Йиглава

Jun 14, 2012 18:25

Рассказы о большом путешествии-2012 начнём с продолжения чешской темы. Ещё в январе, столица края Высочина, принимавшего этап кубка мира по биатлону - город Йиглава - стояла в плане посещений, но форсмажорные обстоятельства тогда помешали осуществить задуманное. Однако, планы надо выполнять, и 4 июня, уже на обратном пути из Швейцарии, я прибыл в этот город с долгожданным визитом. По ходу дела, я сильно отставал от дневного графика, и вместо обеденного времени добрался в Йиглаву только к шести вечера. К тому же, испортилась погода, и в результате осмотр проходил не только в спешке, но и под дождём, что не могло не сказаться на качестве работы. Тем не менее, немного познакомиться с городом удалось.

Йиглава (Jihlava, нем. Iglau) - большой по чешским меркам (50 тыс.жит.) город, расположенный между Прагой и Брно, прямо на границе исторических регионов Богемии и Моравии:



Название города происходит от немецкого слова Igel, что значит "ёж", и это нашло отражение в геральдике, а также в названии местного пива (Ježek - так и не попробовал). Йиглава сформировалась как городское поселение ещё в 13 веке, на базе крупного серебряного рудника. Видимо, этим и объясняется преобладание этнических немцев в населении города, с момента основания и вплоть до 1945 года. Йиглава являлась одним из трёх немецких анклавов в Чехии за пределами Судетских гор (остальные два - Брно и Немецкий Брод).

Город знавал периоды расцвета и упадка, но не будучи сколь-нибудь значительным административным центром, был вынужден опираться на внутренние источники для своего развития, главным образом, на ремесло, затем промышленность (так, к 19 веку Йиглава стала важнейшим производителем сукна во всей империи Габсбургов). Как результат действия всех этих факторов, в городе рано сформировалось зрелое средневековое ядро (хотя и без обилия дворцов, имперских зданий и монастырей), окружённое крепостными стенами ещё с времён гуситских войн 15 века, но оно же не имело шансов сохраниться в нетронутом виде, в 19 веке уже став препятствием для индустриального развития. Неудивительно, что сегодня исторический центр Йиглавы не выглядит цельным и однородным, зато в нём можно найти образцы самых разных стилей и эпох. Этим и займёмся во время нашей прогулки.

Старый город расположился на невысоком холме на левом берегу ручья Йиглавки - притока реки Йиглава, протекающей в полутора километрах севернее (за ней - уже Богемия). По форме он напоминает разве что зерно фасоли: неправильный овал, вытянутый с севера на юг. Значительную его часть занимает Масарыкова площадь (главные площади всех чешских городов названы в честь Томаша Масарика - первого президента Чехословакии, так что в планах городов легко ориентироваться), и от неё в любую сторону старый город занимает не больше двух кварталов:



Сколь-нибудь логический маршрут по такой структуре провести невозможно, поэтому волевым решением начнём нашу виртуальную прогулку с самой южной точки - безымянной площади на пересечении улиц Hradební и Znojemská. Немного пройдём вдоль стен по западной стороне прежде, чем повернуть на главную площадь. Потусуемся на ней, а оттуда совершим два кольцевых обхода - по северной и восточной части. Вся прогулка займёт полтора часа - этого вполне хватит для первого знакомства с городом.

К югу от крепостных стен резко начинается современный город, так что туда нет смысла даже заглядывать. Вид на Зноемскую улицу:



Переплетение проводов как бы намекает, что главным видом городского транспорта в Йиглаве служит не трамвай, а троллейбус - здесь их пять маршрутов. Трамвай ходил в 1909-48 годах, да и то всего по одной линии - от вокзала к главной площади.

На этом же перекрёстке разместился главный торговый центр, или молл - City Park Jihlava. Выглядит он как-то мрачновато:



Прямо напротив него высятся хорошо уцелевшие фрагменты крепостной стены 17-го (а местами и 14) века. Валы высотой 6 м сочетались с глубокой траншеей такой же глубины, однако от шведской осады в 1645 году они не спасли, и город был практически разрушен.



