3 июня настала пора возвращаться домой. Выбираться из Швейцарии было решено строго в восточном направлении: обходя Лихтенштейн с юга к Давосу, дальше через перевал Флюэла к границе трёх стран, и по долине Инна через Австрийский Тироль к Мюнхену. Таким образом, швейцарская часть маршрута почти полностью пролегала через уже знакомый нам кантон Граубюнден. Забегая вперёд, отмечу, что с маршрутом я не ошибся: дорога по крайнему востоку Швейцарии, по перевалу и долине, оказалась одной из самых живописных в стране. Как обычно, привожу карту данной местности для наглядности:
Погода выдалась хорошей, и неполных 200 километров от своей базы до австрийской границы я преодолел не торопясь за полдня, часто останавливаясь для съёмок - настолько впечатляли окружающие пейзажи. Проедем эту дорогу ещё раз.
Интересные места появлялись ещё до перевала - эта часть страны богата природными и историческими объектами, но не всегда хватало времени их как следует осмотреть. Так, трижды за два дня проехав по высокому берегу озера Валензее, я не только не сделал ни одного кадра, но даже не успел насладиться открыточными видами, ибо припарковаться на горной дороге не всегда возможно, а отвлекаться во время езды опасно.
Отдельного внимания также заслуживает посёлок Сарганс (Sargans), что в юго-восточном углу кантона Санкт-Галлен близ границы с Лихтенштейном. Эта территория, лежащая между Гларусом и Граубюнденом, далеко не сразу обрела права кантона: оказывается, у швейцарской конфедерации были свои внутренние колонии. В 12-14 веках, Сарганс был отдельным графством в составе СРИ и под влиянием Габсбургов. В 1436 году, владевший этими землями граф Тоггенбург внезапно умер, не оставив наследников, что вызвало целую серию конфликтов между претендентами на бесхозные земли, названную Старой Цюрихской войной. В этой, по сути, гражданской войне между имперским городом Цюрихом и союзом лесных кантонов во главе со Швицем и Гларусом, взяли верх более агрессивные селяне и, в конечном итоге, взяли графство Сарганс и другие земли под совместный протекторат семи кантонов (восьмой, Берн, почему-то отказался участвовать в этой сделке). Сарганс пребывал в статусе доминиона вплоть до наполеоновского передела Европы, войдя в состав Санкт-Галлена в 1803 году.
Гербы этих семи кантонов-сюзеренов, нарисованные ещё в 17 веке, до сих пор хорошо различимы на стене древнего замка:
Сарганский замок известен с 13 века и служил резиденцией местным феодалам вплоть до их изгнания конфедератами в 1483 году. Новым властям удалось сохранить замок, приспособив его для офиса наместника-губернатора. После масштабной реконструкции в 1970 году, в крепости разместили музей. Спасибо реставраторам - замок не утратил ни грамма своей брутальной аутентичности.
На другом конце холма, очевидно для симметрии, в 1502 году поставили часовню (Spleekapelle) с чем-то похожим силуэтом:
Однако, пора ехать дальше, и через час мы уже в окрестностях Давоса. Шоссе сворачивает на перевал ещё до города и, не будучи поклонником экономикса, заезжать в Давос я даже не думал. Флюэлаштрассе соединяет Давос и Зуш, протянувшись в широтном направлении на 25 километров и поднимаясь на высоту 2383 метра над у.м. в перевальной точке:
15 лет назад, я уже проезжал по этой дороге, только в обратную сторону. Если сейчас ожидалось нечто вроде лёгкой прогулки, то тогда это было реальным преодолением. Ехать пришлось в вечерних сумерках (надо было успеть к утреннему рейсу во Франкфурт), в плохую погоду (в июле месяце, на перевале мела метель и шёл мокрый снег), на арендованной малолитражке, после целого дня в дороге, да к тому же без денег, воды и еды. Тем не менее, красоту перевала я запомнил надолго и мечтал когда-нибудь опять тут побывать. И вот эта мечта, так сказать, сбывается.
Однако, продолжим рассказ. Собственно подъём начинается километров через пять. Со стороны Давоса, он довольно пологий, и снежный покров подбирается к дороге постепенно. Высота 1938 метров, селение Tschuggen:
Справа от дороги журчит ручей Flüelabach, и выше очередного порога альпийские луга сменяются настоящей тундрой (вид назад):
Рядом стоит небольшая придорожная часовня "Марии в снегах" (Maria im Schnee), установленная в 1874 году в честь завершения строительства дороги:
Через 15 минут достигаем перевала, и картина резко меняется - здесь уже царство вечных снегов:
Ручей, впрочем, не замерзает, пробивая себе дорогу среди камней и сугробов:
Панорамы отсюда открываются просто фантастические:
Горы выглядят безжизненно, но это обманчивое впечатление. К примеру, дорогу часто перебегают всякие пушные зверьки, размером с добрую росомаху (один из них с трудом разминулся со впереди идущей машиной, поэтому я его хорошо рассмотрел).
