Брно, ч.1: старый город

Feb 08, 2012 01:24

Главный город Моравии Брно первоначально вообще не входил в план поездки, но судьба распорядилась так, что я провёл в нём целых три дня. Впрочем, перманентное состояние суетливой беготни и стресса, в котором я находился, было мало совместимо с надлежащим неспешным и планомерным осмотром города. И только немалый опыт подобных занятий позволил мне провести эту фотосессию, практически на автопилоте. В результате, вышло довольно много снимков, но как, скажите на милость, делить на части обзор компактного по форме центра, который в принципе на логические части не делится? Так что терпите - фоток в этом посту будет больше, чем обычно.

Брно, по чешским (да и по моим тоже) меркам - мегаполис: людный, неприветливый, буржуазный. Неудивительно, что скромное обаяние особая атмосфера старинных кварталов исторического центра улетучилась под напором коммерции и туристов: в каждом втором доме здесь разместился какой-нибудь универмаг, а все первые этажи оккупируют даже не бутики, а магазинчики ширпотреба. От предыдущих эпох город получил богатое наследие. Триста лет (с 1641) он был столицей почти что государства - маркграфства в составе Австро-Венгрии, затем автономной земли в составе довоенной Чехословакии. Этот высокий статус придал Брно если не имперское величие, то лоск и амбиции: накапливалось богатство, развивались торговля и ремёсла; открывались административные, учебные и культурные заведения, а стало быть, строились шикарные и стильные здания. Другим фактором, повлиявшим на развитие и облик города, стал промышленный бум 19-20 веков: Брно даже называли "моравским Манчестером" из-за обилия текстильных и машиностроительных предприятий.

В центре Брно поразительна концентрация разнообразных церквей и монастырей; создаётся впечатление, что каждый монашеский орден считал своим долгом открыть представительство в столице Моравии, хотя чехи никогда не были особо религиозным народом. Среди прочих, явно выделяется кафедральный католический собор Петра и Павла - архитектурная доминанта и один из главных символов города:



До него я не добрался - в моём состоянии было даже страшно подумать о подъёме на крутой высокий холм, зато в более плоском старом городе не пропустил ни одной улицы. Исторический центр Брно довольно велик: прямоугольной формы, размером 800 на 1200 метров, он своим основанием примыкает к вокзальной площади и лежит к северу от неё. Проложить рациональный маршрут по нему сложно, поэтому без карты нам не обойтись:



От вокзала в центр ведёт его главная улица-витрина - Масарыкова, она делит центр на две половинки - западную и восточную. По ней войдём, а дальше начнём обход и осмотр с западной части, общим направлением по часовой стрелке. Сворачивая в первый же переулок налево, сразу выходим на Капуцинскую площадь. Различать, где какой монастырь, в Брно довольно просто: прилегающие улицы и площади носят названия их орденов - Иезуитская, Доминиканская, Францисканская и т.д. Стало быть, первый наш объект - капуцинский "кляштор":



Это действующий с 1651 года монастырь и его главный храм - раннебарочный костёл Возложения святого креста. Однако, он более известен своей лаврой в подвале, чей микроклимат и особая система вентиляции способствовали мумифицированию похороненных здесь в 18 веке личностей. Фотку лежащих в ряд мумий, с вашего позволения, приводить не буду.

Видно, что слева от костёла дом 1905 года постройки вписался в древний квартал не очень гармонично. Вообще, модерна рубежа веков в центре Брно много, но надо иметь в виду, что эти помпезные здания возникли не на пустом месте, а за счёт сноса не менее ценной исторической застройки 17-18 веков.

Несколько шагов на запад, и мы выходим к лестнице, ведущей на Музейную площадь. Здесь начинается Петропавловский кафедральный комплекс, который кроме костёла включает в себя епископский двор (слева) и "замек" с труднопроизносимым названием Дитрихштейн (справа):



Непонятно, можно ли отсюда пройти к самому костёлу, но я и не пытался. Культовые строения на высоком Петровом холме стояли чуть ли не с 11 века (сперва романская базилика, затем готическая церковь, а в 18 веке - барочный костёл), но нынешний вид символ Брно приобрёл не так давно, а именно в 1904-09 годах, когда собор был кардинально перестроен в неоготическом стиле и возведены две 84-метровые башни. Кафедральный статус этот комплекс приобрёл в 1777 году, когда была образована католическая епархия с центром в Брно.

