Настало время познакомиться со старым центром Вроцлава; он довольно крупный, и в один пост никак не помещается - поэтому сделаем два, условно разделив на западную и восточную часть по улице Шевской. В этой части, посмотрим площадь Рынек и прилегающие к ней кварталы.
Поселение, оказавшись на перекрёстке важных торговых путей Средневековья - Via Regia и Via Sucinaria (Королевского и Янтарного), получило стимул к росту, и в 12 веке перешагнуло с островов на левый берег Одры. Развитие не шло гладко: так, в 1241-м сюда добрались монголы и всё сожгли. Однако, местные поселенцы, получив солидное подкрепление в лице прибывающих сюда немецких колонистов, быстро восстановили город, который, уже под именем Бреслау, получил Магдебургское право и вступил в Ганзейскую лигу. Несмотря на принадлежность города польским, а затем богемским князьям, немцы стали здесь этническим большинством на семь столетий.
Реформаторы церкви нашли здесь понимание, и в 1518-м Бреслау стал протестанским анклавом в католической империи Габсбургов. Веком позже, проводя контрреформацию, австрийские императоры привлекли сюда католические ордена всех мастей. Минориты, иезуиты, капуцины, францисканцы основали монастыри и возвели костёлы, которые до сих пор определяют облик Вроцлава.
Мощным толчком развитию города послужило короткое, но яркое правление наполеоновской администрации. Всего за один год (в 1810), были упразднены монастыри с секуляризацией их земель и жизни вообще, реформирован иезуитский университет, снесены городские стены, приведены в порядок набережные. (Удивительно, как быстро можно преобразовать косное общество, имея разумный план и волю к его реализации. Как всегда, убеждаюсь, что тираны справляются с задачами развития лучше всех остальных, свершая реальные и нужные дела.) В итоге, Бреслау к концу 19 века стал крупным промышленным, научным и культурным центром, и с полумиллионным населением вошёл в число главных городов Германии. Сохранив своё историческое ядро, город пополнился новыми доминантами индустриальной эпохи такими, как Зал Столетия, Технический университет, мост Кайзера.
Таким образом, архитектурное богатство Вроцлава далеко не ограничивается пределами старого центра, и весь мой отчёт - лишь часть того, что можно было бы рассказать об этом замечательном городе. Тем не менее, продолжим первое знакомство.
Начнём нашу виртуальную прогулку по старому городу с северной стороны, войдя в него по Одржанской улице, прямо от Поморского моста:
Ещё не доходя до рынка, кварталы улиц представляют собой единый фасад разномастных камениц изначально 16-18 веков. Вот, например, поперечная Малярская улица. Интересно, что печные трубы наполовину выступают снаружу, поднимаясь по фасадной стене прямо от камина:
Говорят, в городе чуть ли не сотня гномиков - крошечных медных скульптур, в изобилии расставленных по закоулкам. Я видел только одного (очевидно, самого заметного, стоящего прямо на улице у входа в какой-то дом), а специально искать остальных было в лом. Зато обнаружил целый скотный двор:
Не успел даже закрыть объектив, как по вроцлавскому обычаю, в который уже раз внезапно набежали дети и дружно оседлали всех зверят:
Буквально через пару шагов, справа появится площадка с костёлом Эльжбеты, а улица выйдет на северо-западный угол Рынка. Бутылочное горлышко между двумя площадями закрывает пара почти игрушечных домиков 15 века, известных как "Ганзель и Гретель":
Горожане их так прозвали за то, что соединяющая их арка создаёт впечатление, что домики как бы держат друг друга за руки, словно сладкая парочка:
Через арку пройдём к храму св.Елизаветы. Костёл на этом месте имелся с начала 13 века, который стал первым парафиальным в городе. Готическое здание постепенно возводилось в 14 веке: в 1340-м закончен неф, в 1387 - пресвитерий, а в начале 15 века - звонница, которая вместе со шпилем достигла высоты в 130 м, став самой высокой во всей Силезии. К сожалению, шпиль обрушился в 1529 году, и с тех пор башня возвышается "всего лишь" на 90 м (но мы всё равно на неё залезем). В 14-15 веках, костёл был фарным, но в 1525 перешёл к протестантам и вернулся католикам только в 1946. С тех пор и по настоящее время, костёл является гарнизонным для военнослужащих Силезского округа, а недавно удостоился почётного статуса Базилики Минорис.
