10 июня 2010 года, в рамках своего автопутешествия, посетил Чернохронскую узкоколейку (760 мм) в словацких Низких Татрах и не отказал себе в удовольствии по ней прокатиться.
Судьба узкоколейных железных дорог печальна во всех странах: будучи в начале 20 века важной частью экономики, к его концу под натиском автотранспорта они полностью сдают свои позиции вплоть до полного закрытия и последующего разрушения. Так и в Словакии: построенная ещё в 1909 году для освоения лесных массивов Татр, Чернохронская узкоколейка исправно работала на благо сначала венгерской, а потом чехословацкой экономики, достигая общей длины в 132 км и неплохих объёмов вывоза древесины в свои лучшие годы. В 1982 году она закрылась, и большая часть путей была разобрана. Тем не менее, полного уничтожения избежать удалось: через 10 лет небольшой участок в 14 км был восстановлен, но уже для туристических целей, а часть техники реставрирована и собрана в музей под открытым небом на станции Черны Балог.
Сначала разберёмся с местоположением. Дорога получила своё название по речке Чёрный Хрон, впадающей в главную реку Низких Татр, просто Хрон. Главная станция, Черны Балог, находится в 10 км к югу от города Брезно - районного центра Банско-Бистрицкого края.
А весь этот край расположен в самом центре Словакии:
Вся Чернохронская узкоколейная система стыковалась с железной дорогой нормальной колеи, идущей к северу от неё в широтном направлении по долине Хрона, в районе большой станции Подбрезова, а точнее, в о.п. Хронец. Оттуда вдоль Чёрного Хрона шёл основной ствол узкоколейки, от которого ветвились подъёмы на лесистые холмы (порой усиленные зубчатой лентой). Вот подробная карта этого района (не обращайте внимания на фиолетовые линии - это мой автомобильный маршрут):
У дороги есть
свой сайт, (правда, на словацком языке), который весьма информативен по части истории, моделей паро- и тепловозов и других фактов, поэтому пересказывать его не буду. Интересно, что во время войны "немцы Черны Балог никогда не добили", и дорогу вовсю использовали партизаны.
В настоящее время по участкам Хронец - Черны Балог (12 км) и Черны Балог - Выдрово (2 км) ходит поезд с тремя вагончиками, на котором катают детей, но и вне этого действующего участка ещё можно увидеть неразобранные пути. Некоторые ведут к цехам заводов Подбрезовы, другие - непосредственно в лес.
Знакомство с узкоколейкой начнём с вокзала Подбрезовы:
Подбрезова - промышленный центр, рядом действует крупный завод по переплавке металлолома и несколько небольших предприятий, в т.ч. лесопильных. А прямо на вокзале стоит памятник паровозу (к сожалению, сильно закрыт деревьями для хорошего кадра):
Паровоз толкает какой-то бронеагрегат - читатели подсказали, что таранный снегоочиститель:
А чуть поодаль, другой весёлый паровозик приглашает посетить Черны Балог,
что мы без промедления и сделали, доехав по шоссе 15 км. Станция Черны Балог с музеем прямо на путях находится в весьма живописном месте:
В музее представлены тепловозы и вагончики разных типов, ходившие в своё время по Чернохронской дороге. Вот, например, немецкий дизель фирмы Deutz кёльнского завода, ходивший тут в 1946-56 годах под маркой Т25.001:
Однако, большинство тепловозов были чешскими фирмы ЧКД (известной по своим трамваям), а с 1961 года - также венгерскими Rába M042. А самый новый (на котором мы и поедем) был выпущен Оломоуцким заводом в 1968. Он носил романтичное имя "Ленка BNE50" и мог развить скорость до 16 км/ч:
Есть и более старые экспонаты, ещё на паровой тяге, как вот этот U46 будапештского завода MÁVAG выпуска 1905 года:
Вагончики тоже были разнообразными. Кроме лесовозных платформ, имелись грузо-пассажирские,
и даже почтовые:
Однако, пора в путь. Сначала идём к кассе, где девушка Катька (это её полное имя) выдаст вам билет с помощью старинного компостера:
Потом - на платформу, где терпеливо ожидаем команды на посадку:
Размещаемся в жёстком сидячем вагоне,
и наконец дежурный по станции (та же Катька) даёт добро на старт:
Нас везёт молодой, но опытный машинист, справляясь с тепловозом одной рукой:
Два километра - путь недолгий, но успеваем посмотреть по сторонам:
И вот конечная, о.п. Выдрово,
а вовсе не Шариш, как можно подумать по вывеске (Шариш - это отличное словацкое пиво). Дорога продолжается по Выдровской долине, но поезд туда уже не ходит:
Зато можно пройтись пешком, и насладиться природой и деревянными скульптурками, которыми так богата страна Словакия. Эта, к примеру, показывает нелёгкий труд дровосека:
Обратным рейсом возвращаюсь сразу же (через 15 минут), поэтому в гордом одиночестве: блоггеру долго расслабляться нельзя - впереди ждут новые объекты :)