А вот дворец-замек на 150 лет старше: его построил Оломоуцский епископ Дитрихштейн в 1618 году для своих брненских нужд, и когда в Брно образовалась отдельная епархия, епископский двор к нему попросту пристроили. Возник излишек площадей, и в 1911 дворец продали государству, которое организовало здесь Моравский провинциальный музей. Правое (основное) крыло замка выходит на площадь Zelný trh (Зелёный торг), и его фасад там предстаёт во всей своей красе:



По фасаду заметно, что здание не раз перестраивалось, целиком или поэтажно, и от старых времён сохранился лишь вход. Сама же Зелёная площадь - старейшая в городе, вокруг неё город и формировался со времён основания. Своё название она получила оттого, что служила овощным рынком для моравских крестьян из окрестных деревень (первоначально площадь звалась Горной, что типично для многих чешских городов). Традиция продавать на площади "зеленину" сохранилась и до сих пор, хотя количество торговых рядов сильно уменьшилось - ведь глобализация везде разрушает местное производство:



Судя по ценникам, овощи стоят весьма недорого: любой товар меньше $1 за кило. Перед отъездом у меня ровно столько и осталось; в других местах Брно с 20-ю кронами в кармане делать нечего, поэтому истратил прямо тут на мандарины, которых хватило на весь путь до Минска:



На заднем плане овощного ряда, занимая южную сторону площади, стоит театр ("дивадло") Редута. На его месте и раньше стояли средневековые дома, но как городской театр он функционирует с 1730-х годов. Многократные реконструкции (после пожаров и просто так) настолько изменили его облик, что я не берусь судить, какие стили и в какой пропорции тут намешаны. Входной портал, впрочем, тоже выглядит старше всего остального фасада. Фишкой театра до сих пор является событие 1767 года, когда на его сцене выступил 11-летний Моцарт.

На восточной стороне площади стоит монументальное здание бывшего Кирилло-Мефодьевского кредитного союза, для постройки которого в 1913 году снесли 3 или 4 исторических дома. Позже дом перешёл к университету, и тут разместились юридический и экономический факультеты. Сейчас - непонятно что:



В центре Зелёного торга стоит древний (1695) фонтан Парнаса, воду для которого доставляли по акведуку из реки Свратки. Памятник составлен из множества аллегорических фигур, разбираться в которых мне лень, но выглядит прикольно:



Наконец, на западной стороне находим старую ратушу (Stará radnice), почему-то стоящую к площади боком. Слева от неё всё-таки втиснули бетонную коробку универмага, правда, не злонамеренно, а вместо разрушенных войной зданий:



Ратуша - старейшее из гражданских зданий Брно, построенное ещё в 13 веке и исполнявшее обязанности городской управы вплоть до 1935 года. Здание изначально имело башню с колоколами, но современной высоты в 63 м последняя достигла по итогам двух реконструкций, в 1577 и 1905 гг. Ратуша выходит фасадом в довольно узкий переулок (а точнее, пассаж), поэтому целиком он не виден ниоткуда. Разве что так:



Рассмотрим поближе её позднеготический портал. В центре композиции - герб с австрийским двухглавым орлом; он обрамлён пятью устремлёнными вверх пинаклями с аллегорическими фигурками на каждом. Казалось бы, ничего необычного, но средний пинакль заметно искривлён:



По легенде, мэрия не доплатила скульптору Антонину Пильграму за работу, и мастер их за это потроллил по-своему.