Из-за стены выглядывают жилые домики по улице Чайковского, причём, это не фасадная, а торцевая их сторона. Хорошо заметно, что укрепление как бы двойное: второй ряд стен отстоит от первого метров на пять. Их толщина, впрочем, не впечатляет - видимо, ставка делалась на ров с водой между двумя рядами. Линия стен вдоль ул. Хавиржской:



Стену укрепляли полукруглые бастионы, стоявшие через 50 метров друг от друга. Теперь они служат уютным местом для романтических встреч:



Подходим к городским воротам - бране Богородицы (brána Matky Boží). Всего их было пять, но в 19 веке остальные 4 были снесены, чтобы не затрудняли провоз товаров, а эту реконструировали и даже снабдили часами:



На башню, в принципе, можно взобраться, а по понедельникам там дают посмотреть на звёздное небо через телескоп. Сразу за башней - Миноритская площадь с монастырём и фарным костёлом Успения богородицы (Nanebevzetí Panny Marie):



Монастырь древний - минориты-францисканцы пришли сюда ещё в 13 веке по фундации чешского короля Пшемысла Отакара. Костёл много раз перестраивался в разных стилях, и до нас дошёл его барочный вариант 18 века с характерным фасадом с пилястрами, нишами для святых и волнистыми формами карнизов. Костёл не ограничивается одним лишь фасадом - в глубине монастырского двора скрывается всё здание, с восьмигранной башней-звонницей, трансептами и встроенной часовней. Вот только в кадр всё это трудно взять - пространство в дефиците:



Двигаясь дальше вдоль городской стены, через квартал от браны выходим к парку им. Густава Малера (композитор провёл детство в Йиглаве). Скромный памятник ему не сразу заметишь среди других артефактов:



На дальнем плане виден неоготический шпиль небольшого евангелического костёла св.Павла (1878), но к нему мы не пойдём, а свернём наконец к центру по ул. Бенешовой. Эта торговая улица плотно застроена весьма разнородными домами 18-19 столетий. Двух похожих зданий на ней не встретишь:



До площади два квартала, поэтому мы пересекаем единственную улицу, идущую параллельно городской стене - Палацкого (Palackého). Здания на ней попроще, но тоже отличаются пестротой и разнообразием фасадов и крыш. Один дом даже нависает над улицей тремя этажами, образуя арку:



А если заглянуть в один из двориков, можно найти образцы межвоенного функционализма - ведь не всем старым домам было суждено дойти до наших дней:



Выходим на Масарыкову площадь. Говорят, это самая большая площадь во всей Чехии, ведь размером она с хороший стадион: 330 на 90 метров. Охватить единым взором её можно разве что с вертолёта:



Это вид с севера. Сразу бросается в глаза массивное инородное тело посреди площади. Как и в десятках других городов в 80-е годы, архитекторы соцреализма водрузили в композиционном центре средневековой площади угрюмый универмаг. Сейчас там даже торговли нет - разве что продуктовый Альбертс и вездесущий макдак. Йиглавцы думают его снести, но уже сколько лет прошло с бархатной революции, а воз и ныне там:



Кроме этого монстра, посреди площади ещё имеются два небольших фонтана (в дождь не работают) и чумная колонна, невысокая и обсаженная деревьями. От неё бросим взгляд на единый фасад барочных и ренессансных "камениц" западной стороны площади:



Как видно, некоторые из них стилизованные и современные, но удачно вписанные в общий ряд. К югу, площадь имеет плавный, но заметный уклон, и "дольная" сторона расположена на несколько метров ниже "горной". В южном углу удобная (т.е. бесплатная после 18:00) парковка, которой я и воспользовался:



Но самое интересное находится на восточной стороне. Непосредственно с парковки открывается вид на древний костёл св.Якуба-старшего, расположенный по чешскому обыкновению, немного в глубине, за фасадом главной площади:



К нему мы ещё вернёмся, а сейчас хочу обратить ваше внимание, нет, не на троллейбусы, а на пару угловых башен-эркеров слева: этот мотив, образующий как бы ворота той или иной улицы (в данном случае, улицы U Mincovny), будет многократно повторяться в модерновой части города.

Вот ещё один такой фрагмент, прямо напротив первого и крупным планом; здесь эркеры двухъярусные, гранёные и даже увенчанные куполами - они дают начало уже знакомой нам улице Матки Божьей, ведущей к городской бране (вдали виден фасад миноритского костёла):



Но продолжим изучать единый фасад площади. Выше по восточной стороне находятся её главные доминанты - ратуша и иезуитский костёл:



Ратушу изначально перестроили в 1509 году из нескольких более древних домов, затем несколько раз переделывали и расширяли в 16 и 18 веках, пока она не приобрела современный неоклассический облик в 1786 году, с часовой башенкой наверху. Сейчас её фасад нарядно сияет после недавней реконструкции 2004 года с евроремонтом:



