Блицтурне на Селигер, ч.2: Осташков

Sep 14, 2009 18:57

Ещё через час, с опаской глядя на свинцовые тучи и мокрый асфальт, мы уже осторожно въезжали в Осташков.

Осташков производит странное впечатление. Имея первокласссный природный ресурс и неплохой историко-культурный, город почему-то не может всё это обратить себе на пользу, и вместо процветания впадает в декаданс (а проще говоря - деградирует). Дома и церкви не реставрируются, мусор не убирается, а дорожное покрытие улиц выглядит как после бомбёжки прямой наводкой. Кстати, советую не ездить по городу без нужды, а припарковать машину напротив речного вокзала, доехав туда от шоссе (на малой скорости!) по главной улице Ленина, и дальше гулять пешком.

В городе интересно всё. Даже то, что нет ни одного светофора. Поскольку в интернете море информации, я не буду повторяться, а выложу только свои мимолётные впечатления и некоторые фотки. Узнавая дома, картинки которых я видел в отчётах коллег, я даже не поднимал фотоаппарат. Итак, осмотр города мы начали с импровизированного обеда на скатерти-самобранке, расположившись на мысу - гранитной набережной стрелки полуострова, на котором, собственно, и стоит Осташков. Сюда же первым делом и привозят туристов на автобусах. Встречает их гора мусора:

А неорганизованные туристы паркуются прямо на площади, в Опасной Зоне:

С мыса открываются живописные виды на озеро и прилегающие острова. А местные детишки с удовольствием и бесплатно позируют:

По озеру даже в непогоду плавают кораблики и катера. Не знаю как летом (коллега heming-fromelko утверждал, что купил билет на пароходик в 7 утра), но сегодня днём Речной вокзал был закрыт на замок, хотя объявление на дверях приглашало на водную прогулку в Нилову пустынь в 14:00 за 350 руб. и ещё куда-то поближе, за 250. Тем не менее, корабль бодро направляется к пристани; вот он:

Кроме речного вокзала, имеется небольшая пристань на мысу, но туда ходят пароходики попроще, как вот этот. Куда конкретно, и по какой цене - узнавать поленились. Наверно, на ближайшие острова.

Совсем рядом - ансамбль из двух церквей конца 17 века - Воскресенской и Троицкого собора. В последнем - краеведческий музей, а первая была закрыта, причём так, что даже обойти не удалось. Интересно, что окошки на ней - нарисованные:

Возвращаемся по Ленинскому проспекту к речному вокзалу. Проходим бывшую ратушу, каменные купеческие особняки 19 века в таком плачевном состоянии, что на них уже мелом пишут "..., отремонтируй меня!" (очевидно, обращаясь к главе города):

Некоторые так и просто разрушены до основания:

В городе очень высокие деревья, много старых парков, что придаёт ему торжественный и задумчивый вид. Вот типичная улица, одна из продольных:

А вот дерево чуть ли не выше Троицкого собора:

Однако, и до них уже добрались: во многих местах лежат брёвна от свежеспиленных берёз и дубов (справа - один из редких новых домов):

Потом из брёвен делают вот таких мишек и ставят у входа в какой-нибудь магазин:

Мы даже застали процесс их изготовления:

Несколько однообразно, но политически правильно, учитывая близость известных селигерских тусовок.

Наконец, доходим до площади напротив речного вокзала. Площадь вроде центральная, но не особо ухоженная. Кроме таксистов, на ней в такую погоду никого нет, а внутрь открытого магазина ну никак не попасть:

Рекламная картинка в окне в некотором контрасте с суровой действительностью, не правда ли?

Хочется и Осташков поскорей записать в категорию городов-контрастов, только вот никак не удавалось найти upper side этих самых контрастов. И вот, наконец-то нам улыбнулась удача. На первой линии набережной стоит вот такое чудо новейшей архитектуры миллионов на 15:

Других таких мы больше не нашли. Говорят, на селигере много дач, подобных рублёвским (некоторые даже были видны с набережной), но очевидно, сам город новых русских пока не интересует.

Пришлось искать контрасты иного рода. Про сожжённый дом посреди милицейского квартала уже много писали, так что фоткать не стал, хотя не мог сдержать смеха при его виде. А вот школа №1, где к стильному зданию 1851 года пристроили совковый спортзал:

Школа знаменита своими выпускниками, среди которых доктора наук, директора, и даже один академик и один Герой Советского Союза (на здании видны мемориальные таблички).

Продолжили экскурсию мы уже на машине. Доехав по ямам, лужам и кочкам, а потом по дамбе до острова Кличен, мы наткнулись на Житенный женский монастырь. Слева открывался вид на прекрасный пустынный пляж, но в такую погоду больше захотелось зайти в монастырь, что мы и сделали. По его двору бегали дети (в монастыре ещё и приют), а на огромных клумбах росли красивые цветы. Приглядевшись, под ними обнаружили ещё и капусту, огурцы и прочие полезные овощи :)

Коллега diana-spb совсем недавно поместила сюда отдельный пост, поэтому дублировать фотки не буду, кроме одной, где буйство цветов общим планом:

На переднем плане никакая не послушница, а моя подружка Катя со своей дочерью, которая стойко перенесла второе большое путешествие и с большим интересом смотрела на волны, впервые в жизни увидев настоящее озеро. На этом мы экскурсию завершили и пустились в обратный путь. По закону подлости, только мы отъехали от Осташкова, выглянуло солнце и потеплело до обещанных градусов, так что в солнечную Тверь мы приехали опять летом.

деревянное зодчество, малые города, церкви православные, барокко, паромы, Тверская область, Россия, озёра, монастыри, учебные корпуса, набережные