В ратуше есть внутренний двор, два яруса и несколько залов, в одном из которых продают сувениры и буклетики, а главное - бесплатно пускают в интернет. На башню, в принципе, можно подняться за небольшую плату:



Однако, всякий раз, когда я заглядывал в ратушу, интернет был гораздо актуальнее, и подняться наверх я даже не попытался. Более того, не заметил висящих на стенке прохода ещё одной парочки брненских легенд - крокодила и колеса. А ещё говорят, что где-то тут есть вход в подземелье и винные погреба.

Но прогулка у нас чисто поверхностная, поэтому идём дальше на север. За очередным универмагом открывается Доминиканская площадь (бывш. Рыбный торг), треть которой занимает неуклюже выступающий вперёд костёл св.арх.Михаила. Монастырь на этом месте стоял ещё с 1238 года, но в 1645-м он был разрушен шведскими войсками в ходе осады Брно. Храм восстанавливали двадцать лет, и нынешнее здание в стиле барокко датируется 1679 годом:



Слева от костёла проходит Доминиканская улица - одна из немногих нетронутых коммерцией. Выглядит очень стильно и даже уютно:



А справа, примыкая левым флигелем к костёлу, в глубине площади стоит Новая ратуша - магистрат и мэрия города Брно:



Несмотря на название, комплекс состоит из далеко не новых зданий: городские и провинциальные власти поначалу использовали помещения монастыря, примерно раз в сто лет проводя реконструкции и приращивая объёмы. Характер взаимоотношений власти и церкви по поводу этой недвижимости мне выяснить не удалось, но в 1784 г. здание было реквизировано армией и возвращено городу лишь через 90 лет, естественно, с немалым ущербом для интерьера. Последняя крупная реконструкция состоялась в 1935-м, в связи с переездом мэрии из Старой ратуши.

Обратите внимание: здесь тоже присутствуют старые входные порталы, но в отличие от уже виденных нами порталов музея и театра на Зелёной площади, здесь они не являлись частью более древних структур здания, а были попросту перенесены с других домов, подлежащих сносу.

Площадь перед магистратом, кстати, не всегда была такой открытой: вплоть до 20 века, прямо поперёк неё, чуть не закрывая торцом вход в ратушу, стояли корпуса цистерцианского монастыря, который полностью снесли в 1908 году:



А вот как выглядят шпили доминиканского костёла и новой ратуши с другой стороны - с Гусовой улицы. Здесь же видны остатки крепостной стены:



Гусова - это уже периметр старого города, с оживлённым движением. К северу улица быстро упирается в площадь Коменского, в центре которой высится ещё один костёл - Красный:



Это уже не католический, а протестантский храм, построенный для нужд лютеранской немецкой общины Брно в 1867 году. После высылки немецкого населения в 1945 году, костёл перешёл к чешской евангелической церкви.

Площадь Коменского со всех сторон окружена массивными зданиями университета и судов (Брно - резиденция высших судебных органов Чехии). Вот, например, конституционный суд на улице Юстиции:



Но лучше поговорим не о суде, а о трамваях. Развитая сеть и высокая интенсивность движения делают трамваи основным транспортом чешских городов. Как правило, им позволено пересекать исторические центры, где любое другое движение запрещено. Интересно смотреть, как даже четырёхвагонные составы лихо вписываются в крутые повороты городских улиц. Однако, стоимость проезда растёт с размером города: если в Оломоуце билет на одну поездку стоит 14 крон и действует 45 минут, то в Остраве за 14-15 крон можно кататься лишь 15 минут, а в Брно уже придётся выложить 20 крон за 15-минутный, или 25 за часовой билет. Проехать зайцем вряд ли удастся из-за обилия контролёров, поэтому запасаться билетами лучше заранее. При входе в вагон их необходимо компостировать.