Вместе с тем, с тыловой стороны оставили некоторые фрагменты каменных стен и фундамента 16 века, да и весь объём одного из залов, видимо, сохранился с тех времён, разве что заштукатурен:



А во дворе рядом стоящего современного здания магистрата устроили скверик с аллегорическими скульптурами, очевидно, уцелевшими от ранних реконструкций и перенесёнными сюда, ибо не вписались в новую стилистику:



Левее ратуши, стоит костёл св.Игнатия Лойолы в стиле раннего, или примитивного барокко:



По расположению и стилю, он мне сильно напомнил гродненский фарный костёл - тоже на стороне большой площади, двухбашенный, трёхъярусный, с пилястрами, разве что в йиглавском декора побольше. В нишах - обычный набор святых: Игнатий, Франциск, Иоанн Креститель, Пётр и Павел, и над ними, конечно же, богородица. Интересно, сможет ли кто-нибудь из читателей определить, кто конкретно эти двое?



Иезуиты основали здесь колледж в 1625 году, а позднее заказали строительство нового костёла итальянскому архитектору Дж.Браски. Костёл строился долго - 45 лет, и был закончен в 1727, а освящён почему-то только спустя ещё 13 лет. Как известно, в 1773 году иезуитов из Чехии изгнали, так что новым костёлом они владели недолго.

Во дворе костёла находится вход в знаменитые йиглавские катакомбы, лабиринты которых длиной 25 км пролегают под всем старым городом, имея 2-3 подземных этажа. Вопреки общему мнению, они никак не связаны с подземной разработкой серебряной руды, и возникли раньше - в 13 веке, когда горожане стали рыть погреба для своих хозяйственных нужд. Шахтёры разве что помогли выкопать и укрепить их профессиональным образом. Позже катакомбы не раз служили жителям укрытием во время войн, а сейчас это один из главных туристических объектов. Вечером, конечно же, они были закрыты для посещения, а вход настолько непримечателен, что я его даже снимать не стал.

Ещё левее, уже не на площади, а на Крестовой (Křížová) улице, располагается бывший доминиканский монастырь, известный с 1247 года, с костёлом Воздвижения креста господня. Изначально готический, костёл перестраивался после пожаров, и приобрёл черты ренессансного стиля, по крайней мере, снаружи. Фасад с контрфорсами и арочными порталом и окнами, впрочем, остался готическим:



Монастырь был закрыт ещё в 1781 году, и его помещения были надолго переданы армии под бараки, затем в 1947-2005 ими владела чешская Гуситская церковь, но так и найдя применения, продала весь комплекс городу. Теперь в кельях располагается престижный отель "Густав Малер" (слева), но сама Крестовая улица своим единым фасадом городских камениц не уступит другим кварталам старого города (вид на юг, в сторону площади):



Теперь вернёмся обратно и пройдём на юг задворками восточной стороны площади, по крутому берегу Йиглавки. Ведущая по нему улица почему-то называется Глубокой (Hluboká), и с неё мы уже осматривали тыловую часть здания ратуши. Цель нашей прогулки, костёл св.Якуба-старшего был построен в середине 13 века, и с 1257 года по сей день является фарным, т.е. главным приходским в городе. Как я уже не раз упоминал, огромные готические соборы в чешских городах, прячась в глубине от главных площадей, напрочь закрыты сплошными рядами зданий, и найти нужный ракурс чрезвычайно сложно. Вот как, например, выглядит фасад костёла, если бесхитростно смотреть на него прямо с площади, через проём улицы Фарной:



По крайней мере, отсюда видно главное: что костёл двухбашенный, и что эти башни разной высоты. Источники нам подсказывают, что они различаются и временем постройки: левая старше (начала 14 века), и будучи высотой 63 метра, использовалась как сторожевая башня. В начале 15 века, появилась и правая башня - звонница, внутри которой висит довольно массивный (7 т) колокол "Сюзанна", вылитый пражским мастером в 1548. К сожалению, его снаружи не видно, хотя я и исхитрился снять весь фасад целиком:



Интересно, что поначалу вторая башня имела ту же высоту, что и первая, но после пожара 1523 г. начала крениться, и её укоротили во избежание. Сам костёл выглядит коротким, непропорционально своей высоте, а с северной стороны к нему в 1702 году была зачем-то пристроена часовня Скорбящей богоматери, мягко говоря, не вписывающаяся в общий стиль:



