ДОКТОР СВОБОДНЫХ НАУК

Dec 27, 2016 11:47

Уходящий 2016 год прошел у меня под знаком Франциска Скорины. Пьеса «Доктор свободных наук», победа в номинации «Современная пьеса» на республиканском конкурсе «Франциск Скорина и современность», постановка в Могилевском драматическом театре. Режиссер из Литвы Саулюс Варнас и был заказчиком пьесы. И так как я писал для него, то и пьеса получилась именно такой: экспериментальной, необычной для меня. За основу я взял идею алхимика, масона, ученого Джона Ди в создании театра Глобус - форма сферы, в которой одновременно и параллельно существуют разные времена и места, живые и мертвые действующие лица, актеры и зрители. И эта идея для меня оказалась, безусловно, убедительной, так как творческий человек (и Скорина в том числе!) в своих фантазиях существует в разных эпохах. Скорина как переводчик переносит себя во времена Ветхого и Нового Завета, и как человек идеи опережает время. Так же и мне интересно было представить себя в атмосфере 16 века, «перенести» Франциска Скорину в 21 век, сравнить наши века и найти в них много общего! Тогда происходили войны с Московским княжеством на востоке белорусских и украинских земель, сейчас идут военные действия в Донбассе. Тогда беженцы, сейчас беженцы... Тогда всякую инициативу подавляла невозможность воплощения задуманного в своей стране, сейчас иногда тоже. Тогда в Москве книги Скорины считались почти западной пропагандой, и сейчас по российскому телевидению мы постоянно слышим об этом. Тогда бушевали вспышки чумы и сифилиса, сейчас - эбола, вирус зика и СПИД. Нужно вырываться из этого Нового Средневековья к Новому Возрождению. К сожалению, про Франциска Скорину исторических фактов сохранилось очень мало. Из различных гипотез приходилось выбирать те, которые ближе мне. В средние века распространенным явлением во всех европейских странах была женитьба одаренного ученика на вдове умершего мастера, чтобы дело мастерской продолжало успешно жить дальше. Поэтому и в случае с Франциском Скориной не ясно, была ли взаимная любовь Франциска и Маргариты, вдовы мецената Юрия Одверника, или как это цеховая традиция? А еще для меня было важным даже не то, первопечатник или переводчик Библии Франциск Скорина, а в том, что это был человек огромной энергии и смелых взглядов. Он мыслил современно, не желал жить, как заведено традициями, и шел к цели вопреки всему. Это человек движения! Он осуществил задуманное.
P.S. И особо хочется отметить роль молодого Скорины в исполнении Ивана Труса.
А вот и ссылки на статьи о спектакле Татьяны Дмитриевны Орловой
https://gromykotheatre.org/2017/02/05/%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%83/
и Елены Мальчесвкой
http://zviazda.by/be/news/20170315/1489591639-u-magilyouskim-ablasnym-teatry-prayshou-spektakl-skaryna













Доктор свободных наук, театр

Previous post Next post
Up