Архитектурно, храм представляет собой трёхнефную базилику без трансепта и контрфорсов, длиной 68 и высотой 30 метров. Боковые нефы намного ниже центрального, и даже часовня, пристроенная ещё в 14 веке, их превосходит по высоте:
С алтарной части - не особо выпуклая трёхгранная апсида с сакристием, а боковой неф выглядит чуть ли не отдельной структурой:
После инцидента со шпилем, костёл в дальнейшем избежал крупных катастроф, но сильный пожар уже в наше время (1976) уничтожил весь интерьер, включая орган, и сильно повредил стены и крышу. Судя по отсутствию многих окон, реконструкция длится до сих пор.
Напротив входа, разместился грузинский ресторан. Прикольно выглядит слово "хачапури" в польской транскрипции:
Меню на снимке неразличимо, но по памяти скажу, что заведение не из дешёвых - примерно по $10 за блюдо. Западнее костёла, вместо древних камениц обнаружились какие-то бизнес-центры из стекла и бетона,
поэтому я туда вообще не пошёл, а повернул обратно на Рынек. Прямо у входа на площадь, предлагают купить обзорный тур по городу:
Думаю, крутой байк всё же не является частью антуража, а оказался тут случайно. А мы обойдёмся без экскурсоводов и начнём обход огромной площади против часовой. Для начала, надо наверное показать общий вид Рынка (снимок, естественно, с башни костёла):
Видно, что площадь имеет форму квадрата, внутри которого значительное место занимает, тоже квадратный, квартал со старой и новой ратушами и торговыми рядами. Как внешний, так и внутренний периметр образуется единым фасадом камениц, весьма разнообразных по форме, стилю и цвету - гордость Вроцлава. За площадью, слева (на востоке) высится мрачный собор св.Марии Магдалены, а справа (на юге) - костёл сразу трёх святых: Станислава, Доротеи и Вацлава. Ну а весь город тянется до горизонта.
Внешний периметр так и зовётся - Großer Ring. Начнём с его западной стороны, откуда также начинается нумерация домов. У каждой стороны площади и почти у каждого здания есть имена собственные. Западная названа в честь Семи Курфюрстов:
А теперь подробнее, каменицы 1-4:
Все здания, в своей основе, восходят к 13-16 веку, но столько раз переделывались, особенно в фасадной части, что только специалист разберётся, что от какого века и стиля осталось. Например, фасад каменицы №2 (Дом Грифонов) выполнен в стиле маньеризма. Я о таком слышу впервые в жизни, а вы?
Каменицы 5-8. Восьмой дом и дал название всей стороне, но вовсе не потому, что в нём жили курфюрсты, а оттого, что один из прежних владельцев дома изобразил (техникой тромплёя :D) фигуры этих самых курфюрстов на его ренессансном фасаде. Курфюрсты, оказывается были важными птицами: им принадлежало право избирать самого главу Священной Римской империи. А мы в студенчестве этим словом обзывались :)
Угловой дом банка (1931) - как вставной зуб, лучше бы его вообще тут не было. Всю западную сторону внутреннего квартала занимает Новая ратуша (1864), но её унылый эклектический фасад я снимать поленился, ограничившись правым угловатым фронтоном (щипцом?) с аллегорической статуей торговли:
В юго-западном углу Рынка, также соприкасаясь с ним углами, притаилась ещё одна площадь - Соляная. Это как бы уменьшенная копия Рынка, но не менее древняя. Судя по названию, там раньше проводилась торговля солью, а сегодня на площади - цветочный рынок. Каменицы на Соляной реставрированы гораздо прозаичнее - вот как выглядит, например, её закрытый дальний угол:
За домами виднеется неоготический шпиль главного здания университетской библиотеки, но в ту часть города я даже не заходил. Вернёмся на Рынек; теперь на очереди южная сторона - Золотого Кубка. Каменицы 13-18:
Здесь гораздо больше сецессионных (модерновых) фасадов, которые так и не удалось замаскировать под старину (см. оба правых здания). Слева - позднебарочная Аптека под Ратушей. Вот она же, но чуть поближе, наряду с каменицами 19-22:
Мне стало любопытно, так же ли нарядно выглядят задворки домов, как и их фасады, и я прошёл через арку. Там обнаружился зелёный дворик, весь уставленный машинами - ведь каменицы на Рынке - до сих пор обычные жилые дома. Инспекцией остался доволен:
На южной стороне внутреннего периметра стоит Старая ратуша. Это не старейшее здание на площади; более того, поначалу городской совет располагался в угловом доме напротив, пока развитие города в 13 веке не потребовало создания отдельной структуры управления. Первое сооружение на данном месте - консисторий - возникло в 1301 году, затем в течение столетий ратуша постоянно достраивалась и перестраивалась. В результате, готическое здание выглядит сильно перегруженным деталями и декором:
66-метровая ратушная башня обрела современный вид в 1559, когда её в последний раз достроили и водрузили ренессансный купол, на котором висит самый старый в стране колокол 14 века. На южной стене (судя по цвету, изрядно восстановленной) сохранились древние эркеры, густо декорированные орнаментом:
С фасадной восточной стороны декора ещё больше, аж в глазах рябит. Читателям предлагаю определить, какие элементы с картинки называются пинаклями:
Посмотрим поближе на фасадные часы, оригинально поставленные прямо на линии карниза. Они не солнечные, а механические, сделаны в 1580 году и украшены зодиакальной тематикой. Народ в лице часового мастера всей душой проникся учением Коперника, поместив Землю на орбиту солнца (напомню, что главные адепты и пропагандисты гелиоцентризма, Кеплер и Галилей в то время ещё были детьми):
Заглянем на улицу Швидницкую, отходящую на юг от ратушного угла Рынка. Древняя улица была основательно перестроена в 19 веке, превратившись в витрину нового буржуазного города. Сейчас это пешеходный бульвар:
Восточная часть Рынка почему-то называется Сторона Зелёной Трубы. На ней обнаруживаются два шикарных здания в стиле ар-нуво (он же модерн, он же сецессия). Напротив ратуши, стоит универмаг Феникс (дом №31/32), открытый еврейскими коммерсантами братьями Бараш в 1904 году:
К сожалению, интереснейший дом чуть менее, чем полностью, закрыт плакатом. Будь моя воля, я бы повсеместно выжег макдаки калёным напалмом, а на исторических площадях им тем более не место. Правда, посмотрев гуглопанорамы, я обнаружил, что говноплакатами на Рынке балуется не только макдак.
Второй образец ар-нуво левее (№39/40), также универмаг 1904 года, принадлежащий фирме Louis Lewy, втиснувшийся между двумя каменицами. А между двумя его треугольными щипцами притаилась фигурка, очевидно, Меркурия:
Восточная сторона не сплошная и прерывается улицей Kurzy Targ (дословно "пыльный рынок"). На ней тоже имеется неплохой фасад камениц:
Улица ведёт к храму, поэтому ненадолго отвлечёмся от осмотра Рынка и пройдём по ней к уже упомянутой церкви Марии Магдалены. Это второй городской храм (после Елизаветинского), построенный также в 14 веке (1342-62) на месте более древних церквей, стоявших тут с 11 века. Этот парафиальный костёл также перешёл к протестантам в 1523-м, и был возвращён католикам после войны. Его на редкость угрюмый вид отпугивает многих туристов, а зря: он интересен в архитектурном отношении, а его романский портал 12 века - вообще один из самых древних в Польше:
Всего один квартал от Рынка, но застройка кардинально меняется - исчезают не только каменицы, но и почти весь 19 век. Вместо них появляется множество жилых домов наподобие хрущёвок - возможно, эти кварталы сильно пострадали во время войны. Иногда, впрочем, попадается послевоенный польский функционал (ул. Шевская, 18):
Возвращаемся из нашей очередной вылазки на Рынек - здесь нас ждёт последняя, северная сторона. В вольном переводе, её можно назвать стороной Лакомств - здесь, видимо, когда-то торговали фруктами и сладостями. Застройку можно назвать сочетанием модерна и свободного стиля реставраторов, но три подряд "товарных дома" 1908 года постройки (№48-50) хотя бы аутентичны:
В последней группе домов Большого кольца (№53-58) выделяется библиотека, но при ближайшем рассмотрении оказывается зданием 20 века в стиле нео-чего-то-там:
На внутренней стороне тоже красивые фасады, но, похоже, все они новодельные, ибо старинные дома были полностью снесены ещё в 19 веке при строительстве новой ратуши. По сути, дома-макеты, но с первого взгляда это отличить трудно:
Зато в тени (сторона-то северная) можно отдохнуть и перекусить, в том числе, польским коронным блюдом - пирожками с мясом:
Выходим опять к костёлу, а значит, мы завершили круг по главной площади Вроцлава. Какая сторона вам больше понравилась? А в следующей части, снова подойдём к университету, и от него опишем полукруг по восточной части центра, к Доминиканской галерее.