С южной стороны ничего такого нет, и хорошо видна готическая структура трёхнефного костёла, со стрельчатыми окнами, контрфорсами между ними и бутово-гранитной кладкой:



Заметьте, что один из контрфорсов заменяет толстая полуколонна с бойницами. Апсида в кадр не поместилась, но заметно, что она гораздо ниже основного объёма. Здесь же растёт какой-то столетний бук, но я его не заметил вовсе, рассматривая абсолютно все деревья как помеху съёмке. Жаль, что внутрь собора зайти не удалось: его интерьер очень интересен старинными готическими скульптурами, ренессансным алтарём и барочными фресками, и конечно, органом, украшенным позолоченными фигурками ангелов во весь рост. Впрочем, фотки интерьера можно посмотреть на сайте костёла.

Завершая знакомство со старым городом, осталось выйти обратно на площадь по улице Чайковского. Такое впечатление, что мостовая тут старше самих зданий, половина их которых похожа на стилизацию:



На углу очередная пивная во славу Швейка, зато вбок отходит замечательная средневековая улочка, которая так и зовётся - Узкая:



От площади, мы совершим очередную кольцевую прогулку, на сей раз по северной части исторического ядра. Йиглава славится не только и не столько древней историей - памятников старины здесь, как мы видели, не так уж много. Зато модерн здесь просто великолепен, и северную сторону хочется назвать царством ар-нуво. Открывает это царство пара зданий на северном торце самой площади - почты и сбербанка:



К сожалению, о судьбе отдельных, тем более, гражданских зданий нового времени сведений гораздо меньше, чем о "памятниках истории" (конечно, если город - это не какой-нибудь Львов), поэтому чего-либо внятного по поводу дальнейших объектов я сказать не могу - не нашёл даже даты постройки. Понятно, что конец 19-го - начало 20 века, но дальше-то что? Так что буду только называть улицы и вывески, где они есть. Итак, идём вверх по Коменского к городскому театру. На углу с Гусовой видим вот такой жёлтый шедевр с 4-ярусным угловым эркером:



Это грандотель "Йиглава", 4 звезды, 100 долл. в сутки за дабл. Лучше бы имя архитектора раскрыли, чесслово. Через сто метров по левую руку - городской театр. Зданий почему-то два, и одно из них совсем новое:



Старое здание, как выясняется, вовсе не модерн - 1945 года постройки. Более современное пристроено к нему в 1995 году.

Выходим на безымянную площадь, где сходятся сразу пять улиц - Яна Масарика, Палацкого, Безручова и авеню Легионеров. Здесь, куда ни посмотри, на каждом углу найдётся какое-нибудь приметное здание с шикарным эркером. Вот учебное здание на западном углу (левое крыло - гимназия, правое - ПТУ):



Напротив него стоит более старая трёхэтажка, образуя острый угол Безручовой и Масарика. Что за дом - не знаю, но хотя бы год постройки различим на картушах - 1888:



Дальше парные эркеры - ворота улиц. Это то же самое место, но вдоль авеню Легионеров - предыдущее здание скрывается между этими двумя фронтальными (то есть, эркерные ворота как бы даже тройные). На левом доме не только эркер, но и кариатиды:



Квартал вверх, угол Легионеров и Толстого. Перекрёсток украшен целой троицей эркерных зданий; в кадр может поместиться только одна пара:



По Толстого идём направо (на восток), к площади Свободы. Её северный край образует группа домов конца 19 века. Угловое здание выделяется богатством декора - есть даже статуи в нишах, но до него ещё не добралась рука реставратора:



Через площадь Свободы проходим на хорошо знакомую Крестовую - круг завершён. Крестовая начиналась монастырями и каменицами, а через какие-то 200 метров кончается таким вот ар-нуво:



Это художественная школа. Немного обшарпанная, но есть шанс, что ученики её реновируют самостоятельно, например, в ходе практических занятий.

В который раз возвращаемся на Масарыкову площадь, но теперь в последний - пора ехать дальше. Город оказался на удивление своеобразным и интересным - а ведь по горячим следам, сразу после осмотра я даже чувствовал разочарование: типа не оправдал ожиданий, зря так долго стремился и т.п. Вот так бывает - справедливая оценка пришла не сразу, а со временем. Включаю Йиглаву в список лучших чешских городов.

площади, готика, исторические центры, модерн, скверы, городские районы, церкви католические, Чехия, театры, барокко, скульптуры, брамы, крепостные стены, монастыри, учебные корпуса, ратуши, Моравия

Previous post Next post
Up