перевал Флюэла и Нижний Энгадин

Sep 14, 2012 23:58

3 июня настала пора возвращаться домой. Выбираться из Швейцарии было решено строго в восточном направлении: обходя Лихтенштейн с юга к Давосу, дальше через перевал Флюэла к границе трёх стран, и по долине Инна через Австрийский Тироль к Мюнхену. Таким образом, швейцарская часть маршрута почти полностью пролегала через уже знакомый нам кантон Граубюнден. Забегая вперёд, отмечу, что с маршрутом я не ошибся: дорога по крайнему востоку Швейцарии, по перевалу и долине, оказалась одной из самых живописных в стране. Как обычно, привожу карту данной местности для наглядности:



Погода выдалась хорошей, и неполных 200 километров от своей базы до австрийской границы я преодолел не торопясь за полдня, часто останавливаясь для съёмок - настолько впечатляли окружающие пейзажи. Проедем эту дорогу ещё раз.

Интересные места появлялись ещё до перевала - эта часть страны богата природными и историческими объектами, но не всегда хватало времени их как следует осмотреть. Так, трижды за два дня проехав по высокому берегу озера Валензее, я не только не сделал ни одного кадра, но даже не успел насладиться открыточными видами, ибо припарковаться на горной дороге не всегда возможно, а отвлекаться во время езды опасно.

Отдельного внимания также заслуживает посёлок Сарганс (Sargans), что в юго-восточном углу кантона Санкт-Галлен близ границы с Лихтенштейном. Эта территория, лежащая между Гларусом и Граубюнденом, далеко не сразу обрела права кантона: оказывается, у швейцарской конфедерации были свои внутренние колонии. В 12-14 веках, Сарганс был отдельным графством в составе СРИ и под влиянием Габсбургов. В 1436 году, владевший этими землями граф Тоггенбург внезапно умер, не оставив наследников, что вызвало целую серию конфликтов между претендентами на бесхозные земли, названную Старой Цюрихской войной. В этой, по сути, гражданской войне между имперским городом Цюрихом и союзом лесных кантонов во главе со Швицем и Гларусом, взяли верх более агрессивные селяне и, в конечном итоге, взяли графство Сарганс и другие земли под совместный протекторат семи кантонов (восьмой, Берн, почему-то отказался участвовать в этой сделке). Сарганс пребывал в статусе доминиона вплоть до наполеоновского передела Европы, войдя в состав Санкт-Галлена в 1803 году.

Гербы этих семи кантонов-сюзеренов, нарисованные ещё в 17 веке, до сих пор хорошо различимы на стене древнего замка:



Сарганский замок известен с 13 века и служил резиденцией местным феодалам вплоть до их изгнания конфедератами в 1483 году. Новым властям удалось сохранить замок, приспособив его для офиса наместника-губернатора. После масштабной реконструкции в 1970 году, в крепости разместили музей. Спасибо реставраторам - замок не утратил ни грамма своей брутальной аутентичности.

На другом конце холма, очевидно для симметрии, в 1502 году поставили часовню (Spleekapelle) с чем-то похожим силуэтом:



Однако, пора ехать дальше, и через час мы уже в окрестностях Давоса. Шоссе сворачивает на перевал ещё до города и, не будучи поклонником экономикса, заезжать в Давос я даже не думал. Флюэлаштрассе соединяет Давос и Зуш, протянувшись в широтном направлении на 25 километров и поднимаясь на высоту 2383 метра над у.м. в перевальной точке:



15 лет назад, я уже проезжал по этой дороге, только в обратную сторону. Если сейчас ожидалось нечто вроде лёгкой прогулки, то тогда это было реальным преодолением. Ехать пришлось в вечерних сумерках (надо было успеть к утреннему рейсу во Франкфурт), в плохую погоду (в июле месяце, на перевале мела метель и шёл мокрый снег), на арендованной малолитражке, после целого дня в дороге, да к тому же без денег, воды и еды. Тем не менее, красоту перевала я запомнил надолго и мечтал когда-нибудь опять тут побывать. И вот эта мечта, так сказать, сбывается.

Однако, продолжим рассказ. Собственно подъём начинается километров через пять. Со стороны Давоса, он довольно пологий, и снежный покров подбирается к дороге постепенно. Высота 1938 метров, селение Tschuggen:



Справа от дороги журчит ручей Flüelabach, и выше очередного порога альпийские луга сменяются настоящей тундрой (вид назад):



Рядом стоит небольшая придорожная часовня "Марии в снегах" (Maria im Schnee), установленная в 1874 году в честь завершения строительства дороги:



Через 15 минут достигаем перевала, и картина резко меняется - здесь уже царство вечных снегов:



Ручей, впрочем, не замерзает, пробивая себе дорогу среди камней и сугробов:



Панорамы отсюда открываются просто фантастические:



Горы выглядят безжизненно, но это обманчивое впечатление. К примеру, дорогу часто перебегают всякие пушные зверьки, размером с добрую росомаху (один из них с трудом разминулся со впереди идущей машиной, поэтому я его хорошо рассмотрел).