На самом перевале раскинулось озеро Шоттензее (Schottensee), но его очень трудно заметить под плотным снежным покровом:
По другую сторону перевала, начинается очень крутой спуск. На восток течёт уже другой ручей - Susasca (как это по-русски, без понятия):
10 минут спуска, и уже нет ни снегов, ни тундры, но сосновые леса тоже очень красивы, а Зузаска становится похожей на взрослую реку:
Прямо в русле намывают золото добывают стройматериалы:
А наверху природа по-прежнему сурова. Погода в горах может измениться в течение буквально одной минуты:
Ещё через 10 минут серпантин кончается, а ручей впадает в большую реку Инн:
В посёлке Зуш (Susch) старинные дома как бы вырастают из мшистых скал:
Как и в одном очень известном месте, в Зуше тоже есть башни-близнецы:
Обе башни древние, ещё романские, 13 века постройки. Правая в 1515 году стала колокольней построенной рядом позднеготической реформатской церкви, а левая, названная Плантатурм (Plantaturm) по фамилии владельцев-патрициев, до сих пор служит им резиденцией.
Долина Инна в своей швейцарской части носит название Энгадин - Верхний и Нижний. Несмотря на среднюю высоту (от километра до полутора), Энгадин отличается открыточными пейзажами и обилием памятников старины.
Через 15 минут после Зуша, издалека замечаем замок Тарасп, стоящий на вершине стометрового холма:
Сооружённый почти тысячу лет назад, в 1040 году, замок претерпел сложнейшую историю, и это неудивительно - ведь тот, кто владел крепостью, господствовал и над всем Нижним Энгадином. На ключевой объект претендовали местная знать, Курский епископ, Тирольские герцоги, и даже германские принцы и, позднее, капиталисты. Замок множество раз переходил из рук в руки мирным и не очень путём; продавался дорого и за бесценок, завоёвывался, достраивался, приходил в упадок и снова восстанавливался. По контрасту с Сарганским замком, Тарасп до сих пор находится в частной собственности.
Подъезжать ближе, а тем более, посещать замок времени не было, поэтому применяем максимальный зум:
Замок большой, состоит из двух частей: верхней (цитадели) и нижней (барбакана), соединённых стеной, внутри которой проложен боевой ход. В цитадели можно различить многоэтажные донжон и флигели замка, окружающие внутренний двор-колодец, а также часовню. Барбакан включает в себя укреплённые ворота с круглой дозорной башней, пороховой склад и арсенал. В общем, всё по правилам средневековой фортификационной науки. Всего в замке около ста помещений, и даже есть большой орган, установленный в бывшем арсенале.
Проезжаем посёлок Шульс (Scuol, Schuls); над плодородной долиной с юга высятся пики-трёхтысячники:
Не могу упустить возможность запечатлеть крупный промышленный объект - электрическую подстанцию Праделла:
Следующая остановка - у посёлка Рамош (Ramosch). Здесь два интересных объекта: готическая протестантская церковь св.Флоринуса (1522)
и руины замка Тшанюфф (Tschanüff) 13 века:
Этот замок имел не менее сложную историю, чем Тарасп, но был не так удачно расположен, и многократно разрушался в ходе войн и конфликтов, пока не был окончательно оставлен в конце 18 века.
Наконец, подъезжаем к австрийской границе и последний раз любуемся альпийскими лугами:
На другой стороне - уже австрийский Тироль. Параллельная дорога, как видим, почти полностью заключена в крытую террасу - скалы противоположного склона обрываются к реке с высоты ровно 1 километр!
Узкая теснина служила границей Тироля и Граубюндена с древних времён, а ещё раньше здесь проходила римская дорога Via Claudia Augusta. Далеко внизу виднеются какие-то руины, которые я поначалу принял за монастырь:
Спускаться и проверять времени уже не оставалось, поэтому ищем сведения в интернетах. Оказалось, что это вовсе не сакральный, а сугубо гражданский комплекс - старый мост и таможня Альтфинстермюнц (Altfinstermünz), построенные по приказу короля Сигизмунда в 1472 году. В начале 16 века, мост был укреплён ещё сильнее, и обзавёлся башнями крепостного типа. Интересно, что сделано это было для защиты от набегов воинственных швейцарцев. Таможня-крепость потеряла своё значение только с 1856 года, когда новая дорога прошла в стороне от этих мест.
Как я ни старался найти просвет между деревьями, лучшего ракурса так и не нашёл, поэтому фотку заимствуем. Теперь жалею, что не спустился:
А через два километра стояла ныне действующая таможня, и моё путешествие по Швейцарии завершилось. Впереди были ещё четыре страны и несколько интересных городов, но о них я уже успел рассказать в самом начале цикла. Так что на этом серию заканчиваю, спасибо за внимание.