Новы-Йичин

Jun 15, 2012 22:18

Продолжаем знакомство с городами Моравии (а заодно с теми, название которых начинается с и-краткого). Решение посетить Новый Йичин было вызвано не какими-то особыми прелестями данного места, а вполне прозаическими причинами: этот лежащий близко к польской границе город был выбран в качестве финиша дневного этапа - у меня получается искать ночлег в Чехии лучше, чем в Польше (заодно и ужин вкуснее с чешским-то пивом). Правда, чешский этап мне совершенно не удался по километражу, и ночевал я в итоге совсем в другом месте, но порядка ради, город из маршрута не исключил, посетив его по пути следующим днём. В принципе, об этом не жалею.

Новый Йичин (Nový Jičín, Neutitschein) - малый город (24 тыс.жит.) в Моравскосилезском крае Чешской республики. Само название края (с центром в Остраве) как бы намекает о приграничном положении этих земель на стыке двух исторических регионов, но поскольку данный город входил именно в Моравское, а не Силезское маркграфство Австро-Венгрии, мы будем считать его моравским. Город мал, и не на каждой карте обозначен, поэтому для начала приведу географический контекст:



Приставка "новый" подразумевает, что где-то есть старый Йичин, и данный город появился позже и назван в его честь. Действительно, в Чехии имеется просто Йичин (и я даже в нём побывал два года назад), но он находится в западной Богемии - слишком далеко, чтобы прослеживалась какая-нибудь связь. Однако выяснилось, что неподалёку находится град - крепость 13 века, которая так и называется, Старый Йичин. Новый город возник веком позже у его подножия и, естественно, перенял название.

В первом приближении, Новый Йичин выглядит уменьшенной копией посещённой нами накануне Йиглавы: компактное историческое ядро, окружённое стенами с городскими воротами, обширная главная площадь с единым фасадом трёхэтажных камениц по периметру, оставляющая всего по два квартала на остальную средневековую застройку, готический костёл чуть в стороне, добротные кварталы эпохи модерна, примыкающие к старому городу. Только всего этого меньше как по масштабу, так и по числу - ведь сам город тоже скромнее на порядок. Тем не менее, здесь есть что посмотреть, да и погулять приятно.

Как обычно, привяжем прогулку к карте для точности и наглядности. Как исторический центр, так и его главная (Масарыкова, конечно) площадь имеют прямоугольную, почти квадратную планировку:



Недолго думая, я заехал прямо на площадь и гордо припарковался у самой ратуши. Меня сразу удивило полное отсутствие других автомобилей в разгар рабочего дня, но запрещающих знаков не было, и я рискнул остаться. Позже выяснилось, что за въезд в старый город надо было оставить 20 крон ($1) в парковочном автомате, причём, не за 1 час, а за весь день. Местные почему-то предпочитали парковаться в других местах, несмотря на более, чем скромную дань в бюджет родного города.

Раз встали у ратуши, с неё и начнём. Надо сказать, главная площадь даже в дождливую погоду выглядит великолепно: все фасады отполированы до блеска и радуют глаз яркими красками. Думаю, в средневековье они выглядели далеко не так парадно, но who cares?

Ноый Йичин получил городские права в 1313 году. Будучи, наряду с окрестными землями, во владении сначала представителей шляхетского рода Бенешовичей, затем (с 1434 г.) Жеротинов, город никогда не был значительным, поэтому и ратуша довольно скромная, по статусу:



В 1501 году, Жеротины передали городу один из домов в южном углу площади, который и стал ратушей. Пожар 1503 года сильно повредил деревянную застройку, и с тех пор дома на площади и в остальном городе стали отстраиваться в камне, становясь "каменицами". Новое здание ратуши заложили в 1661-м, а её современный вид - результат перестройки 1930-го и реконструкции всей площади в 2009 году.

