вдоль кресов всходних, ч.2: Илья-Вязынь

May 04, 2012 13:58

Следующими остановками на нашем пути вдоль бывшей польской границы стали два села Вилейского района - Илья и Вязынь, отстоящие друг от друга на каких-то 10 километров. Они схожи небольшим размером (2000 и 800 человек, соответственно) и тем, что в обоих имеется пара церковь-костёл, но по облику и ландшафту существенно различаются. Для тех, кто читает данный цикл не сначала, приведу карту маршрута (кликабельную):




Село Илья (Ильля) - древнее, известно ещё с 15 века. Интересным фактом его истории является то, что им короткое время (1792-94) владел композитор Михаил Огинский. В наказание за участие в восстании Косцюшко, это село, наряду с другим имуществом, было у него конфисковано, а сам автор знаменитого полонеза отправился в изгнание.

Местный костёл стоит поблизости от главного перекрёстка, поэтому хорошо заметен с дороги:



Это костёл Наисвятейшего сердца Иисуса, 1909 года постройки (но не неоготический, а неороманский). Однонефная базилика сложена из тёсаного камня и выглядит мощно, учитывая ещё и наличие ступенчатых контрфорсов со всех сторон. Башни у костёла изначально почему-то не было, и только в 90-е годы к нему пристроили деревянную колокольню, которая выглядит абсолютно чужеродно. Расчленённый контрфорсами на три части, фасад украшен арочными порталом, фронтоном и оконными проёмами, а весь его декор выполнен из красного кирпича:



Трёхарочный оконный проём над порталом по какой-то причине наглухо закрыт, а в круглом элементе вместо обычного для костёлов окна-розы красуется неудачное, на мой взгляд, изображение сердца:



С обратной стороны костёла, можно видеть низкую полукруглую апсиду и непарное крыло трансепта. В кладке заметны разноцветные следы ремонта и копоти:



Служба закончилась, но двери так и остались незапертыми, и внутри никого не обнаружилось. Убранство, впрочем, довольно скромное:



В общем, костёл вызывает много вопросов, но ответить на них было некому. А напротив него стоит запущенного вида гражданское здание - ровесница костёлу, бывшая гостиница:



За грузовиком начинается главная улица села. Зная, что в селе есть ещё одна церковь, мы поехали по улице в надежде её обнаружить без посторонней помощи, но не тут-то было: вид на церковь напрочь закрыт четырёхэтажкой техникума. Впрочем, долго искать не пришлось - в селе всё рядом. Согласуясь с его именем, православная церковь тоже названа Ильинской, но если село названо по реке Илия, то церковь - в честь святого пророка:



Она вся деревянная, и была построена в начале 20 века. Неизвестно, насколько церковь пострадала во время войны, когда всё село было сожжено, но отдельные резные элементы, похоже, сохранились в исходном виде. Чего нельзя сказать о крыше и особенно стенах, обезображенных сайдингом после недавнего ремонта:



Судите сами, аутентично ли боковое крыльцо:



Необычно выглядит куполок над алтарной частью, стоящий на восьмерике, буквально нанизанном на шатровый конус:



Фасад выглядит гораздо проще. Здесь, очевидно, стопроцентный новодел:



А отдельно стоящая колокольня (см. первый снимок) так вообще появилась в последней пятилетке. Зато во дворе обнаружилось другое сооружение, явно аутентичное, но совершенно непонятного назначения:



Принял бы за пожарную каланчу, если бы в прямой видимости не находилась настоящая и весьма крупная для обычной деревни:



Завершив на этом осмотр, поехали в соседнее село Вязынь. Как раз между сёлами начинается Вилейская водная система:



Кроме водохранилища, она включает в себя каналы и даже небольшую электростанцию. Вязынь как раз стоит на одном из заливов Вилейского моря:



Благодаря большой воде, здешний ландшафт гораздо жизнерадостнее, а население качественно отдыхает не отходя далеко от дома:



Будь у Вязыни свой герб, он бы наверняка был как-то связан с водой:



В кадр вошли обе церкви местечка: слева православная, справа костёл. К ним мы сейчас подойдём поближе. Православная здесь тоже из дерева, но гораздо интереснее:



Это церковь Покрова пресвятой богородицы, построенная после 1864 года на месте деревянного же костёла, что даёт основания причислить её к т.н. муравьёвкам - многочисленным типовым церквям, поставленным по всей западной окраине империи по распоряжению генерал-губернатора М.Н.Муравьёва-Виленского в рамках укрепления православия (или борьбы с католицизмом, как кому угодно). Церковь имеет кубический основной объём, далеко выступающий притвор и две шатровые башни (одна из которых - колокольня), увенчанные небольшими маковками. Основными элементами декора служат треугольные фронтончики, расставленные где только можно:



Голубой цвет церковь обрела где-то в 2005 году, ранее она была жёлто-коричневой. С алтарной стороны, имеется пятигранная апсида и невысокая ризница между ней и притвором:



Хотя время близилось к полудню, в церкви всё ещё шла служба, поэтому интерьер снять не удалось. Зато площадь перед храмом весьма самобытна - с деревянными частными домами, газоном и колодцем:



Булыжная (!) мостовая выдаёт древний возраст местечка; она соединяет оба здешних храма. По ней мы и пойдём к костёлу:



Это, собственно, часовня, возведённая в усадьбе Гецевичей в 1908 году, в неоготическом стиле. По возвращении католикам в 1993 году, её статус повысился до парафиального костёла Рождества богородицы (Нараджэння найсвяцейшай панны Марыі), и поэтому надстроили деревянный шпиль-звонницу, а одну из сохранившихся усадебных построек переоборудовали в плебанию (в кадре слева). Само здание построено из тёсаных гранитных блоков и кирпичной кладки, покрытой штукатуркой. Блоки слагают основание и нижнюю часть боковых стен, а также используются как вставки в элементы декора (вершин контрфорсов, обрамлении окон и т.п.):



К фасаду приделан открытый притвор на колоннах, с гранитным основанием и лестницей - всё вместе это выглядит монументально:



Пятигранная апсида с шатровой крышей и окнами-бойницами, как и притвор, отделена от нефа высоким треугольным щитом с каменным крестом на вершине:



Костёл был уже наглухо закрыт (видимо, у католиков субботняя служба намного короче, чем у православных), поэтому вместо интерьера пришлось смотреть окрестности. От самой усадьбы 19 века мало что сохранилось, разве что отдельные хозпостройки и следы садовых аллей:



Есть тут ещё и спиртзавод, действующий аж полтораста лет, но идти в глубину парка я поленился. Частная же застройка вдоль деревенских улиц неплохо сохранилась и поддерживается; местами встречаются вот такие оригинальные домики. Интересно, что там в мансарде?



А мы возвратились к мосту и поехали дальше на север, через Вилейскую курортную зону, в направлении Костеневичи-Кривичи. Продолжение следует.

деревянное зодчество, церкви православные, сельская местность, автомобильные маршруты, Кресы всходние, Белоруссия, эклектика, озёра, церкви католические, Минская область

Previous post Next post
Up