На самом перевале раскинулось озеро Шоттензее (Schottensee), но его очень трудно заметить под плотным снежным покровом:



По другую сторону перевала, начинается очень крутой спуск. На восток течёт уже другой ручей - Susasca (как это по-русски, без понятия):



10 минут спуска, и уже нет ни снегов, ни тундры, но сосновые леса тоже очень красивы, а Зузаска становится похожей на взрослую реку:



Прямо в русле намывают золото добывают стройматериалы:



А наверху природа по-прежнему сурова. Погода в горах может измениться в течение буквально одной минуты:



Ещё через 10 минут серпантин кончается, а ручей впадает в большую реку Инн:



В посёлке Зуш (Susch) старинные дома как бы вырастают из мшистых скал:



Как и в одном очень известном месте, в Зуше тоже есть башни-близнецы:



Обе башни древние, ещё романские, 13 века постройки. Правая в 1515 году стала колокольней построенной рядом позднеготической реформатской церкви, а левая, названная Плантатурм (Plantaturm) по фамилии владельцев-патрициев, до сих пор служит им резиденцией.

Долина Инна в своей швейцарской части носит название Энгадин - Верхний и Нижний. Несмотря на среднюю высоту (от километра до полутора), Энгадин отличается открыточными пейзажами и обилием памятников старины.



Через 15 минут после Зуша, издалека замечаем замок Тарасп, стоящий на вершине стометрового холма:



Сооружённый почти тысячу лет назад, в 1040 году, замок претерпел сложнейшую историю, и это неудивительно - ведь тот, кто владел крепостью, господствовал и над всем Нижним Энгадином. На ключевой объект претендовали местная знать, Курский епископ, Тирольские герцоги, и даже германские принцы и, позднее, капиталисты. Замок множество раз переходил из рук в руки мирным и не очень путём; продавался дорого и за бесценок, завоёвывался, достраивался, приходил в упадок и снова восстанавливался. По контрасту с Сарганским замком, Тарасп до сих пор находится в частной собственности.

Подъезжать ближе, а тем более, посещать замок времени не было, поэтому применяем максимальный зум:



Замок большой, состоит из двух частей: верхней (цитадели) и нижней (барбакана), соединённых стеной, внутри которой проложен боевой ход. В цитадели можно различить многоэтажные донжон и флигели замка, окружающие внутренний двор-колодец, а также часовню. Барбакан включает в себя укреплённые ворота с круглой дозорной башней, пороховой склад и арсенал. В общем, всё по правилам средневековой фортификационной науки. Всего в замке около ста помещений, и даже есть большой орган, установленный в бывшем арсенале.

Проезжаем посёлок Шульс (Scuol, Schuls); над плодородной долиной с юга высятся пики-трёхтысячники:



Не могу упустить возможность запечатлеть крупный промышленный объект - электрическую подстанцию Праделла:



Следующая остановка - у посёлка Рамош (Ramosch). Здесь два интересных объекта: готическая протестантская церковь св.Флоринуса (1522)



и руины замка Тшанюфф (Tschanüff) 13 века:



Этот замок имел не менее сложную историю, чем Тарасп, но был не так удачно расположен, и многократно разрушался в ходе войн и конфликтов, пока не был окончательно оставлен в конце 18 века.

Наконец, подъезжаем к австрийской границе и последний раз любуемся альпийскими лугами:



На другой стороне - уже австрийский Тироль. Параллельная дорога, как видим, почти полностью заключена в крытую террасу - скалы противоположного склона обрываются к реке с высоты ровно 1 километр!



Узкая теснина служила границей Тироля и Граубюндена с древних времён, а ещё раньше здесь проходила римская дорога Via Claudia Augusta. Далеко внизу виднеются какие-то руины, которые я поначалу принял за монастырь:



Спускаться и проверять времени уже не оставалось, поэтому ищем сведения в интернетах. Оказалось, что это вовсе не сакральный, а сугубо гражданский комплекс - старый мост и таможня Альтфинстермюнц (Altfinstermünz), построенные по приказу короля Сигизмунда в 1472 году. В начале 16 века, мост был укреплён ещё сильнее, и обзавёлся башнями крепостного типа. Интересно, что сделано это было для защиты от набегов воинственных швейцарцев. Таможня-крепость потеряла своё значение только с 1856 года, когда новая дорога прошла в стороне от этих мест.

Как я ни старался найти просвет между деревьями, лучшего ракурса так и не нашёл, поэтому фотку заимствуем. Теперь жалею, что не спустился:



А через два километра стояла ныне действующая таможня, и моё путешествие по Швейцарии завершилось. Впереди были ещё четыре страны и несколько интересных городов, но о них я уже успел рассказать в самом начале цикла. Так что на этом серию заканчиваю, спасибо за внимание.

Швейцария, крепости, часовни, Лесные кантоны, замки, Альпы, геральдика, башни, автомобильные маршруты, горные массивы, перевалы, электростанции, мосты, горные долины, реки

Previous post Next post
Up