В 16 веке, горожане достигли успехов в развитии ремесла (пивоварении, ткачестве), на этом разбогатели и выкупили землю у Жеротинов в собственность города. Период процветания протестантского городка (а в его населении изначально преобладали этнические немцы) закончился в 17 веке: поражение в Тридцатилетней войне, эпидемии чумы, затем шведская оккупация привели к упадку и разорению. Город потерял самостоятельность и был передан во владение иезуитскому ордену на долгих полтора столетия. Все эти напасти (плюс пожары) привели к печальному результату: практически ничего из средневековой, а затем и барочной застройки, ранее 1773 года не сохранилось. Таким образом, все каменицы, что мы видим на площади - результат перестроек, проведённых не ранее конца 18 века.

Периметр площади образует собой крытую галерею на всём протяжении, так что дождь ничуть не мешает шоппингу (было бы что покупать, но это другая история). Вид на южный угол с ратушей:



Голубой дом - это старая аптека "У белого ангела" (барельеф оного виднеется между арками), действующая аж с 1716 года. В основе здания - структуры 17 века, а вот фасад в стиле рококо изготовил местный архитектор в 1913 году.

Двигаем объектив против часовой. Вид на восточный угол, за которым стоит местный фарный Успенский костёл. Пикантно, что типично иезуитский облик имеет не сам костёл, а вроде бы гражданское здание слева от него:



Северо-восточная сторона. На площади устроен модный в европейских городах фонтан, струи которого внезапно бьют из-под земли - зазевавшись, рискуешь облиться с ног до головы. За фонтаном, здание с аркадами - Старая почта (1563, в стиле итальянского ренессанса):



Интересно, что в этом доме квартировали сначала Суворов (1800), а потом и Кутузов (1805). Сейчас в нём размещается местное управление культуры.

Северный угол площади. Думается, что в этом городе не брали налог с количества окон на фасаде, ибо почти все дома широкие, и вмещают не три окна, как обычно, а целых 5-6. Посреди площади стоит небольшая чумная (Мариинская) колонна, сооружённая в 1710 в память о жертвах эпидемий 17 века (1624 и 1680):



Северо-западная сторона. В общем-то пустое пространство площади оживляет современная композиция из бронзовой чаши и укатившихся из неё яблок:



А у подножия чумной колонны замечаем фонтанчик с маленькой скульптурной группой на нём:



Это Двое Танцующих тролля Крестьян, очень выразительная скульптура Фр.Барвиги (1929), перенесённая сюда из городского сада. Наряд выдаёт в персонажах этнических немцев.

Ну и последний, западный угол. Здесь дома явно поновее (рубежа 19-20 вв.), а яблоки из чаши рассыпает, оказывается, св.Микулаш:



Покинем площадь через северный угол, по улице 5 Апреля. Она застроена единым фасадом камениц, даже более старых и стильных, чем на площади. И на фасаде каждой по три окна, как положено. Фронтоны сплошь барочные, а кое-где стены укреплены контрфорсами:



Два коротких квартала, и старый город кончается. На углу уже видим солидное здание Торгового банка (1922, эклектика):



Непонятная скульптура на переднем плане - это конь в неистовом танце. Таких лошадок, с разломанным и скошенным крупом, я уже в этой поездке видел - похоже, их расставляет по европейским площадям один и тот же креативный скульптор. Наведу справки позже.

Дальше на север идти не стал (там автостанция и новый город), а вернулся назад, выйдя на параллельную улицу Костёльную, которая ведёт к храму:



Более симпатичны домики по её левой стороне, поэтому пройдём улицу до конца и сделаем обратный снимок, уже от костёла:



За костёлом, на восточном углу старого центра, сохранился участок крепостной стены 16 века с гранёной оборонительной башней, воздвигнутой в честь события изгнания католиков в 1587 году:



Католики в лице иезуитов, впрочем, вскоре вернулись в город после победной Битвы на Белой горе и в 1732 году соорудили фарный костёл Успения богородицы (Нанебовзятия панны Марии). Интересно, что колокольня старше костёла: она была построена городом как сторожевая башня ещё в 1618 году, и стала звонницей лишь после освящения храма. В 1854 году к ней добавили купол и шпиль. Ни в одном чешском городе фарный костёл не удаётся снять одним ракурсом, так и здесь. Зато на колокольне хорошо видны узкие окна-бойницы, оставшиеся от её бытности бастионом:



А мы пройдём дальше, по короткой, но очень живописной улице Жеротиновой, и обернёмся назад:



Кстати, в городе то и дело попадаются винарни, в которых сочетаются продажа элитных вин с функциями обычных рюмочных. Выходит, что пиво тут как бы не главный напиток?

