Чернохронская узкоколейка

Jul 21, 2010 19:22

10 июня 2010 года, в рамках своего автопутешествия, посетил Чернохронскую узкоколейку (760 мм) в словацких Низких Татрах и не отказал себе в удовольствии по ней прокатиться.



Судьба узкоколейных железных дорог печальна во всех странах: будучи в начале 20 века важной частью экономики, к его концу под натиском автотранспорта они полностью сдают свои позиции вплоть до полного закрытия и последующего разрушения. Так и в Словакии: построенная ещё в 1909 году для освоения лесных массивов Татр, Чернохронская узкоколейка исправно работала на благо сначала венгерской, а потом чехословацкой экономики, достигая общей длины в 132 км и неплохих объёмов вывоза древесины в свои лучшие годы. В 1982 году она закрылась, и большая часть путей была разобрана. Тем не менее, полного уничтожения избежать удалось: через 10 лет небольшой участок в 14 км был восстановлен, но уже для туристических целей, а часть техники реставрирована и собрана в музей под открытым небом на станции Черны Балог.

Сначала разберёмся с местоположением. Дорога получила своё название по речке Чёрный Хрон, впадающей в главную реку Низких Татр, просто Хрон. Главная станция, Черны Балог, находится в 10 км к югу от города Брезно - районного центра Банско-Бистрицкого края. А весь этот край расположен в самом центре Словакии:



Вся Чернохронская узкоколейная система стыковалась с железной дорогой нормальной колеи, идущей к северу от неё в широтном направлении по долине Хрона, в районе большой станции Подбрезова, а точнее, в о.п. Хронец. Оттуда вдоль Чёрного Хрона шёл основной ствол узкоколейки, от которого ветвились подъёмы на лесистые холмы (порой усиленные зубчатой лентой). Вот подробная карта этого района (не обращайте внимания на фиолетовые линии - это мой автомобильный маршрут):



У дороги есть свой сайт, (правда, на словацком языке), который весьма информативен по части истории, моделей паро- и тепловозов и других фактов, поэтому пересказывать его не буду. Интересно, что во время войны "немцы Черны Балог никогда не добили", и дорогу вовсю использовали партизаны.

В настоящее время по участкам Хронец - Черны Балог (12 км) и Черны Балог - Выдрово (2 км) ходит поезд с тремя вагончиками, на котором катают детей, но и вне этого действующего участка ещё можно увидеть неразобранные пути. Некоторые ведут к цехам заводов Подбрезовы, другие - непосредственно в лес.

Знакомство с узкоколейкой начнём с вокзала Подбрезовы:



Подбрезова - промышленный центр, рядом действует крупный завод по переплавке металлолома и несколько небольших предприятий, в т.ч. лесопильных. А прямо на вокзале стоит памятник паровозу (к сожалению, сильно закрыт деревьями для хорошего кадра):



Паровоз толкает какой-то бронеагрегат - читатели подсказали, что таранный снегоочиститель:



А чуть поодаль, другой весёлый паровозик приглашает посетить Черны Балог,



что мы без промедления и сделали, доехав по шоссе 15 км. Станция Черны Балог с музеем прямо на путях находится в весьма живописном месте:



В музее представлены тепловозы и вагончики разных типов, ходившие в своё время по Чернохронской дороге. Вот, например, немецкий дизель фирмы Deutz кёльнского завода, ходивший тут в 1946-56 годах под маркой Т25.001:



Однако, большинство тепловозов были чешскими фирмы ЧКД (известной по своим трамваям), а с 1961 года - также венгерскими Rába M042. А самый новый (на котором мы и поедем) был выпущен Оломоуцким заводом в 1968. Он носил романтичное имя "Ленка BNE50" и мог развить скорость до 16 км/ч:



Есть и более старые экспонаты, ещё на паровой тяге, как вот этот U46 будапештского завода MÁVAG выпуска 1905 года:



Вагончики тоже были разнообразными. Кроме лесовозных платформ, имелись грузо-пассажирские,



и даже почтовые:



Однако, пора в путь. Сначала идём к кассе, где девушка Катька (это её полное имя) выдаст вам билет с помощью старинного компостера:



Потом - на платформу, где терпеливо ожидаем команды на посадку:



Размещаемся в жёстком сидячем вагоне,



и наконец дежурный по станции (та же Катька) даёт добро на старт:



Нас везёт молодой, но опытный машинист, справляясь с тепловозом одной рукой:



Два километра - путь недолгий, но успеваем посмотреть по сторонам:



И вот конечная, о.п. Выдрово,



а вовсе не Шариш, как можно подумать по вывеске (Шариш - это отличное словацкое пиво). Дорога продолжается по Выдровской долине, но поезд туда уже не ходит:



Зато можно пройтись пешком, и насладиться природой и деревянными скульптурками, которыми так богата страна Словакия. Эта, к примеру, показывает нелёгкий труд дровосека:



Обратным рейсом возвращаюсь сразу же (через 15 минут), поэтому в гордом одиночестве: блоггеру долго расслабляться нельзя - впереди ждут новые объекты :)

покатушки на поезде, техника, узкоколейки, вокзалы, вагоны, локомотивы, Словакия

Previous post Next post
Up