В своей западной части, Регенсбург показался вполне достойным средневековым городом, со стильной застройкой разного времени, с добротным набором исторических памятников и древних церквей, готических и даже романских. И лишь выходя к Дунаю, обнаруживаешь, что Регенсбург не просто очередной рядовой альтштадт, а великолепный, выдающийся по цельности городской среды и очень красивый город.
В этой серии, мы пройдём вдоль Дуная с запада на восток, от пешеходного к Каменному мосту по параллельным реке улицам Кеплера, Рыбного Рынка и Золотого Медведя, полюбуемся панорамами старого города, заречья и самой реки с мостов, и вернёмся в историческую часть по Железному мосту:
Начнём нашу прогулку с Винного Рынка - небольшой площади у пешеходного моста, куда мы вышли по улице Weißgerbergraben от оперного театра. Странное и сложное название улицы объясняется тем, что она проложена на месте рва, окружавшего ещё первые крепостные стены города, а также тем, что на ней селились ремесленники, делавшие белую кожу тонкой работы. Такой вот ёмкий немецкий язык.
Если оглянуться назад, она просматривается по всей длине, вплоть до замыкающего перспективу жёлтого здания театра:
Здесь тоже смешение всех возможных стилей и возрастов, от 14 до 19 века, тем не менее, ни один фасад не выпадает из ансамбля. Улица завершается лютеранской кирхой, со крыльца которой я и снял предыдущий кадр:
Это церковь св.Освальда, возведённая вместе с примыкающим к ней госпиталем (зелёный дом; он же виден на предыдущем снимке) в начале 14 века. Кроме дат реконструкций, других сведений источники не сообщают, но ведь мы и сами можем определить готический стиль, не правда ли? Ну-ка, сколько в базилике нефов и трансептов, и что доделано в барочном стиле?
Не забываем взглянуть на запад вдоль набережной Holzländestraße, ибо туда мы не пойдём:
По названиям улиц можно восстановить всю историю города. "Хольц" как бы намекает на то, что в средние века здесь находилась пристань, на которую сгружались брёвна на продажу. Кстати, зацените этот прелестный образец эпохи Ренессанса - бывшую пивоварню (надеюсь, все поняли, о каком доме речь?).
Всё покамест снимаю с одной точки - идёт дождь, а под крыльцом кирхи хотя бы есть навес. Пешеходный мост зовётся по-немецки Eiserner Steg - железный шаг. Его перила усеяны свадебными замочками, притом абсолютно одинакового размера - у немцев орднунг во всём:
Стальной мост сооружён в 1902 году, в войну взорван фашистами, но затем восстановлен в прежнем виде. На той стороне виднеются обновлённые фасады 18 века по улице Badstraße, что уже на острове Jahninsel между двумя протоками Дуная:
Опять же, судя по названию, набережная острова издавна использовалась как курортное место. Правда, до того, как выше по течению установили шлюзы, берег, особенно под мостами, приходилось укреплять гравием и даже искусственными островами.
Но пора идти дальше по нашему южному берегу. Восточнее моста и церкви, сразу же попадаем на короткую улицу Am Weinmarkt, больше похожую на площадь. Чем тут раньше торговали - уже понятно, так что просто полюбуйтесь фасадами необычной геометрии:
Дом слева формой напоминает церковь, да так оно и есть: его перестроили из ликвидированной в середине 19 века часовни. А сегодня к окружности бывшей апсиды геометрически точно вписали треугольную стоянку для мотоциклов:
Такой научный подход вполне уместен, ведь справа уже начинается улица Иоганна Кеплера. Великий учёный прожил в Регенсбурге лишь три своих последних месяца (август-ноябрь 1630), но дом, где он остановился, городские власти в 1961-м реконструировали и открыли в нём музей. Его мы скоро увидим, но надо двигаться по-порядку: на этой улице каждый дом интересен. По левую руку, видим два здания производственного назначения, бывшие винный склад и таможню:
Несмотря на сугубо утилитарную функцию, здание склада является видным памятником ренессанса. На правой стороне этот стиль тоже присутствует среди разноликих фасадов:
Есть повод проверить свою архитектурную эрудицию: назовите, какие из домов на переднем плане готические, а какое ренессансное.
А вот башня точно готическая :) Что интересно, она не является частью крепости или городских стен - это обычное жилое здание, под именем Blauer Hecht:
Известно, что подобные башни строились в Болонье и других итальянских городах: принцип "мой дом - моя крепость" хорошо работал при решении спорных вопросов с соседями, когда доходило до перестрелки. Лично я никогда прежде не видел таких домов за пределами Италии, поэтому спрошу читателей, известны ли вам ещё какие-нибудь примеры?
UPD. Строго говоря, это не отдельный жилой дом: такие башни пристраивали к своим городским усадьбам патриции - богатые, но не знатные горожане. Мы ещё не раз их увидим в различных кварталах старого города.
Через дом от башни - музей Кеплера. Большая вывеска гарантирует, что ни один турист не пройдёт мимо, не заметив. Впрочем, если вы не большой любитель каких-нибудь астролябий, то вряд ли вы там найдёте что-то особенное: экспонатов, связанных лично с Кеплером, музею собрать не удалось.
Дом Кеплера реконструкцией приведён к облику 17 века, а вот левее него, мы видим гораздо более древний дом 13 века. Его зубчатый карниз и окна-бойницы намекают, что дом перестроен из башни, подобной той, что стоит по соседству. Один из лучших в Регенсбурге патрициерхаусов (патрициями в средневековой Германии называли городскую элиту), он в 14 веке принадлежал богатому купцу Рунтингеру, отсюда и его название - Runtingerhaus.
