История Новосибирского метрополитена. Станция "Площадь Ленина"

Apr 28, 2010 15:06



Станция "Площадь Ленина" расположена на центральной площади города Новосибирска, в непосредственной близости от мэрии и Краеведческого музея. Станция односводчатого типа, возведена открытым способом. Стены облицованы мрамором светлых тонов, пол - гранитом. Торцевые стены над посадочной платформой украшены панно из цветного камня. Художественное решение стен разработано ленинградскими художниками, отражает величие страны и революционное прошлое города.
Проект станции выполнен специалистами института "Ленметрогипротранс". Архитектор - А.С.Гецкин. Художник - А.Н.Кузнецов. Главный инженер проекта - В.И.Романов.




Конкурс на архитектурное оформление станции "Площадь Ленина", в центре г. Новосибирска, выиграл головной институт "Ленметрогипротранс" (Архитектор А.С.Гецкин), а на художественное - московский художник А.Н.Кузнецов (его фамилия, имя и отчество запечатаны на одном и мраморных панно, которые были набраны на складчатом рельефе по торцам платформы).



Архитектурное решение станции выдержанно в строгих лаконичных и объемных цельных формах, даже буквы на стенах должны быть монументальны. По концам платформенного участка выполнены так называемые "разломы" с повышенной высотой для демонстрации мощи сводчатой части и монументально-художественных картин.



На станцию запроектировано 4 входа с 9-ю лестничными спусками, из которых четыре встраивались в здания горисполкома (мэрия)...



...высшей партийной школы (НГАХА)...



...краеведческого музея...



...и облпотребсоюза,
остальные два открытые: два - к скверу Оперного театра, два - банку и один - в Первомайский сквер.
Не построенными остались три встраиваемые в здания и один открытый лестничный спуски по экономическим причинам.

Перед началом строительства станции "Площадь Ленина" построили временный проезд между Первомайским сквером и зданием магазина "Орбиты" (Краеведческий музей).



8 апреля 1981 года.
Вбиваются первые сваи.









5 мая 1981 года.
Механизированный щит перед проходкой тоннеля в-сторону "Площади Ленина"







3 июня 1981 года.
Через 2 дня немеханизированный щит выйдет в эту камеру от станции "Октябрьская"



9 июня 1981 года.
Немеханизированный щит



11 июня 1981 года.
Щит выходит из тоннеля



13 июня 1981 года.
Камера для немеханизированного щита





После завершения проходки участка тоннеля - выход в камеру экспериментального механического комплекса КТ-5,6-Д2.





28 февраля 1982 года.



12 марта 1982 года.







Сборка механизированного щита для проходки к станции "Красный проспект"



13 марта 1982.
Вид из тоннеля в сторону "Площади Ленина" ближе к "Дому книги"



Март 1982 года.





Маркшейдеры геодезисты. Тахеометр-ЭОТ-2000



Август 1982 года.



Бетонируется основание для выполнения последующих монтажных работ



23 января 1983 года
Въезд на стройплощадку



Строительство платформенного зала.
Видна арочная опалубка.



Хотя уже монтируется платформенный зал, котлован еше не весь выбран.













12 марта 1983 года.
Справа идет монтаж немеханизированного проходческого щита в сторону станции "Красный проспект"



24 апреля 1983 года.



4 мая 1983 года.
Лозунг-призыв.







Верхняя кромка станции расположена всего в 50 см от уровня проезжей части площади.
Верхняя часть свода защищена теплоизоляцией.



Свод станции сооружен с применением передвижной металлической опалубки.







29 июня 1983 года.
Выдергивание свай на Октябрьской магистрали где была построена вентшахта.



Ноябрь 1983 года







В апреле 1985 года начался монтаж эскалаторов.
На станции имеется эскалаторный спуск из трех лент. Каждая лента длиной 15 метров.



По существующим в то время нормам эскалатор в вестибюле, со стороны мэрии, не требовался, т.е. можно применить лестницу, но выполнено было решение архитектора.



31 марта 1985 года.
При строительстве станции была частично ликвидирована аллея Красного проспекта, а располагавшийся там бюст трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина был перенесен к зданию областной Администрации.



Строительство подземных переходов у здания госбанка.



Выход к Вокзальной магистрали



выход к Госбанку





Вид на площадь со стороны мэрии



Вид на площадь со стороны госбанка







Выход к скверу Оперного театра



Благоустройство Красного проспекта









19 октября 1985 года.
Асфальтирование площади Ленина





2 ноября 1985 года бригады СУ-3 "Дорстрой" завершили благоустройство территории площади.



7 ноября 1985 года вновь открылось транспортное движение.



7 января 1986 года в 18:00 на станции состолся городкой митинг, посвященный вводу в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди Новосибирского метрополитена.



Передача символического ключа начальником Управления строительства "Новосибирскметрострой" С.А.Смирновым начальнику метрополитена Ю.С.Лелекову.





В первые дни после открытие разменные автоматы наполнялись к исходу каждого часа.

Фотографии станции "Площадь Ленина" в наше время

За предоставленный материал благодарю:
- Музей Новосибирского метрополитена (В частности Л.Г.Рябкову);
- "Новосибметропроект";
- старшего инженера по противопожарной профилактике Новосибирского метрополитена - С.А.Чупахина;
- Дмитрия Аксенова;
- Константина Ощепкова.

1980-1989, метро

Previous post Next post
Up