Трамвайный парк включает вагоны всех возрастов, от старых хорошо знакомых Шкод до ультрасовременных. На остановках обычно висит электротабло, показывающее номера следующих трамваев и время их ожидаемого подхода:



Пока смотрел на трамваи, улица Joštova уже кончилась - она тоже ведёт к храму:



Это костёл Благовещения пресвятой богородицы и апостола Фомы на Моравской площади. Он ведёт свою историю с 1350 года, когда на этом месте появился августинский монастырь. Как и многие другие брненские здания, он пострадал во время шведской осады 1645 года, и поэтому был через некоторое время восстановлен, но уже в стиле барокко. В 1783 году монастырь прекратил своё существование, и его здания были переданы светским властям - за костёлом разместился губернаторский дворец:



Теперь в нём размещается одна из трёх частей Моравской Галереи, где, помимо постоянной экспозиции, проводятся выставки и концерты камерной музыки:



Буквально в ста метрах на юг, выходим на очень красивый перекрёсток улиц Рашиновой и Якубской. Стоящие на нём дома начала 20 века в стиле модерн впечатляют разнообразием деталей и богатством декора:



Наверняка эти дома именные, но в интернете информации мало. Так что просто полюбуемся:



На Якубской площади такие дома стоят единым фасадом, и каждый балкон или мансарда по-своему уникальны:



Справа виднеется часть костёла св.Иакова, в честь которого и названа прилегающие улица и площадь. Возможно, площадь перед собором когда-то и была, но масштабная застройка начала века съела всё свободное пространство. Костёл оказался полностью зажат между высокими домами, и взять его в кадр вблизи не представлялось возможным (да и половина его сейчас закрыта лесами). Поэтому смотрим на него издалека, с Гусовой улицы (на переднем плане - застройка Весёлой улицы):



Готический костёл строили неторопливо, весь 16 век, и 92-метровую колокольню завершали уже в стиле барокко. Внутри храма аккуратно, светло и торжественно:



По виду интерьера ни за что не догадаешься, что в подземельях скрывается громадная (вторая по размеру в Европе) костница из 50 тысяч, м-м, останков. Пожалуй, фотографии черепов выкладывать не стоит.

В этой части города множество костёлов, но застройка настолько плотная, что ни один из них невозможно рассмотреть целиком. Не найдя ракурса, иезуитский костёл я вовсе пропустил, а францисканский (миноритский) монастырь 13 века с фасадом костёла святых Иоаннов (Крестителя и Богослова, 1733) поддался съёмке только с очень острого угла:



Теперь пройдём пару кварталов на восток и посмотрим на главный брненский театр - Магеново дивадло. Он был открыт в 1882 году как альтернатива театру Редута, выбывшему из строя после очередного пожара, и поначалу назывался Немецким театром:



Здесь раньше проходил вал городских укреплений - естественная граница старого центра. А стоит бросить взгляд за его пределы, и пейзаж как бы напоминает, что Брно - всё-таки промышленный город:



Наличие городского вала подразумевает, что где-то в нём находятся и ворота в город, а то и несколько. Одни из них сохранились до сих пор - Менинская брана. Конечно, от 13 века в ней ничего не осталось - она была перестроена в 19 и 20 веках, а сейчас вообще выглядит вырванной из контекста, лишившись примыкавших ранее к ней вплотную стен:



Однако, ведущая от браны к центру улица Орли сохранила некоторые средневековые черты: двухэтажные дома по виду не моложе 18 века, на стене одного из них висит распятие, вход в другой украшает портал с гербом и фигурками святого семейства:



А на углу с Йозефской стоит ещё один монастырь, на сей раз женский. В 1618-1782 он принадлежал францисканкам, а в 1782-1950 - урсулинкам. Костёл, как вы уже догадались, называется в честь св.Иосифа, и был построен в 1658 году в раннебарочном стиле. В конце 20 века дважды обновлялся, а совсем недавно был передан греко-католикам. Морковный цвет шпиля и крыши, в общем-то, выдаёт женский характер данной обители:



А вот фасад выглядит мрачновато, и не похож на недавно отреставрированный:



Напротив костёла нашёлся интересный дворик - Римская площадь. Это оазис функционализма посреди исторической застройки - почему-то все старые дома здесь разрушили. Известно только, что на этом месте в 18 веке находился еврейский квартал:



Здесь же (на Францисканской, вестимо) находится очередной, уже третий францисканский монастырь. Его кельи выглядят хотя и несколько потрёпанно, зато аутентично:



Монастырский костёл св.Марии Магдалены (1683) выглядит немного аккуратнее - всё-таки он обращён фасадом к главной улице города:



На его месте в 16 веке стояла синагога, да и сама главная улица прежде называлась вовсе не Масарыковой, а Еврейской. Выйдя на неё, мы завершили полный круг по историческому ядру Брно, но так и не побывали на его центральной площади - намести Свободы. Восполним этот пробел, благо идти совсем недалеко.

