Вроцлав, ч.4: к востоку от Рынка

Jun 23, 2012 17:18

Если Тумский остров и площадь Рынок входят в обязательную программу при посещении Вроцлава, то все остальные направления факультативны: можно идти в любую сторону наугад или заранее составить план - везде найдётся немало интересного. Мой выбор восточной стороны оказался, прямо скажем, случайным: при въезде в город утром рабочего дня, мне удалось на редкость удачно припарковаться: легально, бесплатно и даже в тени, в двух шагах от центра и Песочного моста (конкретно, на Йодловой улице). Само собой, в начале и конце прогулки осмотрел ближайшие окрестности.



Виртуально, начнём от ГЗ университета, что стоит у реки в северной части старого города, от него пройдём через старые кварталы на восток, до Песочной улицы, а по ней уже направимся на юг, до главной транспортной развязки центра - Доминиканской площади.

Посмотрим ещё раз на карту центра. Постарайтесь найти на ней начало маршрута самостоятельно :)



В истории Вроцлавского университета выделяются три этапа. В 1702 году, на базе иезуитского коллегиума и по фундации императора Леопольда I, была открыта Akademia Leopoldina. Католический институт в протестантском городе стал важным идеологическим инструментом контрреформации, пока аннексия Силезии в состав Пруссии не положило этому процессу конец. Второй этап начался в 1811-м, после победы Наполеона над Пруссией. Новое правительство энергично занялось реформами, не упуская ни одной стороны жизни. Переведя сюда протестантский университет из Франкфурта-на-Одере и слив воедино оба учреждения, оно расширило научную базу, заодно нивелировав религиозную ангажированность. Университет стал называться Силезским им.Фридриха-Вильгельма. После Второй мировой, немецкий университет перестал существовать, а на его место в полном составе переехал Львовский.

Построенное в 1730-39 главное здание, впрочем, оставалось на своём месте, несмотря на все эти перемены. Напомню, как выглядит его фасад со стороны набережной:



Главный вход, однако, расположен с другой, тыльной стороны, и его портал представляет собой настоящее произведение искусства. К нему даже водят экскурсии, и мне пришлось ловить удачный момент для съёмки:



Баллюстраду оформил немецкий скульптор Иоганн Зигвитц в 1736 году, разместив на ней статуи-персонификации Четырёх основных (кардинальных) добродетелей - Справедливости, Стойкости, Благоразумия и Умеренности.

Главное здание своим восточным крылом соединяется с иезуитским костёлом св.Имени Иисуса:



В русле политики контрреформации, Габсбурги на протяжении всего 17 века насаждали в Бреслау и других городах католические монашеские ордена, давая им различные привилегии и лучшие участки для учреждения монастырей и костёлов. Так, иезуиты появились здесь в 1638-м, получив в свою собственность не что-нибудь, а место бывшего княжеского дворца на левом берегу Одры. Здесь они возвели костёл (1698) и коллегиум, позже превратившийся в католическую академию.

Сегодня расположение костёла выглядит неуклюжим, но не надо забывать, что он появился раньше других зданий, которые его в итоге и загородили. В основном, это университетские корпуса; вот одно из таких, середины 19 века (если не ошибаюсь, неоренессанс):


:

С трудом нашёл ракурс, при котором костёл поместился в кадр целиком:



Внешне, архитектура и декор этого барочного костёла незамысловаты и ничем не примечательны (мне даже сказать нечего); главное его богатство - внутри, так что обязательно зайдите. У входа туристов встречает специально обученный человек, вежливо предлагающий услуги бесплатного гида - католики знают толк в пропаганде. Внутри хороши главный алтарь, орган и росписи-скульптуры, но я не силён в описании интерьеров, так что просто приведу снимок хоральной части в качестве иллюстрации:



Немного восточнее, но тоже в выгодном месте, разместился бывший конвент урсулинок. Напомню, что мы его уже видели с воды, куда он выходит своим красивым фасадом Оссолиньской библиотеки. В глубину он занимает целый квартал - сёстры-урсулинки отнюдь не нищенствовали: помимо элитного участка, они владели двумя островами - Солодовым и Белярским. Урсулинский квартал выходит на пл.Нанкера менее приметными зданиями костёла св.Клары (1699) и женской гимназии:



Следующий квартал к востоку занимает комплекс бывшего францисканского монастыря. Здесь получилось наоборот: монахи пришли сюда первыми в 13 веке и основали монастырь, который в начале 16-го перешёл к протестантам. Последние пережили контрреформацию, и оставались тут до всё того же 1810 года. Дальше - по обычной схеме: монастырь ликвидировали, имущество передали гражданским институтам, а церковь - городским прихожанам. В 1997 году храм был подарен... УГКЦ и стал кафедральным собором украинских униатов в Польше.