Через торговые галереи близ ратуши, выходим за пределы старого города на юг. На улице с говорящим названием K Nemocnici (попросту, "к больнице") часто попадаются отличные образцы стиля ар-нуво:



Чудный домишко (№16), перегруженный декором, а вот кариатиды на оконных рамах я лично вижу впервые. Или вот, немного обшарпанные, но аутентичные (№46-48):



Чуть в стороне, на Революционной, находим уютный угловой особнячок, к которому пристроен целый квартал современных таунхаузов:



Больничная улица, между тем, выходит к одному из городских парков (Яначковы сады), где стоит ещё одна церковь, св.Троицы:



Несмотря на евроотделанный вид, это старейшая церковь города. Изначально готическая, она была построена около 1500-го года как чешско-лютеранская церковь. Позднее (в 1657 г.), храм был перестроен в барочном стиле, добавились звонница и куча пристроек:



А если пройти один квартал к западу, выйдем на большую площадь, где с 1879 года располагаются окружные учреждения. Административные здания, как им и положено, фундаментальны. Архитектурно, это уже не легкомысленный ар-нуво, а более адекватный солидности статуса неоренессанс. Здание профтехучилища на ул.Дерковой:



А здание окружного суда (1880) не потерялось бы и в губернском городе. Для его строительства подрядили столичного (венского, разумеется) архитектора Отто Тинеманна (Thienemann):



К городскому театру я поначалу ленился подходить, но вовремя поборол лень, и правильно сделал: Бескидский театр на Театральной улице - это нечто:



Возвёл этот шедевр районного зодчества тот же архитектор в 1886 году; первоначально оно предназначалась для Немецкого народного дома, а театр (но уже чешский) появился здесь позже, с образованием профессиональной труппы в 1948 году.

Учитывая, что город изначально находился в вассальной зависимости от моравских феодалов, было бы логично обнаружить тут хотя бы усадьбу или иную резиденцию бывших владельцев. И действительно, южнее площади находим не просто усадьбу, а дворец - Жеротинский замек. Вторые сюзерены города поставили свою резиденцию на месте первых, перестроив готическую усадьбу Бенешовичей в ренессансном стиле в первой половине 16 века. Однако, с выходом города из вассальной зависимости в 1558 году, к его администрации перешёл и дворец. Его теперешний облик сформировался в конце 19 века, когда была проведена масштабная реконструкция. Символ дворца (да и города) - две шатровые башенки на торце южного крыла я почему-то не запечатлел, поэтому привожу открытку с интернета:



В замке сейчас музей истории города, где среди прочего, представлена экспозиция развития шляпного дела, на котором долгое время специализировался Новый Йичин. Было бы прикольно посмотреть на фасоны дамских шляпок, но времени заходить в музей уже не было, и я ограничился снимком его внутреннего двора. Зачем колодец окружён такой колючей оградой - не скажу:



Этим я и завершил осмотр города. Знай я тогда вышеуказанные факты, отказался бы от идеи поиска мужских брюк в городе дамских шляпок, а так заходил в каждый магазин, только теряя время. Ну, пусть ничего и не купил, но город мне безусловно понравился - в моей коллекции малых городов появился ещё один достойный экземпляр.

церкви протестантские, площади, модерн, скверы, церкви католические, Чехия, театры, фонтаны, барокко, чумные колонны, скульптуры, старинные здания, крепостные стены, дворцы, ратуши, учебные корпуса, Моравия

Previous post Next post
Up