Традиционная чешская дихотомия "горны - дольни" (верхняя - нижняя), характерная для парных площадей средневековых городов, в полной мере присутствует и в Брно. Верхняя площадь, как правило, старше, меньше по размеру и под защитой града-крепости, выполняла административные функции (на ней обычно располагались ратуша и главный храм), а нижняя служила для представительских и торговых целей. Официально, обе брненские площади давно сменили названия, но мы узнаём в Зелёной площади Горный Торг, а в площади Свободы - соответственно, Дольный.

Площадь известна ещё с 13 века - здесь селились богатые горожане и знать. Судя по старым изображениям, к середине 19 века площадь выглядела уютно и стильно, с костёлом св.Микулаша посредине и однородной трёхэтажной застройкой по периметру:



Однако, в 1869-м костёл снесли, а в 1900-м затеяли масштабную перестройку: прежние дома сменились помпезными дворцами в стиле неоренессанса, а конные экипажи - трамваями. В дальнейшем облик площади менялся незначительно, и сейчас она выглядит так (вид с севера):



На переднем плане - чумной столп (1679); из великого множества виденных мной в других городах, этот - самый незатейливый. На заднем плане (на восточной стороне) можно заметить интересное здание, которое дадим крупным планом:



Это т.н. Дом с четырьмя атлантами (1902), в народе называемых почему-то удодами дронтами. Кроме их глуповато-озадаченных физиономий, на фасаде, в общем-то, больше ничего примечательного и нет (помните, какие красивые дома той же эпохи мы видели всего в квартале отсюда, на Якубской?). А слева - стеклянный хайтек универмага Омега. Не поверите, но на площади есть ещё универмаги Альфа и Бета.

Теперь смотрим на северную сторону:



По центру кадра видим колокольню уже знакомого нам костёла св.Якуба и улицу Рашинову с трамвайными путями (по ним постоянно прохаживается полицейский патруль). Слева - здание финуправления и кредитного кооператива (почему-то розового цвета), справа - полицейское управление. Но самое интересное на этой фотке - фаллический столп из чёрного гранита на переднем плане справа. Никогда не догадаетесь, что это такое!

Оказывается, это такие часы (Brněnský orloj), поставленные сюда в 2010 году. Каждый час они звенят и выбрасывают какой-то стеклянный шарик (который можно поймать и унести как сувенир), но без предварительной подготовки определить время по ним невозможно: верхние части шайтан-механизма крутятся вокруг своей оси с разной частотой и якобы указывают часы и минуты. Видимо, за год с небольшим интерес к этому креативному монументу совершенно угас, ибо вокруг не наблюдалось ни одного туриста. Разбитых шариков на тротуаре я, впрочем, тоже не заметил.

Ну и последний кадр - взгляд на северо-восточный угол площади. Жёлтый дом полиции здесь безусловно доминирует, но большую историческую ценность представляет собой неприметное здание по центру снимка - Дворец шляхтичанок (1690, надстроен в 1791), своего рода лицей-интернат для девушек из высшего общества. Сейчас девушек там нет, зато есть этнографический музей:



Вот таким я увидел исторический центр Брно - мозаикой из мест стильных и безвкусных, ухоженных и обшарпанных, симпатичных и неуютных, удачно расположенных и редкостно неуклюжих. Кому как, а мне здесь было интересно.

церкви протестантские, площади, готика, исторические центры, модерн, функционализм, церкви католические, базары, трамваи, Чехия, театры, фонтаны, барокко, кафедральные соборы, чумные колонны, скульптуры, брамы, дворцы, музеи, монастыри, ратуши, учебные корпуса, Моравия

Previous post Next post
Up