Готический собор св.Винсента и Иакова относился к средневековым долгостроям: его возводили по мере наличия средств целых два века, и закончили в 15-м (неизвестно в каком году). Своей архитектурой он не особо выделяется: однонефный, длиной 77 м, с одной боковой башенкой на южной стороне. Его облик оживляют разве что контрастные по стилю барочные часовни, пристроенные в 1727 году:



Часовня святых Даров, размером с небольшую церковь, украшена статуями и маленьким овальным куполом:



С востока видна трёхгранная апсида с длинными окнами, и часть солидного монастырского комплекса, в котором ныне размещается филфак:



Интерьеры, кстати, там зачётные - повезло девушкам. Ну да ладно, мы уже вышли на Песочную в районе моста. Это почти что транспортная магистраль, во всяком случае, трамвайное движение интенсивно, а сами составы современны и элегантны (заметьте, что по городу также ходят ночные автобусы):



Напротив собора и остановок стоит кирпичное здание, похожее на вокзал,



но это не вокзал, а крытый рынок. Неясно, правда, зачем рынку башня, но само здание - несомненный памятник инженерного искусства (1908). Обратите внимание на параболические опоры-перекрытия:



На той же стороне стоит длиннющий жилой дом подъездов на 15. Это уже послевоенное польское творчество:



Интересно, что каждый подъезд имеет собственный номер дома, и даже название улицы по ходу дела меняется с Песочной на Новый Торг. А сама площадь "Нового рынка" сейчас представляет собой строительный котлован. Не знаю, что за застройка тут была или будет, но сегодня всё пространство между Песочной и Шевской - жилые кварталы эпохи социализма, хотя это самый что ни на есть центр. Правда, среди них встречается неплохая стилизация под каменицы:



А вот новостройки выглядят бюджетно, явный эконом-класс:



Возможно, элитное жильё просто строят не в центре, а в других районах. Наконец, этот длинный и унылый квартал кончается, и мы выходим к цивилизации. Это уже восточная сторона ул. Святой Катарины, с огромным комплексом бывшего монастыря доминиканцев:



Доминиканцы обосновались здесь по велению папы в 1226 году, заменив августинцев. На этом месте уже стояла ранняя романская церковь, но после монгольского нашествия всё пришлось восстанавливать с нуля, и новый костёл св.Адальберта (он же по-польски Войцех) возвели уже в готическом стиле. Базилика была готова к 1270 году, в 1359-м соорудили башню, а в 1487-м церковь расширили до современных размеров. Что случилось с доминиканцами в 1810 году, я думаю, повторять не надо, однако, они вернулись в 1999-м и даже заново построили корпуса, которые мы видели на предыдущем снимке. Ещё надо отметить, что костёл также пострадал во время войны, и его практически восстановили заново за несколько этапов реставрации.

Архитектура костёла довольно оригинальна, поэтому придётся уделить ей немного внимания, хотя это уже шестой большой готический костёл, который я осмотрел за одно утро. Однонефная базилика дополнена трансептами, что придаёт храму форму креста в плане. Единственная, но многоярусная башня размещена в углу южного трансепта. Имеются и контрфорсы, но вот что необычно: с боковой стороны они переходят в аркбутаны не кверху, а книзу. Бьюсь об заклад, что при виде сверху они вызывают далеко не божественную ассоциацию:



По милому силезскому обычаю, к этому костёлу тоже пристроили несколько барочных часовен. Фронтальный вид с юга, с часовней (1730) и лапками аркбутанов:



Но наиболее интересен фасад костёла св.Адальберта, с боковыми эркерами и необычным керамическим щитом-фронтоном (вид с запада):



Правее виднеется большой торговый центр - Доминиканская галерея, но не будучи любителем шоппинга, я не удостоил его кадром и направился обратно в старый город по ул.Вита Ствоша. Через квартал, обнаружился странный объект, от которого остался только древний портик, а оба крыла сделаны из стекла и бетона:



Википедия подсказывает, что это герцогский дворец Хатцфельдов, а точнее, последовательность дворцов, каждый из которых уничтожался артобстрелом: один в Семилетнюю войну, другой во Вторую мировую. В наши дни, в новом доме долгое время размещалась галерея авангардистов, которая вроде бы недавно закрылась. Один из художников, по старой памяти, привёз сюда свои новые творения, но местные гаишники его креатив расценили как нарушение правил парковки:



По этой улице я снова вышел к церкви Марии Магдалены, и понял, что в предыдущий заход я её недооценил. Сбоку, да ещё с солнечной стороны, она оказалась далеко не такой мрачной, к тому же, богато для готического храма декорированной всякими барельефами. Заметьте, здесь аркбутаны стоят правильно, опираясь на нижний неф:



С этого ракурса просматриваются ещё две важнейшие архитектурные детали. Во-первых, это романский портик 12 века, привезённый сюда из другого храма и встроенный в южную стену в 1546 году (на снимке огорожен заборчиком). Пожалуй, выделю его в отдельную фотку:



Тонкая резьба присутствует не только на самих колоннах, но и на их капитулах, и выше - по архивольтам (превед филологам). На фотке не различимо, но по внутреннему полукружию уже не просто растительный орнамент, а множество из человеских фигурок.

Во-вторых, наверху виден мостик-аркада, соединяющий обе башни. Оригинальный не пережил войну, но недавно поставили замену. Издавна он, по какой-то легенде, называется мостиком чаровниц. Одна из них и впрямь оказалась на месте, я её поймал (к сожалению, только зумом):



Ну ничего: в следующем посту мы тоже поднимемся на высоту, причём, на ещё большую, и закрепим наши знания о Вроцлаве.

трамваи, барокко, готика, скульптуры, Польша, городские районы, церкви католические, монастыри, базары, учебные корпуса, Силезия

Previous post Next post
Up