего персонала необходимо было построить поселок «повышенного» типа.
Водохранилище заливало несколько десятков населенных пунктов и поэтому предстояло перенести на новые места тысячи строений, переселить десятки тысяч людей, вырубить в зоне затопления лес на площади 33 тыс. га.
На обоих берегах строили жилые поселки с магазинами, клубами, столовыми, больницами, детсадами, яслями (сначала строители жили в брезентовых палатках, в вагончиках, в соседних деревнях).
Намечалось в июне 1957 г. ввести в эксплуатацию два агрегата. 4 ноября 1956 г. перекрыли русло Оби, и лишь 10 ноября следующего года первый агрегат дал промышленный ток. В августе 1961 г. государственная комиссия приняла ГЭС в промышленную эксплуатацию. Полностью все затраты на строительство комплекса станции окупились через пять лет, в 1966 г., то есть через девять лет после пуска первого агрегата.
С.Н.Баландин. Новосибирск. История градостроительства, 1946-1985. - Н.:Новосибирское книжное издательство, 1986. Стр. 30-33, с сокращениями