Городской посёлок Ивенец расположен в Воложинском районе, в часе езды от Минска по Гродненскому шоссе.
По размеру (5 тыс. жит.) и истории, он очень похож на соседний посёлок Раков, из которого мы только что приехали субботним утром 21 апреля. Но есть и некоторые различия. Точную дату основания столь малых поселений установить невозможно, но в каких-то летописях Ивенец упоминался как владение литовского князя Витовта, поэтому считаем, что он возник около 1400 года. Будучи владением литовско-польских семей (Сологубов, Тышкевичей, Плевако), городок фактически не имел собственной истории, и численность его населения не превышала 2.5 тысяч вплоть до послевоенной индустриализации. Главными событиями в жизни Ивенца стали религиозные - основание монастыря и строительство костёлов, один из которых является архитектурным памятником республиканского значения. Хотя бы поэтому, Ивенец стоит посетить если не специально, то по пути.
С костёлов и начнём; их здесь два - красный и белый.
Первым по пути из Минска предстаёт красный, расположенный на католическом кладбище:
Это костёл св.Алексия (неоготика, 1907). В архитектурном плане, он крестообразный, однонефный, с пятигранной апсидой и двухъярусной шатровой башней-звонницей. Стрельчатая трёхарочная брама служит входом на территорию костёла. Главным элементом фасада является входной портал, который украшают стрельчатая арка, окно-роза над ней и витражи по бокам:
Форму креста собору придают два боковых крыла трансепта, далеко выступающие от центрального нефа и декорированные башенками, кирпичным орнаментом и, опять же, стрельчатыми элементами окон, дверей, и ниш. Над апсидой справа - ещё одна башенка-звонница, но без колоколов:
На первый взгляд, данный храм - очередной, хотя и стильный, образец неоготических костёлов, в изобилии возникших на западе Российской империи после либерализации 1905 года, однако его история совсем не типична. Дело в том, что помещики из рода Плевако много лет стремились открыть в своих владениях костёл, но добились разрешения на его строительство только с помощью родственника-генерала Эд.Коверского, петицию которого царь удовлетворил, по иронии судьбы, за несколько месяцев до своего указа о веротерпимости, по которому разрешалось строить костёлы безо всякого высочайшего дозволения. В благодарность за монаршую милость, костёл посвятили святому Алексию - как бы в честь царевича Алексея. Кстати, оцените масштабы связей тогдашней местной элиты :)
Судя по скромному размеру, кладбище вокруг костёла тоже было элитным. Как и во многих других польско-белорусских селениях, оно располагается в живописном сосновом бору:
Ближе к стенам костёла, вероятно, хоронили служителей церкви, но есть тут и абстрактная могила всей польской диаспоре:
На горизонте виднеется белый костёл - он практически в центре посёлка, к нему мы и поедем. Это костёл св.Михаила Архангела, построенный в 1745 году в качестве главного храма францисканского монастыря, основанного на этом месте в 1702-м. Современный вид он приобрёл, вероятно, в ходе достройки в последующие 20 лет, и получился великолепным образцом т.н. виленского барокко:
Композиционно, собор состоит как бы из двух самостоятельных частей: однонефного объёма в виде креста и главного фасада с двумя башнями-колокольнями, ярусы которых пропорционально уменьшаются по высоте. Фигурно-волнистые фронтоны венчают как фасад, так и алтарную часть вместе с трансептами:
Фронтон и башни украшены вазами-пинаклями, пластичными выпукло-вогнутыми деталями и другими декоративными элементами, но всё в меру и весьма гармонично. В центре композиции балкончик с эмблемой францисканцев (изображением святого Франциска и его изречением "Pax et bonum"):
На вершине фронтона - фреска из жития святого и железный крест с солярной символикой:
Справа от входной брамы на отдельном постаменте стоит статуя Христа, по всей видимости, установленная совсем недавно:
К самой браме ведёт гранитная лестница с кованой оградой, а её главную арку закрыли ажурными чугунными воротами:
Все эти элементы с последнего снимка появились заново в ходе реставрации, которая началась ещё в 2003 году и вялотекуще продолжается до сих пор - видимо, францисканцы никуда в этой жизни не торопятся. За долгую историю монастыря, это их третье пришествие в эти стены: после закрытия монастыря в 1832 году, его сначала пытались вернуть ордену поляки в межвоенное время, а в конце перестройки вернул Горбачёв.
Угловой участок монастырской стены, что слева от входа, очевидно, так и собираются оставить в первозданном виде, как напоминание, с чего пришлось начинать реставрацию:
А мы войдём во двор, чтобы обойти костёл против часовой. Фронтон алтарной части симметричен фасадному, разве что фреска здесь побольше:
За костёлом спрятались монастырские корпуса. Они уже неплохо отремонтированы - пластиковые окна, годная крыша, - осталось разве что двор привести в порядок:
Теперь вид с северной стороны, с "изнанки" собора:
Здесь монастырский двор выходит на берег Волмы. Река больше похожа на ручеёк, а на другом её берегу местные жители, очевидно, любят устраивать пикники:
В субботний полдень ни прихожан, ни служителей заметно не было, но все двери были открыты настежь, чем мы не преминули воспользоваться и без помех осмотрели интерьер:
Светло, просторно, по бокам барельефы из жития св.Франциска, но на люстре - обычные энергосберегающие лампочки. Вообще, реставрация оставляет двойственное впечатление - по-моему, чрезмерное увлечение евроремонтом и слишком интенсивная побелка напрочь скрывают немалые архитектурно-исторические достоинства ансамбля. Понятно, что проще наглухо заштукатурить стену, чем восстановить изначальную кирпичную кладку, но дух старины при этом безвозвратно исчезает:
Теперь немного осмотрим центр городка, пройдя по короткой улице 1 Мая к центральной площади. По большому счёту, смотреть в Ивенце больше нечего: старинных гражданских зданий не осталось вовсе, рядовая поселковая застройка не впечатляет, а в городском парке нет даже скамеек (зато есть бюст Феликса Дзержинского, который родился неподалёку отсюда, в деревне Дзержиново). Напротив костёла построили мини-отель для паломников, стилизованный под постоялый двор:
Интересно, что мансарду недавно перекрасили из ядовито-синего в более подобающий коричневый цвет. Следующее здание - т.н. Польский дом, то ли межвоенной, то ли послевоенной постройки. Половину его занимает отделение Союза поляков в Беларуси, а другую половину - ЧП по пошиву и ремонту одежды:
В 2010 году из-за имущественных споров на здание разгорелся международный конфликт, с очередным взаимным отзывом послов, и скромный Ивенец на короткое время попал на первые страницы новостей.
Главная (бывшая Рыночная) площадь чуть менее, чем полностью, занята новодельным православным храмом св.Ефросиньи Полоцкой:
Справедливости ради, отмечу, что исторические здания на ней (дома купцов и ремесленников, торговые ряды) были снесены ещё в советское время, в ходе одной из реконструкций. Теперь вместо них новенькие коттеджи РПЦ:
С площади можно обнаружить интересный ракурс на белый костёл, между двумя мачтами операторов мобильной связи:
Под куполами - единственное в посёлке кафе с туалетом, с амбициозным названием WiFi. Стоит ли говорить, что по выходным его работа на полгода вперёд расписана под спецобслуживание. Пришлось пить кофе в более демократичном "Молодёжном":
Выяснилось, что там делают очень вкусные пирожки с мясом, но для полноценного обеда их, конечно, не хватило, поэтому мы покинули Ивенец и отправились дальше по маршруту, в южном направлении на Рубежевичи.