Дальше, не прерывая единого готического фасада, улица Кеплера переходит в площадь Фишмаркт:
Отходящая вглубь боковая улочка Schmerbühl придаёт площади форму трапеции:
Здесь тоже все дома древние, но в 18-19 веках некоторые фасады обновили, и мы уже замечаем элементы барокко, как на двух домах справа. На речной стороне площади, причудливо смотрится эркер на ренессансном доме портовой гильдии:
Идём дальше, теперь по улице Goldene-Bären-Straße (Золотого медведя). В копилку стилей домов на набережной добавляем классицизм:
Дом №7 - ещё один жилой дом, перестроенный из древней церкви 12 века. Её романский цоколь реставраторы оставили в оригинальном виде:
А между тем, к центру ведут зачётные средневековые улицы (Blaue-Lilien-Gasse):
На берегу стоят очередные оптовые склады эпохи ренессанса:
Это Amberger Stadel (1487) и Salzstadel (1620), предназначавшиеся для хранения и отправки соли и других товаров по Дунаю, в первую очередь, в Верхний Палатинат и его тогдашнюю столицу Амберг. В первом штаделе сейчас размещается общежитие. Оба склада образуют как бы входные ворота на Каменный мост:
В более древние времена (с 1300 г.), мост, пристани и въезд в город охраняла сторожевая башня Brückentorturm. Башня пострадала в ходе Тридцатилетней войны, и в 1648 году её реконструировали, добавив часы и шпиль с лантерной.
Мы наконец подошли к, пожалуй, главному из всей тысячи памятников Регенсбурга - Каменному мосту (Steinerne Brücke). Возведённый в 1146 году, этот мост помнит ещё крестоносцев, которые дважды по нему форсировали Дунай. Для того времени, строительство этого моста стало настоящим инженерным прорывом: длиной более 300 метров, он состоит из 16 арочных пролётов, которые покоятся на островных опорах-волнорезах в форме лодки:
Девятое столетие мост эксплуатируется без каких-либо серьёзных реконструкций. Лишь недавно его освободили от автомобильного движения, сделав пешеходно-велосипедным. Примечательно, что когда мост стал помехой современному судоходству, его не тронули, а для торговых судов прорыли специальный обходной канал.
Вот так выглядит южная часть моста, вкупе с башней и соляными складами:
Пройдём не спеша по мосту на другой берег, ведь с него открываются едва ли не лучшие панорамы во всей Германии. Комплекс городских ворот:
Вид на юго-запад, на Винную набережную (Weinlände). Мы только что прошли всю эту часть города за вторым рядом домов:
Примерно с середины моста, становятся видны все доминанты старого города:
Слева - Домский собор, справа - ратушная башня. На самом мосту установлена старинная скульптура Bruckmandl, символизирующая статус вольного города. Левее открывается вид на восточную часть центра (её мы осмотрим в следующем посту):
Огромный (длиной 86, высотой 105 м) кафедральный собор можно увидеть на общем плане только издалека, поэтому для него сделаем исключение. Собор св.Петра строился, мягко говоря, постепенно. От заложения на месте сгоревшего прежнего (1273) до окончательного завершения (1872) прошло целых 600 лет, а стиль эволюционировал от высокой готики до неоготики. Интересно, что от бывшего романского строения осталась отдельно стоящая башенка Eselsturm, которая хорошо различима с северной стороны:
Теперь посмотрим вперёд, на северную сторону, которая образована островами между дунайскими рукавами. Первый из них - уже знакомый нам Jahninsel, место отдыха горожан. Слева виден стилизованный под старину квартал с отелем и дорогими ресторанами:
Справа тоже интересный жилой квартал по улице Wöhrdstraße, с мостиками на искусственный остров прямо из квартир:
Каменный мост, однако, ведёт дальше и заканчивается на следующем острове, в стратегически важном предместье Stadtamhof, которое только в 20 веке было включено в состав города:
За свою историю, район не раз становился ареной сражений: так, в 1633 году здесь окапывались шведы, готовясь к штурму Регенсбурга, а в 1809-м шли сражения наполеоновских войн, в ходе которых Штадтамхоф был полностью разрушен. Как результат, памятников старины здесь осталось немного, да и терять драгоценные минуты уходящего светового дня не хотелось, поэтому я подошёл только к одному из них - церкви св.Манга (1730) при бывшем монастыре августинцев 12 века. После секуляризации, церковь стала обычной приходской, а монастырские корпуса в конечном итоге достались колледжу церковной музыки. Архитектуры стиля рококо мы в Регенсбурге, кажется, ещё не видели, так что восполним этот пробел:
В старый город вернёмся уже по другому мосту, с незамысловатым названием Железный (Eiserne Brücke). Мост короткий, но с него тоже открываются неплохие виды:
Это набережная Werftstraße всё на том же длинном острове Jahninsel. Её название говорит о том, что здесь размещалась судоверфь, а домами в 17 веке владели, соответственно, судостроители. В 19 веке фасады подверглись реновации, а верфи сменила пассажирская пристань.
Ну а впереди мы видим, конечно же, Домский собор, на сей раз с северо-восточного ракурса. К набережной Thundorferstraße пришвартован старинный пароход-буксир, который сейчас превращён в музей дунайской навигации:
Сойдя с моста, мы осмотрим восточную часть исторического центра, пройдём к собору св.Петра и дальше к старой ратуше, но эта прогулка состоится уже в заключительной части.